
(въ 6 вер. отъ у. г.)
Карамышево, Воскресенское тожъ, расположенное среди татарскихъ селенiй, изъ которыхъ въ двухъ еще и доселе находятся мечети, и наименованiе свое получившее отъ татарскаго слова «кара-мышъ», что значитъ сторожевой пунктъ, до построенiя въ немъ отдельной церкви, въ качестве деревни съ ближайшими поселенiями входило въ составъ прихода церкви Николая Чудотворца въ г. Касимове на Старомъ посаде. Деревянная церковь «Обновленiе храма Христа Бога нашего Воскресенiя въ новоселебномъ селе Карамышеве», какъ видно изъ окладн. Касимовскихъ книгъ 184(1676) г. и челобитья прихожанъ Касимовской Николаевской церкви, была первоначально построена не ранее первой четверти XVIII ст., «по просьбе новокрещена князь Ильи Бехтемирева сына Маматова». Въ 1744 г. Обновленская церковь была возобновлена, алтарь же перестроенъ заново, и въ октябре того же года освящена. Священнослуженiе отправлять въ ней предписано одному изъ iеромонаховъ Касимовскаго Николаевскаго монастыря, хотя въ причте Обновленной церкви еще указомъ 1722 г. положены: священникъ, дьячекъ и пономарь.
Въ 1759 г. прихожане Касимовской Николаевской церкви — крестьяне ближайшихъ къ с. Карамышеву деревень — просили преосв. Палладiя объ отчислении ихъ отъ Николаевской церкви къ с. Карамышеву и въ прошенiи своемъ изъясняли: «имеются наши деревни, а имянно: Тарасовъ починокъ, Четаево тожъ, Холымово, Темьгенево, Карамышево, кои числятся по окл. книгамъ 184 г. при Николаевской церкви и въ прошлыхъ годехъ, по благословенiю преосвящ. Стефана, а по прошенiю той же деревни Карамышевой новокрещена кн. Ильи Бехтемирева сына Маматова, построена церковь Божiя во имя Обновленiя храма Воскресенiя, которая и освящена, точно данiю не обложена; а по нынешней ревизiи 1744 г. и по распределениiю священноцерковнослужителей 755 г., написано при той церкви приходскихъ 30 дворовъ, а оныя наши деревни отъ той нашей старопосадской приходской Николаевской церкви имеются быть разстоянiемъ верстъ по семи и более, да за не малыми буграми, чрезъ которые во время вешней земляной и дождевой воды и проходу не токмо конному, но и пешему мало бываете; ктомужъ, за великоприходствомъ, свя- «щенникъ одинъ за такою дальностiю и распуniемъ съ потребами ходить не «успеваете: ибо при оной церкви имеется быть 200 дворовъ и более, въ чемъ имеемъ не малую нужду. И ныне мы, за показанными резоны, желаемъ быть у тоя новопостроенной Воскресенской церкви въ с. Воскресtнскомъ, Карамышево тожъ. Ибо оное село отстоитъ разстоянiемъ отъ нашихъ деревень версты съ полторы, а при прежней нашей церкви останется, кроме нашихъ деревень, 135 дворовъ въ деревняхъ: Горы Улановой 47 дворовъ, Поповской 153 двора и на Старомъ посаде 34 двора.
Вследствiе такой просьбы бывшихъ прихожанъ Касимовской Старопосадской Николаевской церкви означенныя выше деревни отъ этой церкви были причислены къ с. Карамышеву и Обновленская церковь апреля 17 дня 1760 г. обложена данью. У Обновленской церкви по окладн. кн. значится: «дворъ поповъ, дворъ дьячковъ, дворъ пономарской, церковной пахатной земли две четверти въ поле, а въ дву по- томужъ, сенныхъ покосовъ на двадцать копенъ, приходскихъ дворовъ: въ селе Карамышеве помещиковыхъ два двора, крестьянскихъ шеснадцать, и того восьмнадцать дворовъ, да вновь прибылыя къ оному селу отъ прихода города Касимова Стараго посаду Николаевской церкви въ деревне Тарасове починку, Четаево тожъ, тритцать одинъ, въ Халымовской—девять, итого сорокъ дворовъ крестьянскихъ. Всего въ ономъ приходе на шестьдесятъ восемь дворовъ дани со оной церкви въ кошель положено девяносто шесть копеекъ съ половиною, всего съ принадлежащими рубль восемьдесятъ восемь копеекъ съ половиною.
Кроме Обновленской церкви, въ с. Карамышеве находилась другая деревянная церковь за крестьянскими дворами—въ поле, безъ освященiя, праздная черезъ многiе годы, построенная того же села помещикомъ кн. Иваномъ Ильичемъ Маматовымъ. «Жене и детямъ Маматова, оставшимся после его смерти», какъ доносилъ староста поповскiй Касимовскiй протопопъ Iаковъ, онъ не однократно объявлялъ, чтобы «они снабдили ее церковнымъ имуществомъ и просили объ освященiи, но они ни какого старанiя не имеютъ.»
Дозволенiе на построенiе въ с. Карамышеве, вместо деревянной, обветшавшей, каменной о двухъ престолахъ, согласно просьбе того села помещика кн. Стефана Ильича Маматова, дано въ марте 1773 г. Въ сентябре 1778 г. подпоручике Василiй Андреевъ сынъ Тарбеевъ доносилъ преосв. Симону, что построенiе въ с. Карамышеве каменной церкви, начатое покойнымъ тестемъ его Маматовымъ, окончено имъ и приделъ въ честь иконы Божiйей Матери Одигитрiи ко освященiю состоить въ готовности, и просилъ на освященiе того придела выдать храмосвятную грамоту, которая и дана была въ сентябре того же 1778 г., а церковь на новоосвященномъ антиминсе предписано было освятить, согласно просьбе того же Тарбеева, бла- гочиннозакащику г. Касимова Вознесенскому протопопу Антонiю Кондратьеву. Грамота на освященiе настоящей Обновленской церкви дана была, по просьбе того же Тарбеева, 4 сентября 1784 г.
Одновременно съ церковью, имеющею въ длину 24, а въ ширину 12 арш., устроена была и колокольня. Земли во владенiи причта подъ церковью, кладбищемъ и домами причта числится 3 десятины, пахатной, отведенной по генеральному межеванiю въ 1806 г.,— 30, луговой, отведенной въ трехъ местахъ, 6 дес., кроме того было до 14 дес. дарственной земли, которая отобрана была у причта прежними владельцами ея въ 1875 г., благодаря тому, что у причта не имелось актовъ на право владенiя этою землею; точно также нетъ у причта плана и межевой книги на землю, отведенную при генеральномъ межеванiи въ количестве 36 дес.
Въ 1826 г., за выходомъ изъ с. Карамышева священника Iоанна Феофилактова въ с. Данево, исправленiе требъ по Карамышевскому приходу возложено было на священника с. Селищъ Феод. Андреева, за смертiю котораго, въ 1829 г. прихожане Обновленнской церкви просили епархiальное начальство объ определены къ нимъ въ наличные священники дьячка ихъ же церкви Ивана Андреева, который въ школахъ не бывалъ; но согласiя на то отъ начальства не последовало, велено «ждать окончанiя нынешняго курса». Такъ какъ изъ окончившихъ курсъ въ 1829 г. охотниковъ поступить въ с. Карамышево не оказалось, то указомъ Консисторiи отъ 10 мая того же 1829 г. предписано было въ означенномъ селе исправлять требы и совершать священнослуженiе причту Касимовской Ильинской церкви, согласно его прошенiю о томъ, поданному еще въ октябре 1828 г., который и заведывалъ Карамышевскимъ приходомъ до октября 1832 г.,—т. е., до поступленiи къ Обновленской церкви священника, Рекина, съ поступленiемъ котораго непрерывный рядъ священниковъ при этой церкви более не прерывался.
Съ 1874 г. въ с. Карамышеве существуетъ училище, открытое Рязанскими, Миссiонерскимъ Противумусульманскимъ Комитетомъ съ целiю просвещенiя татаръ и помещавшееся первоначально въ старомъ священническомъ доме. Съ 1876 г. училище помещается въ каменномъ дву-этажномъ доме; въ верхнемъ этаже помещаются классы, а въ нижнемъ — квартира для наставника и комната для постоянно живущихъ въ училище мальчиковъ изъ соседнихъ деревень. Число учащихся какъ мальчиковъ, такъ и девочекъ простирается отъ 60 до 90 ч.; не встречается въ среде учащихся только татарскихъ мальчиковъ, для которыхъ собственно и устроено было училище. Говорятъ, что муллы на собранiи своемъ, происходившемъ 24 марта 1879 г., постановили не отдавать детей въ Карамышевскую школу. Въ составъ Карамышевскаго прихода въ настоящее время, кроме села съ 39 дв., вх. с-цо Четаево съ 47 дв. и дер. Халымова съ 16 дв., въ коихъ состоитъ м. п. 328, ж. 345. Въ причте, пользующемся съ 1875 г. пособiемъ изъ казначейства въ количестве 200 р., по штату 1873 г. положены: 1 священникъ и 1 псаломщикъ.
(Окладн. кн. 184 г. л. 459. Книга приказанiй за 1744 г., хранящ. въ архиве Консисторiи.—Прошеiие г. Касимова Стараго посаду церкви Св. Николая Чудотворца приходскихъ людей объ отчисленiи деревень отъ Никольской церкви къ селу Карамышеву. 1759 г. генв. 19 дня. № 25.—Рапорте старосты поповскаго г. Касимова соборн. Вознесенской церкви протопопа Iакова отъ 13 марта 1761 г. за № 139.— Кн. записн. новопост. № 498.—Прош. с. Карамышева прихож. объ определ. во священ, дьячка Ив. Андреева. 1829 г. апр. 3 дня. № 624.—Прош. г. Касимова Ильинской церкви священноцер ковнослужителей о причисленiи къ ихъ церкви с. Карамышева. 1828 г. окт. 4 дня. Указъ объ исправленiй требъ и священнослуженiя въ Карамышевской церкви причту г. Касимова Ильинской церкви. 1829 г. мая 10 дня. № 2389.— Клир. вед. съ 1832 — 89 г. Списк. насел, м. Ряз. губ. № 1563, 1560 и 1561.)
Изъ священнослужителей означенной церкви извъстны:
Петръ, прин. монаш. въ 1746 г.
Iоаннъ Петровъ р. 24 окт. 1746 г.
Симеонъ Симеоновъ уп. въ 1774 г.
Андрей Iоанновъ уп. съ 1781—93 г.
Феодоръ Адрiановъ уп. съ 1793 — 1818 г.
Николай Косминъ уп. съ 1818—-26 г.
Iоаннъ Феофилактовъ уп. съ 1826 — 27 г.
Петръ Григорьевъ Рекинъ уп. съ 1 окт. 1832 — 38 г.
Феодоръ Петровъ Покровскiй уп. съ 18 марта 1838—62 г.
Михаилъ Васильевъ уп. Съ 1862 — 73 г.
Феодоръ Миловзоровъ уп. Съ 1873 — 75 г.
Стефанъ Петровъ Даниловъ (изъ Казан. татаръ) уп. съ 1875 — 79 г.
Петръ Никитичъ Титовъ сост. съ 16 дек. 1879 г.
Iоаннъ Петровъ р. 24 окт. 1746 г.
Симеонъ Симеоновъ уп. въ 1774 г.
Андрей Iоанновъ уп. съ 1781—93 г.
Феодоръ Адрiановъ уп. съ 1793 — 1818 г.
Николай Косминъ уп. съ 1818—-26 г.
Iоаннъ Феофилактовъ уп. съ 1826 — 27 г.
Петръ Григорьевъ Рекинъ уп. съ 1 окт. 1832 — 38 г.
Феодоръ Петровъ Покровскiй уп. съ 18 марта 1838—62 г.
Михаилъ Васильевъ уп. Съ 1862 — 73 г.
Феодоръ Миловзоровъ уп. Съ 1873 — 75 г.
Стефанъ Петровъ Даниловъ (изъ Казан. татаръ) уп. съ 1875 — 79 г.
Петръ Никитичъ Титовъ сост. съ 16 дек. 1879 г.
Иоанн Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных». Том 4, Рязань, типография В.О. Тарасова, 1891 г.. Стр.77-80
Антиминс
( греч. — вместо и лат. престол) — плат с зашитыми частицами мощей, на котором совершается литургия. Антиминс освящается архиереем по особому чину. Обычно антиминс четырехугольный, из шелковой или льняной материи. На современных антиминсах изображаются положение во гроб Иисуса Христа после снятия с Креста и четыре евангелиста. АНТИМИНС находится на престоле: когда не совершается литургия, заворачивается в илитон. Антиминс берет начало от возникшего в раннехристианские времена обычая совершать литургию на гробницах мучеников. Впоследствии, при увеличении количества храмов в престолы стали вкладывать только частицы мощей. На рубеже VIII — IХ вв. частицы мощей стали вшивать в материю и полагать поверх престола.
Словарь церковных терминов. 2012
В дву по тому ж
означает: чтобы узнать площадь всех трёх полей, надо умножить на 3. В древней Руси существовала трёхполосная система земледелия. Одно поле засевалось озимыми, другое — яровыми, а третье оставалось под паром. Размеры каждого поля были примерно одинаковые, и поэтому писцы обычно измеряли площадь только одного поля, которое под паром, и приписывали «а в дву потому ж». Десятина примерно равна одному гектару (≈ 1,09 га).
( греч. — вместо и лат. престол) — плат с зашитыми частицами мощей, на котором совершается литургия. Антиминс освящается архиереем по особому чину. Обычно антиминс четырехугольный, из шелковой или льняной материи. На современных антиминсах изображаются положение во гроб Иисуса Христа после снятия с Креста и четыре евангелиста. АНТИМИНС находится на престоле: когда не совершается литургия, заворачивается в илитон. Антиминс берет начало от возникшего в раннехристианские времена обычая совершать литургию на гробницах мучеников. Впоследствии, при увеличении количества храмов в престолы стали вкладывать только частицы мощей. На рубеже VIII — IХ вв. частицы мощей стали вшивать в материю и полагать поверх престола.
Словарь церковных терминов. 2012
В дву по тому ж
означает: чтобы узнать площадь всех трёх полей, надо умножить на 3. В древней Руси существовала трёхполосная система земледелия. Одно поле засевалось озимыми, другое — яровыми, а третье оставалось под паром. Размеры каждого поля были примерно одинаковые, и поэтому писцы обычно измеряли площадь только одного поля, которое под паром, и приписывали «а в дву потому ж». Десятина примерно равна одному гектару (≈ 1,09 га).
В разрушенном храме с. Карамышево состоялся молебен по случаю престольного праздника.
26 сентября 2019 г. в разрушенном храме с. Карамышево Касимовского района состоялся молебен по случаю престольного праздника в честь Обновления храма Воскресения Христова во Иерусалиме. Молебен совершил благочинный Елатомского благочиния иерей Димитрий Уляшин. После молебна был организован чай для собравшихся на молитву.