Касимовский уездъ. С. Карамышево. Ц. Обновленская.

С.Карамышево. Ц. Обновленская. Фото Андрея Агафонова 2007С.Карамышево. Ц. Обновленская. Фото Андрея Агафонова 2007

(въ 6 вер. отъ у. г.)
Карамышево, Воскресенское тожъ, расположенное среди татарскихъ селе­нiй, изъ которыхъ въ двухъ еще и до­селе находятся мечети, и наименованiе свое получившее отъ татарскаго слова «кара-мышъ», что значитъ сторожевой пунктъ, до построенiя въ немъ отдель­ной церкви, въ качестве деревни съ ближайшими поселенiями входило въ составъ прихода церкви Николая Чудо­творца въ г. Касимове на Старомъ по­саде. Деревянная церковь «Обновленiе храма Христа Бога нашего Воскресенiя въ новоселебномъ селе Карамышеве», какъ видно изъ окладн. Касимовскихъ книгъ 184(1676) г. и челобитья прихожанъ Ка­симовской Николаевской церкви, была первоначально построена не ранее пер­вой четверти XVIII ст., «по просьбе новокрещена князь Ильи Бехтемирева сына Маматова». Въ 1744 г. Обнов­ленская церковь была возобновлена, ал­тарь же перестроенъ заново, и въ октябре того же года освящена. Священнослуженiе отправлять въ ней предписано одному изъ iеромонаховъ Касимовскаго Николаевскаго монастыря, хотя въ причте Обновленной церкви еще указомъ 1722 г. положены: священникъ, дьячекъ и по­номарь.
Въ 1759 г. прихожане Каси­мовской Николаевской церкви — крестьяне ближайшихъ къ с. Карамышеву дере­вень — просили преосв. Палладiя объ отчислении ихъ отъ Николаевской церкви къ с. Карамышеву и въ прошенiи своемъ изъясняли: «имеются наши деревни, а имянно: Тарасовъ починокъ, Четаево тожъ, Холымово, Темьгенево, Карамышево, кои числятся по окл. книгамъ 184 г. при Николаевской церкви и въ прошлыхъ годехъ, по благословенiю преосвящ. Стефана, а по прошенiю той же деревни Карамышевой новокрещена кн. Ильи Бехтемирева сына Маматова, построена церковь Божiя во имя Обновленiя храма Воскресенiя, ко­торая и освящена, точно данiю не обложена; а по нынешней ревизiи 1744 г. и по распределениiю священноцерковнослужителей 755 г., написано при той церкви приходскихъ 30 дворовъ, а оныя наши деревни отъ той нашей старопосадской приходской Николаевской церкви имеются быть разстоянiемъ верстъ по семи и более, да за не малыми буграми, чрезъ ко­торые во время вешней земляной и дождевой воды и проходу не токмо конному, но и пешему мало бываете; ктомужъ, за великоприходствомъ, свя- «щенникъ одинъ за такою дальностiю и распуniемъ съ потребами ходить не «успеваете: ибо при оной церкви имеется быть 200 дворовъ и более, въ чемъ имеемъ не малую нужду. И ныне мы, за показанными резоны, желаемъ быть у тоя новопостроенной Воскресенской церкви въ с. Воскресtнскомъ, Карамышево тожъ. Ибо оное село отстоитъ разстоянiемъ отъ нашихъ деревень версты съ полторы, а при прежней нашей церкви останется, кроме нашихъ деревень, 135 дворовъ въ деревняхъ: Горы Улановой 47 дворовъ, Поповской 153 двора и на Старомъ посаде 34 двора.
Вследствiе такой просьбы бывшихъ прихожанъ Касимов­ской Старопосадской Николаевской церкви означенныя выше деревни отъ этой цер­кви были причислены къ с. Карамышеву и Обновленская церковь апреля 17 дня 1760 г. обложена данью. У Обновленской церкви по окладн. кн. значится: «дворъ поповъ, дворъ дьячковъ, дворъ пономарской, церковной пахатной земли две четверти въ поле, а въ дву по- томужъ, сенныхъ покосовъ на двад­цать копенъ, приходскихъ дворовъ: въ селе Карамышеве помещиковыхъ два двора, крестьянскихъ шеснадцать, и того восьмнадцать дворовъ, да вновь прибылыя къ оному селу отъ прихода города Касимова Стараго посаду Николаевской церкви въ деревне Тарасове починку, Четаево тожъ, тритцать одинъ, въ Халымовской—девять, итого сорокъ дворовъ крестьянскихъ. Всего въ ономъ приходе на шестьдесятъ восемь дворовъ дани со оной церкви въ кошель положено девяносто шесть копеекъ съ половиною, всего съ принадлежащими рубль восемьдесятъ восемь копеекъ съ половиною.
Кроме Обновленской цер­кви, въ с. Карамышеве находилась дру­гая деревянная церковь за крестьян­скими дворами—въ поле, безъ освященiя, праздная черезъ многiе годы, по­строенная того же села помещикомъ кн. Иваномъ Ильичемъ Маматовымъ. «Жене и детямъ Маматова, оставшимся после его смерти», какъ доносилъ староста поповскiй Касимовскiй протопопъ Iаковъ, онъ не однократно объявлялъ, чтобы «они снабдили ее церковнымъ имуществомъ и просили объ освященiи, но они ни какого старанiя не имеютъ.»
Дозволенiе на построенiе въ с. Карамы­шеве, вместо деревянной, обветшавшей, каменной о двухъ престолахъ, согласно просьбе того села помещика кн. Сте­фана Ильича Маматова, дано въ марте 1773 г. Въ сентябре 1778 г. подпо­ручике Василiй Андреевъ сынъ Тарбеевъ доносилъ преосв. Симону, что построенiе въ с. Карамышеве каменной церкви, начатое покойнымъ тестемъ его Мама­товымъ, окончено имъ и приделъ въ честь иконы Божiйей Матери Одигитрiи ко освященiю состоить въ готовности, и просилъ на освященiе того придела вы­дать храмосвятную грамоту, которая и дана была въ сентябре того же 1778 г., а церковь на новоосвященномъ анти­минсе предписано было освятить, со­гласно просьбе того же Тарбеева, бла- гочиннозакащику г. Касимова Вознесен­скому протопопу Антонiю Кондратьеву. Грамота на освященiе настоящей Обнов­ленской церкви дана была, по просьбе того же Тарбеева, 4 сентября 1784 г.
Одновременно съ церковью, имеющею въ длину 24, а въ ширину 12 арш., устроена была и колокольня. Земли во владенiи причта подъ церковью, кладбищемъ и домами причта числится 3 десятины, пахатной, отведенной по ге­неральному межеванiю въ 1806 г.,— 30, луговой, отведенной въ трехъ местахъ, 6 дес., кроме того было до 14 дес. дарственной земли, которая ото­брана была у причта прежними владельцами ея въ 1875 г., благодаря тому, что у причта не имелось актовъ на право владенiя этою землею; точно также нетъ у причта плана и меже­вой книги на землю, отведенную при генеральномъ межеванiи въ количестве 36 дес.
Въ 1826 г., за выходомъ изъ с. Карамышева священника Iоанна Феофилактова въ с. Данево, исправленiе требъ по Карамышевскому приходу воз­ложено было на священника с. Селищъ Феод. Андреева, за смертiю котораго, въ 1829 г. прихожане Обновленнской цер­кви просили епархiальное начальство объ определены къ нимъ въ наличные свя­щенники дьячка ихъ же церкви Ивана Андреева, который въ школахъ не бывалъ; но согласiя на то отъ начальства не последовало, велено «ждать окончанiя нынешняго курса». Такъ какъ изъ окончившихъ курсъ въ 1829 г. охотниковъ поступить въ с. Карамышево не оказа­лось, то указомъ Консисторiи отъ 10 мая того же 1829 г. предписано было въ означенномъ селе исправлять требы и совершать священнослуженiе причту Касимовской Ильинской церкви, согласно его прошенiю о томъ, поданному еще въ октябре 1828 г., который и заведывалъ Карамышевскимъ приходомъ до октября 1832 г.,—т. е., до поступле­нiи къ Обновленской церкви священника, Рекина, съ поступленiемъ кото­раго непрерывный рядъ священниковъ при этой церкви более не прерывался.
Съ 1874 г. въ с. Карамышеве суще­ствуетъ училище, открытое Рязанскими, Миссiонерскимъ Противумусульманскимъ Комитетомъ съ целiю просвещенiя татаръ и помещавшееся первоначально въ старомъ священническомъ доме. Съ 1876 г. училище помещается въ каменномъ дву-этажномъ доме; въ верхнемъ этаже помещаются классы, а въ нижнемъ — квартира для наставника и комната для постоянно живущихъ въ училище мальчиковъ изъ соседнихъ де­ревень. Число учащихся какъ мальчи­ковъ, такъ и девочекъ простирается отъ 60 до 90 ч.; не встречается въ среде учащихся только татарскихъ мальчиковъ, для которыхъ собственно и устроено было училище. Говорятъ, что муллы на собранiи своемъ, происходившемъ 24 марта 1879 г., постановили не отда­вать детей въ Карамышевскую школу. Въ составъ Карамышевскаго прихода въ настоящее время, кроме села съ 39 дв., вх. с-цо Четаево съ 47 дв. и дер. Халымова съ 16 дв., въ коихъ со­стоитъ м. п. 328, ж. 345. Въ причте, пользующемся съ 1875 г. пособiемъ изъ казначейства въ количестве 200 р., по штату 1873 г. положены: 1 священникъ и 1 псаломщикъ.
(Окладн. кн. 184 г. л. 459. Кни­га приказанiй за 1744 г., хранящ. въ архиве Консисторiи.—Прошеiие г. Ка­симова Стараго посаду церкви Св. Ни­колая Чудотворца приходскихъ людей объ отчисленiи деревень отъ Никольской церкви къ селу Карамышеву. 1759 г. генв. 19 дня. № 25.—Рапорте ста­росты поповскаго г. Касимова соборн. Вознесенской церкви протопопа Iакова отъ 13 марта 1761 г. за № 139.— Кн. записн. новопост. № 498.—Прош. с. Карамышева прихож. объ определ. во священ, дьячка Ив. Андреева. 1829 г. апр. 3 дня. № 624.—Прош. г. Ка­симова Ильинской церкви священноцер ковнослужителей о причисленiи къ ихъ церкви с. Карамышева. 1828 г. окт. 4 дня. Указъ объ исправленiй требъ и священнослуженiя въ Карамышевской церкви причту г. Касимова Ильинской церкви. 1829 г. мая 10 дня. № 2389.— Клир. вед. съ 1832 — 89 г. Списк. насел, м. Ряз. губ. № 1563, 1560 и 1561.)

Изъ священнослужителей означенной церкви извъстны:
Петръ, прин. монаш. въ 1746 г.
Iоаннъ Петровъ р. 24 окт. 1746 г.
Симеонъ Симеоновъ уп. въ 1774 г.
Андрей Iоанновъ уп. съ 1781—93 г.
Феодоръ Адрiановъ уп. съ 1793 — 1818 г.
Николай Косминъ уп. съ 1818—-26 г.
Iоаннъ Феофилактовъ уп. съ 1826 — 27 г.
Петръ Григорьевъ Рекинъ уп. съ 1 окт. 1832 — 38 г.
Феодоръ Петровъ Покровскiй уп. съ 18 марта 1838—62 г.
Михаилъ Васильевъ уп. Съ 1862 — 73 г.
Феодоръ Миловзоровъ уп. Съ 1873 — 75 г.
Стефанъ Петровъ Даниловъ (изъ Казан. татаръ) уп. съ 1875 — 79 г.
Петръ Никитичъ Титовъ сост. съ 16 дек. 1879 г.

Иоанн Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных». Том 4, Рязань, типография В.О. Тарасова, 1891 г.. Стр.77-80

Антиминс
( греч. — вместо и лат. престол) — плат с зашитыми частицами мощей, на котором совершается литургия. Антиминс освящается архиереем по особому чину. Обычно антиминс четырехугольный, из шелковой или льняной материи. На современных антиминсах изображаются положение во гроб Иисуса Христа после снятия с Креста и четыре евангелиста. АНТИМИНС находится на престоле: когда не совершается литургия, заворачивается в илитон. Антиминс берет начало от возникшего в раннехристианские времена обычая совершать литургию на гробницах мучеников. Впоследствии, при увеличении количества храмов в престолы стали вкладывать только частицы мощей. На рубеже VIII — IХ вв. частицы мощей стали вшивать в материю и полагать поверх престола.
Словарь церковных терминов. 2012
В дву по тому ж
означает: чтобы узнать площадь всех трёх полей, надо умножить на 3. В древней Руси существовала трёхполосная система земледелия. Одно поле засевалось озимыми, другое — яровыми, а третье оставалось под паром. Размеры каждого поля были примерно одинаковые, и поэтому писцы обычно измеряли площадь только одного поля, которое под паром, и приписывали «а в дву потому ж». Десятина примерно равна одному гектару (≈ 1,09 га).

В разрушенном храме с. Карамышево состоялся молебен по случаю престольного праздника.

26 сентября 2019 г. в разрушенном храме с. Карамышево Касимовского района состоялся молебен по случаю престольного праздника в честь Обновления храма Воскресения Христова во Иерусалиме. Молебен совершил благочинный Елатомского благочиния иерей Димитрий Уляшин. После молебна был организован чай для собравшихся на молитву.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Статистика

Все права защищены; 2024 Храмы Рязанщины