Церковь Дмитрия Солунского в селе Дмитровский Погост

Церковь Дмитрия Солунского
До наших дней дошло предание о том, что погост с храмом Димитрия Солунского был основан царем Иваном Грозным. Это предание имело два варианта. Согласно первому, во время Казанского похода царь останавливался здесь, на берегу реки Ялмы, на отдых. В этот момент ему принесли радостную весть о рождении его сына, царевича Димитрия.

Обрадованный правитель сразу же повелел построить на том месте, где ему сообщили это известие, деревянную часовню, а боярам сразу же сделал распоряжение, дабы на месте часовни вскоре был поставлен храм во имя Димитрия Солунского – небесного покровителя новорожденного сына. Согласно другой версии, царь узнал о рождении сына во время охоты в местных лесах.
Церковь Дмитрия Солунского
 На давность существования Дмитриевского Погоста указывают многие церковные древности, которые заботливо хранились в Солунской церкви. Это, прежде всего, икона Спаса Нерукотворного времен Ивана Грозного, на что указывала надпись на иконе. Такая древняя икона попала в сельский храм, скорее всего, от бояр Савеловых, которые приходились родственниками Ивану Грозному. Савеловы владели многими селами и деревнями Зарайского района Рязанской губернии, и славились своей набожностью. На церковной колокольне когда-то висел небольшой старинный колокол времен XVII века, что подтверждается соответствующей надписью.
В церкви сохранились следующие достопримечательности: два никоновских Евангелия, Служебник 1688 года, Евангелия времен Петра I, Елизаветы Петровны и Екатерины II. Но особенно замечательна старинная дароносица, хранящаяся в церковной ризнице. Она представляет из себя выдолбленную из цельного куска дерева коробку, закрытую выдвижной крышкой. В коробке сделаны отделения для священных сосудов, употребляемых при причащении больных. Сам сосуд и ковчег для хранения запасных даров сохранились в этой дароносице. По своей форме и украшениям они указывают на почтенную древность, но, к сожалению, никаких подписей, на основании которых можно было бы судить о времени происхождения дароносицы, не сохранилось. Возможно, что дароносица относится к XVII веку. В 1773 году была сделана запись о некоторой истории храма. Согласно ей церковь во имя св. великомученика Димитрия была деревянная, обшитая тесом, с одной главой, была покрыта белою жестью и заканчивалась позлащенным крестом, В храме над престолом стоял балдахин (киворий) на резных столбах. Верх у него был полотняный, набойчатый, с краями обшитыми мишурой. Покровы на священные сосуды были сшиты из разных материй шелковых и шерстяных. Одежда на жертвеннике была набойчатая, полотняная. Церковная утварь была серебреная, вызолоченная, между тем как ковчег был оловянный. Завеса на царских вратах была сделана из краевой бумажной материи.
Церковь Дмитрия Солунского
Нижний ряд икон в иконостасе был весь украшен окладами из серебра, сверху вызолоченного; перед каждым из образов находилась медная лампада. Подризники были сшиты из тафты и из бумажных материй, стихари и ризы по большой части были тафтяные, шелковые и бумажные; парчовых было весьма немного. Старый храм был сломан за ветхостью в середине XIX века, и на его месте построено нынешнее здание церкви. Дошедшую до наших дней церковь Димитрия Солунского, с приделами Троицким и Казанским, завершили в 1864 году. В 1871 году Димитровскую церковь расширили. Через три года была построена колокольня, соединенная с церковью крытой папертью. В 1882 году стены расписал крестьянин И.Я.Коровин из села Солотчи, выпускник Санкт-Петербургской Академии художеств. В храме имелись почитаемая икона Нерукотворного Спаса, напрестольный крест с мощами великомученика Димитрия Солунского, Евангелие, изданное при Патриархе Никоне; Служебник, изданный в 1658 г.; колокол, отлитый во времена Патриарха Ермогена. Осенью 1937 года храм закрыли и устроили в нем склад. Убранство церкви оставалось на своих местах. В 1946 году в храме установили снятые ранее кресты, и богослужение возобновилось. В хрущевские времена храм подвергся повторному закрытию, был осквернен и разорен. Разрушили колокольню (самую высокую в округе), уничтожили все росписи, все убранство. После перепланирования в здании разместился сельский клуб с библиотекой, которые находились там до 1986 года. Первый молебен после открытия храма для верующих был отслужен 14 августа 1990 года. Благодаря жертвенности местного населения уже Великим постом 1991 году в храме начала совершаться Божественная литургия. Община восстанавливает храм в его первозданной красоте. К Пасхе 2003 года установили колокола. В храме продолжаются реставрационные работы.
В наши дни церковь Дмитрия Солунского расположена в Шатурском района Московской области.

 
по материалам Иоанна Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии»

Статистика

Все права защищены; 2024 Храмы Рязанщины