Село Рожново находится при большой дороге, на расстоянии 18 километров от Зарайска. Расположенное в низине при двух прудах, оно окружено оврагами и лесом. В старину здесь находили себе пристанище разбойничьи шайки беглых людей, вооруженных железными рожнами и косами. Отсюда, видимо, пошло название села Рожнова.
По рассказам старожилов окрестности села казались такими опасными, что, кто проходил или проезжал благополучно из села Печерникова до Рожнова, считал непременной обязанностью отслужить благодарственный молебен в Рожнове.
В Рожнове было 90 домов, к одному приходу вместе с ними принадлежали: сельцо Давыдово (25 домов), сельцо Болванниково (10 домов), Саблино (27 домов), Требовое (13 домов), Ивашково (7 домов), Логвеново (14 домов), Казицынские Выселки (12 домов), деревня Латыгори (57 домов) и сельцо Лобково (17 домов). Впервые об Успенской церкви села Рожново упоминают закладные книги 1676 года. На основании древних документов, приход села Рожнова распадался прежде на два. Дело в том, что близ села Рожнова находилось село Болванниково с особой церковью Преображения Господня, своим причтом и приходом. Затем Болванниково как село исчезло с карты губернии, но остался погост и церковь Преображения, которая простояла до конца XVIII столетия. Эта церковь сгорела во время пожара в 1789 году, а её приход присоединен к селу Рожнову. Оставшаяся церковная земля упраздненной церкви в 1797 году Рязанской казенной палатой отдана в аренду статской советнице Марфе Афанасьевой Кошелевой. Новая деревянная церковь в селе Рожнове в честь Успения Божьей Матери с приделом Преображения Господня, построена на месте обветшавшей в 1799 году, усердием помещицы, девицы Екатерины Афанасьевны Язвицевой и титулярного советника Ивана Яковлевича Любавского. Благословенную грамоту на построение выдал в 1797 году епископ Коломенский и Тульский Афанасий ,а на освящение – архиепископ Рязанский и Зарайский Симон. Освящение придела было совершено 1 февраля 1800 года, а освящение главной церкви – 28 сентября 1803 года. Церковь сделана из дубового леса, наружные стены обиты тесом. Купол церкви шарообразный. Колокольня снизу рублена с трапезною до карниза, а выше столбом, высота её одинакова с церковью. Внутри церковь отделена от трапезной капитальною стеною, так что зимою удобно затворяется стеклянными дверьми. Стены обиты холстом и расписаны. Иконостас новый из 4 поясов, но с иконами старинного письма; в третьем поясе поставлены резных апостолы в золотых одеждах, а под угольниками по 2 резных ангела. Над царскими дверями была резная кустодия, в 1865 году она снята по распоряжение местного священника и куда девалась, не известно. В 1876 году заложена каменная церковь, на пожертвования девиц Анны и Марьи Ивановых Кошелевых, Ксении Тимофеевны Локтаевой и при помощи прихожан. Новая Успенская церковь имела трапезную с приделом Преображения Господня. В храм хранились следующие ценные предметы – серебряная парчовая риза с изображением княжеской короны на оплечьях ее, на конце епитрахили и на оплечьях стихаря с вензелем, напрестольное евангелие 1735 года, круг богослужебных книг 1747 года и церковный устав 1713 года. Из документов хранились: печатные указы, древнейший из них 1727 года, метрические книги – с 1782 года, исповедные росписи – с 1826 года, брачные обыски – с 1826 года.
В церковной библиотеке до 1869 года почти не было книг, кроме богослужебных. С 1870 года приобретены Творения святых отцов (35 томов), слова и речи митрополита Филарета, сочинения архиепископа Иннокентия, Иакова нижегородского, Евсевия могилевского, Григория, митрополита новгородского, и журналы: Духовная Беседа, Странник, Христианское Чтение, Рязанские Епархиальные Ведомости, так что всех книг более 100 томов. Как видно из метрических книг прошлого и нынешнего столетия, причт при Успенской церкви села Рожнова состоял из 4 лиц: священника, диакона, дьячка и пономаря. В 1855 году должность диакона упразднили из-за отсутствия средств. По штату 1873 года положены только 1 священник и 1 псаломщик. Из священников известны по метрическим книгам:
Феодор Афанасьев до 1788 († l814 г.),
сын его Марк Феодоров 1788-1811 († 1815),
Аггей Марков 1811-1865 († 1872),
Феодор Петров Боголепов 1865-1869 († 1879),
Александр Иванов Орлов с 1869 года до настоящего времени.
Из диаконов:
Феодор Кириллов († 1806),
Фома Иларионов Спасский до 1853 († 1857),
Илья Петров Комаров 1853 – 1855.
Средствами содержания причта служили:
1) церковная земля пахотная в количестве 33 десятин, обрабатываемая самим причтом (лесу и лугов нет);
2) плата за требы;
В церковной библиотеке до 1869 года почти не было книг, кроме богослужебных. С 1870 года приобретены Творения святых отцов (35 томов), слова и речи митрополита Филарета, сочинения архиепископа Иннокентия, Иакова нижегородского, Евсевия могилевского, Григория, митрополита новгородского, и журналы: Духовная Беседа, Странник, Христианское Чтение, Рязанские Епархиальные Ведомости, так что всех книг более 100 томов. Как видно из метрических книг прошлого и нынешнего столетия, причт при Успенской церкви села Рожнова состоял из 4 лиц: священника, диакона, дьячка и пономаря. В 1855 году должность диакона упразднили из-за отсутствия средств. По штату 1873 года положены только 1 священник и 1 псаломщик. Из священников известны по метрическим книгам:
Феодор Афанасьев до 1788 († l814 г.),
сын его Марк Феодоров 1788-1811 († 1815),
Аггей Марков 1811-1865 († 1872),
Феодор Петров Боголепов 1865-1869 († 1879),
Александр Иванов Орлов с 1869 года до настоящего времени.
Из диаконов:
Феодор Кириллов († 1806),
Фома Иларионов Спасский до 1853 († 1857),
Илья Петров Комаров 1853 – 1855.
Средствами содержания причта служили:
1) церковная земля пахотная в количестве 33 десятин, обрабатываемая самим причтом (лесу и лугов нет);
2) плата за требы;
3) сборы с прихожан денежные 4 раза в год (в Успеньев день, Рождество, Крещенье и Пасху) за молебен по 10 – 15 к., а в Пасху – по 40 к. с крестьянского двора (купцы и дворяне дают больше) и вещественные. Прежде каждый праздник собирали по хлебу и пирогу со двора, но с 1879 г. стали собирать в декабре – январе вместо этого рожью – по мере и ½ меры со двора.
Быт причта, при недостатке средств содержания, в прежнее время мало, чем отличался от крестьянского. Священник зимой жил в кухне вместе с прислугой и имел общий стол, ходил в лаптях, рясу надевал только в редких случаях, а обыкновенно ходил в полукафтане, и изредка в нанковом с плисовыми обшлагами. Зимой носил тулуп, сам выполнял черные работы: возил навоз, пахал, косил, жал, молотил.
В приходе села Рожнова числилось 857 душ мужского и 830 женского пола (в 1883 году). Большинство прихожан крестьяне, но были дворяне и купцы. Прихожане занимались землепашеством, некоторые уходили на заработки в города. Крестьяне – народ простой, добродушный, религиозный, к священнику почтительный и к храму Божию очень усердный. С 1888 года в селе существовала церковно-приходская школа. Летом прихожане – крестьяне устраивали молебны с крестным хождением по полям. Крестный ход совершался обыкновенно до вкушения крестьянами пищи.
В приходе села Рожнова близ сельца Болванникова, по народному преданию, был зарыт кладь – несколько раз пробовали его копать, но не докапывались до грунта. На пашне находили черепки, кресты, деньги.
В советское время в церковном помещении располагался склад соли и зерна. В 1994 году в селе создана церковная община. Регулярно совершаются богослужения. Сама церковь нуждается в серьезной реставрации и ремонте. До революции 1917 года село Рожново относилось к Рязанской губернии, а ныне оно входит в Московскую область.
по материалам Иоанна Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии»