Вознесенская церковь села Затишье

В 14 вер. от г. Рязани
Затишье упоминается в начале XVI ст. «Лета 7013 (1505)
«января 9 дня,» как записано в синодике Духова монастыря, «великая княгиня Агрепена дала в дом Сошествию Святаго Духа игумену Макарию по великим князям села и деревни Затишьем, да Дуркуловым, да Спасским Клином Утешинским с нивами и пожнями и с землею бортною и с бобры. А отвод земель тех, сел и деревень делал боярин ея Федор Иванович Сумбул.» В качестве деревни Затишье упоминается в платежн. кл. 1628, 29 и 30 г. где сказано: «Вотчина Духова монастыря, что в Переславле городе, деревня Затишье, да жеребей деревни да две пустоши припущены в пашню в живущем чет без четверика пашни.»
По окладн. кн. 1676 г. Затишье значится селом, а находившаяся в том селе церковь наименована Никольскою, в причте при ней показаны поп и дьячок, церковной пашни 12 четвер. в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 20 копен; а в приходе состоявшем из села и дер. Алтыновой (Ялтунова) числилась 55 дв., в числе коих упоминается двор монастырской. В описи Духова монастыря и его вотчине, составленной в 1763 г.; Затишье значится в Переславском уезде Рязанском, в окологородном стану, на речке на Деденке. По ревизии 1744 г. в нем состояло 145 душ. К означенному селу по писцовым дачами земли принадлежало 362 четвер. с третником в поле, а в дву потомуж. С крестьян до 1762 г. положено было монастырскими властями взимать отставным солдатам на пропитание с души по 5 коп. и на покупку церковных потреб —по 10 коп.; но оных денег крестьяне упрямством своим не платили; да за не имением «рукомесленных людей» с души собиралась в монастырь по 5 к. Кроме денежных окладов, в монастырь собирались столовые и конюшенные припасы. Сенных покосов в дачах с. Затишья состояло 500 коп., лесу усады 1 десят., лесу поверстного в длину на 3, поперек на 1 версту. Для приезда монастырских властей и на содержание казённого скота в селе был монастырский двор, занимавший в длину 30, а в ширину 25 саж., в котором стояли: «старая черная изба», «изба приворотная и амбар для ссыпки хлеба, при дворе находился сад с 20 яблонями, пчельник с 34 ульями и огород занимавший 3 десят. Вместо устроенной еще в XVII ст. и пришедшей в ветхость Никольской церкви, 1737 г. старанием архим. Алимпия устроен был новый храм в честь Вознесения Господня, на месте которого 1865 г. построен старанием свящ. Иoaнa Иоанновича Поспелова, существующий ныне Вознесенский храм с приделом Златоустовским, который освящен был 19 сент. того же 1865 г. До 1764 г. причт Вознесенской церкви, равно как и причты других церквей находившихся в вотчинах Духова монастыря, пользовался денежною от монастыря и хлебною ругою. Каждый из членов причта получал денег 3 рубля, хлеба муки ржаной по 4 четв., пшеничной по 4 четверика, солоду ячного по 2 четверти, ржаного по 2 четверти, круп гречневых по 2 четверика, овсяных по 2 четверика, толокна по 4 четверика, гороху по 2 четверика и семя конопляннаго по 2 четверика. В настоящее время земли во владении причта состоит 30 десятин, в приходе значится 188 двор., в коих м. п. 631 ж, п. 655. По штату 1873 г. в причте положены 1 свящ. и 1 псаломщик.
(Рязанск. Достопамятн. § 95. Рязанск. платежн, кн. 1628—30 г. л. 167 обор. окладн. кн. 1676 г. л. 205. Ряз. епар. вед. за 1865 г. № 3.)

В дву по тому ж
означает: чтобы узнать площадь всех трёх полей, надо умножить на 3. В древней Руси существовала трёхполосная система земледелия. Одно поле засевалось озимыми, другое — яровыми, а третье оставалось под паром. Размеры каждого поля были примерно одинаковые, и поэтому писцы обычно измеряли площадь только одного поля, которое под паром, и приписывали «а в дву потому ж». Десятина примерно равна одному гектару (≈ 1,09 га).
Руга ж. сиб. холщевая, вообще бедная одежонка (руба?).
Руга (новогрчс. или от корня ружить, вооружать, снабжать?) церковная земля и угодья, отведенные на содержанье всего причта; годичное содержанье попу и причту от прихода, деньгами, хлебом и припасами, по уговору или по положенью. Ныне руга, ружное ср. именно плата причту, особ. безземельному, в виде жалованья, и помощь хлебом от прихожан; но в вор. ругою зовут и пустошь, леваду, ненаселенную землю в частном владении. Ружная церковь, без земли, на руге. Ружная грамота, стар. жалующая ругою. Ружный приговор, мирской, о наделении причта ругой. Руговые, ружные земли. Ружник м. получающий ругу, состоящий на руге. Ружить кого, стар. оделять ругою. Ружничий прилаг. стар. ружный.
Источник: Толковый словарь живого великорусского языка : В 4 томах / Даль В.И. – М. : РИПОЛ классик, 2006. / Том 4. Р-Я. – 672 с. / Р. 5-127 с. – (Золотая коллекция). ISBN 5–7905–4703–6

Из священно-служителей означенной церкви известны:

Андрей уп. 1676 г.
Назарий Андреев р. 1691 г. март. 8.
Герасим Назарьев уп. в 1755 г.
Андрей Герасимов уп. в 1765.
Евфимий Алексеев р. 1797 г.
Иepoфей Исаев ум. в 1838 г.
Иоанн Васильев Смирнов р. 1838 г. июл. 28.
Иоанн Иоаннов Поспелов уп. с 1860—75 г.
Лука Гаврилович Рябцев сост. с 1875 г.

Добролюбов И.В. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. Т. 1. Рязань, 1885, с. 80-83

Церковь была закрыта 06.07. 1939 г. Разрушена в 1964 году.
Строительство нового кирпичного храма началось в 2011 году. 25 июня 2013 года митрополит Рязанский и Михайловский Павел совершил закладку камня в основание храма. 10 декабря того же года было совершено освящение креста и купола. 22 сентября 2014 года в завершении строительства храма были освящены колокола и купол с крестом на колонольню . 4 августа 2017 года храм освящен митрополитом Рязанским и Михайловским Марком.

“Вознесенский храм с. Затишье. 2013-2017

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Статистика

Все права защищены; 2024 Храмы Рязанщины