Спасский монастырь Рязанского Кремля.

Вспоминая Евангельские события, обратим внимание на один из эпизодов жизни Христа Спасителя – Его Преображение на горе Фавор, когда Христос воссиял перед своими учениками Божественным светом. Так и человек, образ и подобие Божие, должен стремиться к совершенству, дабы благодатью и помощью Божией достичь его. Господь указал Своим учением путь к совершенству, Своим примером продемонстрировав это – путь нравственного совершенствования, самоотвержения, готовности совлечь с себя все греховное. Посему борьба мучительна, но она необходима для приближения к Богу. «Кто хочет по Мне идти, да отвергается себе, и возьмет крест свой, и по Мне грядет» (Мф. 16,24). Так сказал Христос. Крест, который нужно взять, и есть борьба со своими слабостями, пороками и грехом. На Фаворе Христос показал красоту и славу Своего Божества, чтобы знали апостолы, да и через них все люди и вся вселенная, подобием Кого является человек и к чему приближается он, возвышаясь духовно. В чине пострига, при чтении Евангелия произносятся выше приведенные слова: « Кто хочет по Мне идти, да отвергается себе, и возьмет крест свой, и по Мне грядет». Одни из немногих людей, которые смогли этому последовать – монахи. Это те, которые вступая в монастырь, желали и с Божьей помощью достигали своего внутреннего Преображения.

Иеромонах Василий (Горшков), секретарь Духовного Собора Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Рязани, проректор Рязанской Православной Духовной Семинарии по воспитательной работе. Автор: иеромонах Василий (Горшков)

Если мы пройдемся по территории Рязанского Кремля, то будем много удивлены, поражены, восхищены красотой окружающего нас великолепия, созданного руками человеческими для восхваления нашего Творца. Здесь все гармонично, все продумано, все устроено так, чтобы утихли наши страсти, и мы всем сердцем почувствовали Бога. Много столетий назад именно на территории Кремля около церкви во имя святителя Николая Мирликийского (Николы Старого)
был заложен наш город. Храм этот располагался на берегу озера Быстрого. От него за прошедшие столетия не осталось никаких следов, как, впрочем, и от многих древних храмов, красовавшихся здесь. Только археологи да музейные работники могут показать досужливому посетителю Кремля примерное место, где они располагались.

Спасский монастырь. Проскудин-Горский, 1912Спасский монастырь.Проскудин-Горский, 1912

На этих святых землях во времена княжеские в XIV-XV веках возникли храмы и монастыри, среди которых Спасский монастырь со Спасо-Преображенским собором и Богоявленской церковью до сей поры свидетельствуют о величии Рязани.
«Преображенский монастырь, что внутри города»148, находится в Рязанском Кремле и считается одним из старейших на территории Рязанской епархии. О времени его основания никто не знает, так как документальные свидетельства об этом событии не сохранились. Однако не подлежит сомнению, что к XV веку монастырь уже существовал, так как в 1467 году великим рязанским князем Иваном Васильевичем монастырю была пожалована грамота на вотчины.
Устроители обители выбрали для нее удачное местоположение: у основания сторожевого вала, на высоком месте между реками Трубеж и Лыбедь. Монастырь с трех сторон огорожен кирпичной стеной, а с четвертой к нему примыкает дом Духовной консистории. По двум углам стены выстроены башни, которые делают его архитектурный ансамбль законченным. Двое ворот на каменных столбах: Святые – с северной стороны, через которые обычно входили в монастырь, и западные — для выхода — стали украшением монастыря149.
При входе северными Святыми вратами в монастырь по правую сторону находилось каменное одноэтажное здание — братская трапезная с кухней и баня. Далее к западу, в углу — круглая башня, рядом с ней, с западной стороны — ледник, а за ним — деревянная житница, конюшня, навес; далее — западные ворота и ограда до самого угла с круглой каменной башней.
Вдоль всего монастырского двора по правой стороне, неподалеку от западной каменной ограды и служебных зданий, располагались два двухэтажных корпуса: один — с каменным низом и деревянным верхом был облицован кирпичом и оштукатурен. В нем жили настоятели. Другой, каменный, к северу от первого — для проживания братии. Он был построен в 1825 году; а в 1894 году к нему была пристроена стеклянная галерея на каменных столбах. Между этими корпусами в связи с ними построена в 1901-1904 годах на средства преосвященного Иосифа, викарного епископа Михайловского Иоанно-Иосифовская церковь, в нижем этаже которой было устроено жилое помещение150.
По левую сторону северных ворот находилась каменная келия с пристроенной к ней деревянной. Подле этих келий к югу стоял (и сейчас стоит) каменный храм во имя Богоявления Господня. В центре монастыря — соборный храм в честь Преображения Господня.
Ничем не обозначено место старинного монастырского кладбища, на котором похоронены не только настоятели и насельники монастыря, служители Архиерейского дома и кафедрального собора, но и многие уважаемые жители дореволюционной Рязани. Именно здесь покоится прах лейб-гвардии капитана Льва Федоровича Измайлова, князя Михаила Михайловича Ухтомского, воеводы Никиты Семеновича Любовникова. Под алтарем Богоявленского храма погребен в 1714 году Григорий Алексеевич Сатин.
С 1830 года здесь же стали хоронить рязанцев, которые делали вклады в монастырь. На монастырском кладбище был похоронен купец Осьминин, который много помогал храмам, монастырям и бедным людям. На его памятнике были высечены такие слова: «Добро творил он нищим как Товит,/ Украсил храм Божий, как Давид,/Добро его у вдов, сирот в сердцах,/ А мзда его у бога на небесах.
Когда то на ограде кладбища Спасского монастыря было написано стихотворение епископа Иустина (Полянского):

Тих сон ваш и мирен усопшие братья;
Ничто не смущает ваш вечный покой.
Земля приняла вас в родные объятья
И скрыла навеки от злобы людской.
Не страшны вам больше тревоги, волненья,
Вы прах отряхнули и к жизни иной
На крыльях надежды в обитель спасенья
К Творцу воспарили бессмертной душой.
Там ждет вас награда; слеза покаянья
Вам вновь возвратила утраченный рай.
Мы верим: не вечны земные страданья
И нового с вами достигнем свиданья,
И дальнему скажем: на веки прощай.

На территории монастыря к началу XX века имелось три каменных храма – Преображенский, Богоявленский и в честь Святаго Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и Праведного Иосифа Обручника. Храмы очень не похожи друг на друга, хотя все – в русском стиле. Храмы эти сохранились и поныне.

Комплекс Спасо-Преображенского монастыря.

Самый главный соборный Преображенский храм был построен в 1702 году Михаилом Федоровичем Немчиновым при настоятеле архимандрите Льве. Высокий, квадратный, однокупольный, «о двух больших и третьем малом крыльцах», храм остается до сих пор украшением монастырского ансамбля. Храм имел размеры в длину 9,5, в ширину 8,5 сажени.

Вход в Спасский монастырь. Проскудин-Горский, 1912Вход в Спасский монастырь. Проскудин-Горский, 1912

Внутри храма – пятиярусный резной иконостас, того же возраста что и храм. По данным описи 1763 г. в иконостасе в первом поясе были следующие иконы: по правую сторону от Царских врат – образ Преображения Господня, образ Восстания Господня из гроба; на северных дверях – образ праотца Мелхиседека, образ Покрова Пресвятой Богородицы и образы Петра Афонского и Онуфрия Великого. По левую сторону царских врат образ Пресвятой Богородицы Одигитрия и образ Сретения Господня, на южных дверях образ архистратига Михаила, образ Явления Пресвятой Богородицы Сергию Радонежскому. Во втором поясе над царскими вратами – образ Тайной Вечери, по обе стороны того образа -12 образов праздников. В третьем поясе – образ Господа Вседержителя, по правую сторону – образ Иоанна Предтечи, архангела Михаила, четыре апостольских образов. В четвёртом поясе – образ Знамения Пресвятой Богородицы, а по обе стороны двенадцать пророческих образов. В пятом поясе – образ Господа Саваофа, по обе стороны – образа двенадцати праотцев. Сверх пятого пояса – резной образ Распятия Господня, и предстоящие образа Богоматери и Иоанна Богослова. Иконы Преображения Господня и Воскресения Христова, Феодотьевская икона Божией Матери и икона Сретения Господня были в серебряных ризах, с позлащенными венцами. Богатые ризы были устроены еще в 1754 году стараниями рязанского купца Ивана Васильевича Осьминина. В 1800 г. иконостас был обновлён по образцу Успенского Собора.
Безусловным украшением внешнего вида храма являются художественные изразцы под окнами и по карнизу, которых храм чуть было полностью не лишился в 1905 году, когда проводился очередной его ремонт. Только благодаря вмешательству
Ученой Архивной Комиссии изразцы были сохранены, хотя частью разбились при установке подпорок для ремонтных работ. Но самое страшное случилось с собором позже, после 1917 года.
С.Д. Яхонтов вспоминал, что Преображенский собор «…огромный, четырехугольный, с одним куполом и главой» после его закрытия стал пригоден для хранения в нем икон, реквизированных новой властью из закрывающихся храмов и монастырей. Степан Дмитриевич сокрушался по этому поводу, так как до этого в нем совершались торжественные архиерейские богослужения, на которых он не раз присутствовал, являясь глубоко верующим человеком. Он горевал о храме: «Иконостас начала 18 века, барокко многоярусный с прекрасно сохранившимися иконами без всяких риз. Самая оригинальная икона в нижнем ярусе: Горний Сион…». Под самым куполом Яхонтов нашел тайник, где были спрятаны монахами иконы от реквизиции. Яхонтов сделал запись в дневнике, что это единственный тайник из всех рязанских храмов. А изразцы, некогда спасенные членами РУАК, были во множестве разбиты и забелены известью.
Преображенский же собор передали в ведение губернского музея, и теперь в нем размещались различные учреждения и службы, пока в 1962 году он не был передан под хранилище Государственного архива Рязанской области.
Таким образом, до 1917 года Преображенский собор, Входивший в ансамбль Спасского монастыря, принадлежал Русской Православной Церкви151.
Второй храм, Богоявленский, пятиглавый каменный, построен в XVII веке. Колокольня постройки того же времени покрыта железом и окрашена в зелёный цвет. Как считал С.Д. Яхонтов, сохранившая московскую архитектуру, в т.ч. колокольню со «слухами». Из документов известно, что в 1757 году вместе с устройством монастырской ограды вход в Богоявленскую церковь был «закладен». В1763 года церковь сгорела, но, как видно, не полностью, так как средства позднее собирались только на иконостас, который был возобновлен в 1848 году иждивением рязанского купца Феодора Прокопьевича Филатова.
В трапезной части этой церкви было два придела: Покрова Пресвятой Богородицы и святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Первый придел был устроен в 1647 году и 14 июля его освятил архиепископ Рязанский и Муромский Моисей. Этот придел возобновлен в 1848 году на средства купца И. В. Осьминина. Второй придел был устроен в 1779 году статским советником и кавалером М. К. Васильевым и освящен епископом Рязанским и Шацким Симоном (Лаговым).
К XX веку второй придел не сохранился, хотя имеются документальные свидетельства о том, что он существовал. В 1855 году губернскому архитектору Воронихину было предложено осмотреть новый иконостас в приделе апостола и евангелиста Иоанна Богослова, устроенный на кошт (т.е. на средства) надворной советницы госпожи Почтеновой рязанским цеховым Василием Любомировым. Воронихин в своем рапорте указал, что, хотя иконостас устроен с отступлением от утвержденного архиепископом Рязанским Гавриилом (Городковым) планом, «вся работа и устройство иконостаса достигает вполне благолепию храма и местности его». Говоря современным языком, иконостас был хорош, но по просьбе устроительницы иконостаса были сделаны отступления: образ св. Марии Магдалины был написан «не соответственно условиям церковных изображений св. икон», — вот так выражали свои мысли наши предки.
Храму принадлежала шатровая колокольня, на которой было шесть колоколов. На двух из них имелись надписи. «Лета 7155 (1647) слит сей колокол, при державе государя царя и великого князя Алексея Михайловича, Всея России, и лил тот колокол
ко Всемилостивому Спасу, что на Рязани, в городе, коломенский епископ Рафаил, по
своим родителям в вечной помин, с своим сыном тоя же обители Архимандритом
Боголепом». Эта надпись была сделана на самом большом колоколе, который, как
говорят, отличался особенной звонкостью. Надпись на втором, среднем, колоколе
гласила: «Лета 7149 (1641) приложил сей колокол в монастырь Спасу Вседержителю
старец Иона, прозвище Журавль». Эти колокола были сняты после революции 1917
года. Стал их звон якобы мешать трудовому люду в беспокойном XX веке152.
Из описи 1763 г. видно, что в Богоявленской церкви сгорел иконостас, вместо
которого был устроен новый резной. В 1848 г. иконостас был обновлён Рязанский
купцом Фёдором Прокопьевичем Филатовым.

Стены и ворота Спасского монастыря. 1945 г.Стены и ворота Спасского монастыря. 1945 г. Фото с сайта музея заповедника Рязанского кремля.

Следует вспомнить, что в монастыре во второй половине XVII века была еще одна
церковь, расположенная над монастырскими вратами, во имя Варлаама Хутынского,
Новгородского чудотворца, освященная 17 июня 1679 года митрополитом Рязанским
Иосифом. Просуществовала она недолго, так как пострадала, когда в 1692 году об-
рушился возведенный под купола Успенский собор Рязанского Кремля. И уже более
не возобновлялась153.
Третий храм – в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и праведного Иосифа Обручника. В архивах Спасо-Преображенского монастыря г. Рязани, а также документах Рязанской духовной консистории имеется описание строений внутри монастыря.
Вдоль всего монастырского двора по правой стороне неподалеку от западной каменной ограды и служебных зданий располагались два двухэтажных корпуса: один – с каменным низом и деревянным верхом. Он был облицован кирпичом и отштукатурен. В нем жили настоятели. Другой к северу от первого – каменный для проживания братии. Он был построен в 1825 г и надстроен в 1894г. стеклянной гале­реей на каменных столбах. Между двумя корпусами в связи с ними построена в 1901 – 1904 г. на средства преосвященного Иосифа, епископа Михайловского, Викария Рязанского, Иоанно-Иосифовская церковь, в нижнем этаже которой устроено было жилое помещение. Церковь эта была освящена в 1904 году уже после смерти епископа преосвященным Аркадием, Епископом Рязанским и Зарайским. Однако вскоре случился пожар, от которого пострадал иконостас этого храма. В 1908 году церковь эта была вновь возобновлена и освящена настоятелем монастыря преосвященным Исидором. Спасский монастырь Рязанского Кремля всегда был богатой обителью и не только потому, что находился внутри города. Притекали сюда люди именно потому, что место было намоленное, да и святынь было много.
В настоящее время корпус возобновлен, и в нем находилось сначала Православное Духовное Училище, а сейчас – Рязанская Духовная Семинария.

148 Баранович М. Материалы для географии и статистики России.Рязанская губерния.-СПб., 1860.
149 Рязанский Церковный Вестник №9-10. 2005г.
150 Добролюбов И. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии.- Зарайск, 1884.-Т.1-2.
151 ГАРО.Ф.627,оп.58,д.17,с.17,Ф.П-57,оп.1,д.507,1922г.д.316, л.114.
152 Архимандрит Иероним. Дополнительные о Рязанской епархии сведения. Под ред. А. В. Селиванова.- Рязань, 1891.
153 Журнал «Золотые купола». №11 ноябрь 2005г.

Иеромонах Василий (Горшков). Рязанский богословский вестник №1(1) 2009, Стр.48 – 53

1 комментарий к “Спасский монастырь Рязанского Кремля.

  1. На окнах первого яруса Спасского собора такой же узор, как у церкви Вход в Иерусалим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Статистика

Все права защищены; 2024 Храмы Рязанщины