о.П.А. Шаров
Спасский краевед, писатель о.Павел Шаров живет и работает в Спасске. С 1999 года он служит диаконом Вознесенского храма города.
Есть такие места, подъезжая к которым начинаешь чувствовать далекий, еще не осознанный трепет в сердце. Одним из них является село Ижевское. Мало найдется подобных ему на Рязанщине. Размеры населенного пункта, численность населения и сегодня значительно, а до революции волостной центр соперничал и превосходил собой уездный Спасск. И это несмотря на то, что расположен он был в стороне от железной дороги. В одном старом путеводителе говорилось, что «село это ничем не интересно». Составитель его явно ошибался. В течении XIX столетия здесь возвели и освятили целых 5 церквей. А если к данному числу прибавить часовни, то цифра получается значительной. По числу церквей и памятников зодчества это село стояло на первом месте в Рязанской губернии. Многое из того, чем гордились ижевцы, в XX столетии было либо безвозвратно утрачено, либо заброшено. Некогда въезд и выезд из села украшали белокаменные башни. Кому – то они помешали в годы Советской власти и их уничтожили.
Ижевское было отстроено с большой любовью владельцем села надворным советником Иваном Никитовичем Демидовым, внуком петровского любимца тульского кузнеца Никиты Демидовича Алтуфьева. Ему нравилось сюда часто наведываться и подолгу жить. Когда в 1778 году он приобрел село в свое владение то сразу занялся реформами и переделками сельского облика, на манер «прошпектов, в Петербурге». В 1780 году село вытянулось а целых семь верст в три улицы, разделенных на кварталы. Согласно клировым ведомостям в 1792 году в самом сердце села на Красной улице им была воздвигнута каменная церковь во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Нарядная и богато украшенная церковь обошлась Демидову в 200 тысяч рублей. Величественная 4- ярусная 43-метровая колокольня парила над сельской округой. В документах значится, что здание крепко сложено и покрыто железом. Спустя девять лет к основному зданию пристроили еще 2 теплых придела во имя святителя Николая Чудотворца и великомученика Иоанна Воина. Освящение храма вылилось во всенародное торжество. От мала до велика люди ликовали и благодарили Бога за такую милость. Чин освящения и первую Божественную литургию в нем совершил владыка Рязанский Симон (Лагов). Колокольный звон плыл над селом, над привольными заливными лугами, над голубыми озерами и таял где – то в лесных чащах. Многое из возведенного и отделанного удивило и порадовало архипастыря. Иконы в Казанской церкови были выполнены столичными художниками А.В.Римским – Корсаковым и А.Г.Ходыревым. Об этом свидетельствовали надписи на иконах. Они же трудились не один год над выполнением настенной живописи. Казанская церковь ничем не отличалась от городского собора. Здесь было светло, просторно. Имелась великолепная акустика. Храм получился пяти престольный. Бывая в Ижевском каждый раз, любуюсь мягкими пропорциями стен и окон этого храма, припоминаю лирические строки:
В этом великолепном храме завещал себя похоронить его строитель И.Н.Демидов. Воля была исполнена. Тело храмоздателя предали земле в южном пределе против царских врат. Над местом погребения положили чугунную плиту. Позже в нише западной стены напротив могилы поставили памятник в виде саркофага.
Спустя 75-лет после открытия храма московский живописец Ф.П. Курков обновил иконы нижнего яруса иконостаса и настенную живопись. Тогда с северной стороны Казанскую церковь украсила каменная ограда с воротами. Кованные ажурные металлические решетки очень выразительно выделялись на фоне красной кирпичной кладки. Своим восточным концом ограда соединялась с башней, сооруженной в 1830 году для продажи свечей и церковной утвари. Западная сторона примыкала к часовне воздвигнутой в намять мученической кончины императора Александра II. Освободителя. С восточной стороны к ограде церкви примыкал каменный корпус. В нем размещались 7 церковных лавок. При церкви находилась богадельня и библиотека, состоявшая почти из 200 книг. Среди изданий тут имелись такие редкие, как «Требник Петра Могилы» 1646 года выпуска, «Старопечатная Кормчая», «Книги о вере» и «Требник иноческий».
За десять лет до начала революционных событий в храме отремонтировали трапезную (теплую половину церкви). Вызолотили иконостасы, промыли и возобновили роспись стен и сводов. Все работы осуществлялись за счет средств благотворителей и церковного старосты Василия Семеновича Алфутова. К 300-летию Дома Романовых колокольню и кровлю трапезной перекрыли новым железом. Планировали обновить наружные стены, но помешала начавшаяся в августе 1914 года мировая война.
В штате Казанской церкви состояли 2 священника, диакон и 2 псаломщика. Кружечный сбор храма за год доходил до 1300 рублей. С аренды лавок в церковную кассу поступало 347 рублей. Кроме того приход получал прибыль в виде процентов с банковских капиталов пожертвованных на благо церкви.
В 1857 году в этой церкви крестили сына спасского уездного лесничего Эдуарда Игнатьевича Циолковского. Имя малышу дали Константин. Мальчик родился крепким и здоровым. Так на Спасской земле «появился на свет новый гражданин Вселенной». Ему суждено было стать основоположником новой науки – космонавтики. Вес – таки горько сознавать, что многие ошибочно считают родиной великого ученого г.Калугу, где он только прожил большую часть своей жизни.
Спустя восемь лет после рождения К.Э.Циолковского зажиточные ижевцы Сергей Васильевич Мамырин и Иван Макарович Дружинин поставили на сельском кладбище деревянную церковь. На каменном фундаменте среди зелени деревьев она смотрелась очень привлекательно. Ее освятили во имя священномученика Тимофея епископа Прусского. Храм срубили на месте старинной церкви в честь великомученика Дмитрия Солунского.
Несколько раньше в 1843 году Кондрат Антипович Мосолов на собственные средства решил построить еще один сельский храм, в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В этом богоугодном деле к нему присоединились многие жители Ижевского. Церковь получилась из камня крепка и благолепна. Крышу и колокольню накрыли железом. Храм Покрова как и Казанский, состоял из главной части и трапезной. Причем последнюю возвели раньше. В ней освятили престолы во имя св. Николая Мирликийского и св. Тимофея Прусского. Однако церковь открыли лишь в 1861 году. Приходу принадлежала в качестве вклада 41 десятина земли. Имелась часовня. В земской и церковно – приходской школе обучалось 47 девочек.
Первое упоминание о селе можно встретить в летописях за 1387 год. В жалованной грамоте рязанского князя Олега Ивановича епископу Феогносту говорится об ижевлянах, которые «били бобров на себя и на владыку» на речке Истоке (ныне Штыга) близ деревни Малышево.
В ХVI столетии в писцовых книгах по Старорязанскому стану краеведы находят сведения об Ижевском. Оно в то время числилась за царским шурином всесильным боярином, а впоследствии царем Борисом Годуновым. После падения власти Годуновых поместье перешло к боярину Шеину.
В период Смутного времени XVII столетия село состояло из трех крупных поселков.
В летописях 1640 года имеются сведения о Воскресенской и Никольской церквях. Первый храм из – за ветхости вскоре был разобран. А в мае 1748 года полностью сгорела деревянная церковь Чудотворца Николая, простояв почти восемьдесят лет. Все книги, облачения и утварь находившиеся в ней были безвозвратно утрачены.
Через пять лет после того, как 12 тысяч ижевцев откупились от своего хозяина внука первого Демидова и стали «вольными хлебопашцами» они решили выстроить церковь в честь Николая Угодника. Строительство длилось 15 лет и закончилось освящением 21 сентября 1852 года. Кроме главного престола в церкви имелись два придела правый в память преподобного Сергея Радонежского и левый – посвященный мученикам Флору и Лавру. В 1863 году к основному зданию пристроили колокольню. Храм окружала деревянная ограда на каменном фундаменте. С 1876 года по 1880-ый церковь внутри была красочно расписана на евангельские сюжеты.
Как говорится в исторический справке о церквях с. Ижевское, к 1917 году храм святителя Николая был весь отремонтирован. Отмечалось также, что церковь имела «посредственную» утварь. Годовой кружечный доход насчитывал всего 416 рублей. Причт церковный: (священник и псаломщик) жил на проценты в банке со вкладов, положенных доброхотами на вечный помин живых и усопших родственников.
Никольскому храму принадлежали 2 деревянные часовни. Одну из них поставили на месте старой церкви, как напоминание людям о святости данной земли. Вторую открыли на новом участке для кладбища. С 1887 года церковным старостой здесь трудился Матфей Кузьмич Толмачев. За свою благотворительную деятельность на благо святой Церкви он был удостоен высокой награды: медали св. Станислава на ленте.
При храме в 1864 году открыли земскую школу. В ней обучалось 57 мальчиков и 48 девочек.
Последним памятником церковного зодчества, по времени строительства являлась каменная Успенская церковь на северной окраине села.
Революционная буря, грянувшая в 1917-ом, не только переломала человеческие судьбы, но и уничтожила многие ижевские достопамятности. Решением Оргкомитета Верховного Совета РСФСР от 29 апреля 1939 года в с. Ижевское закрыли Казанскую, Успенскую, Покровскую и Тимофеевскую церкви с формулировкой «по просьбе трудового народа…» 23 марта 1941 года за несколько месяцев до начала Великой Отечественной войны такая же участь «из – за отсутствия молящихся» постигла храм Св. Николая.
Правда в конце войны, когда Советское государство решило легализовать церковную деятельность, по многочисленным просьбам советских граждан в селе начались богослужения в кладбищенской церкви св. Тимофея Прусского. Этот приход просуществовал до I960 года. В октября 1958 года Н.С.Хрущев начал новую борьбу с церковными пережитками прошлого. Тогда районные власти вынесли решение «из – за аварийного состояния культового здания, грозящего обрушением, постановили работу прихода прекратить». Так большое село и ее окрестности остались без церкви. Более того в те годы по селу прокатилась волна снятия икон в домах жителей.
К большому счастью не все памятники архитектуры, постигла участь разрушения. В главном храме села Казанском разместился склад райпо. Снесли лишь купола и колокольню.
Успенскую церковь отдали под склад горюче – смазочных материалов Ижевского ЖКХ.
22 июня 1965 года Спасский райисполком вынес решение о сносе здания недействующей Никольской церкви. На Озерной улице исчез архитектурный памятник прошлого. На старом кладбище храм Тимофея Прусского продолжает до сих пор бороться с людским равнодушием.
С момента, закрытия кладбищенской церкви, верующие стали писать во все инстанции о возобновлении деятельности прихода в селе. Они ходатайствовали в облисполком и в Рязанский комитет по делам религии. Все было тщетно. Об их просьбах знали даже в самой столице. Но все письма отправлялись обратно в Спасский райисполком с пометкой принять меры. Негласно Комитет по делам религии указал нежелательность возрождения православною прихода. К вопросу об открытии церкви в Ижевском было подключено землячество в Москве во главе с Балашовым. В качестве ответа активисты открытия прихода Хопров, Карабанов и еще несколько жителей получили штрафы. Их всячески запугивали…
Активность верующих дала в итоге свои благие плоды. В 1987 году местные власти вняли просьбам верующих и отдали для богослужений Успенскую церковь. Невозможное людям возможно Богу. Постепенно дело сдвинулось с мертвой точки. Сколько было ликования в сердцах православных ижевцев, когда встречали в 1989 году первую Светлую Пacxy в стенах храма.
Со временем церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровском кладбище стало тесной. Всех прихожан в большие праздники уютное помещение вместить не могло. Стали сельские патриоты обивать пороги учреждений, чтобы вернуть здание Казанского храма. Многие сомневались в возможности отреставрировать такое громадное помещение. Усердные хлопоты настоятеля Успенского храма протоиерея о.Виктора Бородовицына и приходского Совета увенчались успехом. Начали потихоньку идти строительные работы. Дел было много. Да только глаза бояться, а руки делают. Очистили церковное помещение от хлама. Стали отделывать кровлю и внутренние стены, своды. Постоянно не хватало средств, но благодатный процесс неустанно шел к моменту освящения. Перво – наперво отделали трапезную. Отремонтировали алтарь. Установили иконостас. Наметили день открытия. Первое торжественное богослужение совершил архиепископ Рязанский и Касимовский Павел (Пономарев) в правом приделе во имя святителя Николая. Это благодатное событие без сомнения вошло красной строкой в летопись древнего села. Почитай сто лет здесь не совершалась архиерейская служба. До отказа был заполнен храм. Пение хора брало за душу. Такое событие забывать нельзя.
Сельская жизнь, несмотря на все превратности и водовороты, продолжает свое неторопливое течение…
«Спасской земли места благодатные», о.П.А. Шаров, стр 67 – 73. Москва 2008 г.