Никольская церковь, принадлежащая вместе с соборною и Пятницкой к числу древнейших церквей в городе, упоминается в Сапожковских писцовых кн. 135 и 136 г., где она так описывается: «за острогомъ на Сапошкъ-церковь Николы Чудотворца древяна клецки, а в церкви образы, и книги, и ризы, и колокола, и всякое церковное строенье мирское и попа Захарья; а на церковной земле: во дворе попъ Захарей, во дворе проскурница Оринка, во дворе пономарь Олферко Сидоров, да за попом бобылей: Сережка Игнатьев, во дворе Прохорко Михаилов, во дворе Федька Иванов, во дворе Ивашка Лукьянов, пашни паханые и перелогу и дикаго поля прежняго данья 24 чети в поле, а в дву потомуж, попу Захарью 20 чети, проскурнице и пономарю по 2 чети человеку, сена 48 копенъ» По окладн. кн. 1676 г. в приходе к Николаевской церкви показано: белопоместных казаков шесть дворов, полковых казаков и драгунов шестьдесят один двор, пушкарей три двора и всего, кроме попова и дьячкова, семьдесят дворов». В 1700 г. в причте состояло уже два священника, а в приходе числилось 108 дв., число которых к концу прошлого столетия возросло до 200. Но упоминаемая в XVII ст. Николаевская церковь в пожар 1758 г. сгорела; построенная на место ея дер. церковь по сказкам 1768 г. носит наименованье церкви «Владимирская Пресвятыя Богородицы, что была Николаевская», по ведомостям за 1777 г. При ней упоминается «придел Николая Чудотворца», стоявший, как видно из описи Сапожковских церквей за 1799 г., от главной церкви в 10 саженях, при коих была одна колокольня.
Построение ныне существующей каменной Николаевской церкви с двумя приделами начато в 1815 г., 14 июля 1821 г. причт и прихожане просили об освящении придела Владимирскаго, настоящая Николаевская церковь освящена была в мае 1832 г., устроение придела Сергиевскаго относится к позднейшему времени. Об особенной ревности, заявленной при постройке камен. церкви свящ. В. Ф. Можаровским, засвидетельствовано было пред епархиальным начальством прихожанами, которые просили «О должном награждении его»; но в этом им было отказано под тем предлогом, что священ. Можаровский — «находится в заштате». Земли усадебной при Николаевской церкви нет, кроме пахотной, находящейся в общем владении с другими церквами; кроме доходов с земли, причт пользуется процентами с 1300 руб., положенных разными лицами на вечныя времена. В приходе при 231 дв. числится: м. п. 780, ж. п. 834. По штату 1873 г. в причте положены 1 свящ. и 1 псал.
(Окладн. кн. 1676 г. л. 225 обор. Извест. о кол. церкв. Ряз. епар. за 1734 г. № 1108.Вед. о ц. г. Сапожка за 1799 г. Кн. записи, новопоставл. № 493—498. — Прош. г. Сапожка Владимирской ц. иер, Александра Иевлева об увольнении его от должности. 1775 г.№ 18. — Прош. г. Сапожка Владимир. ц. прихожан о произведении той же церкви диакона, Тимофея Григорьева во иерея. 1778 г. № 37. —Дело о пропаже сундука с 2000 р.г. Сапожка из Владим. ц. 1815г. мар. 30. № 12. — Прош. г. Сапожка Владимир. ц. прихожан о переследовании дела о взятии церковного сундука прот. Иваном Саввиным . 1815 г. апр. 29. № 1. — Дело, по прошению прихожан, об издержании иер. В. Ф. Можаровским, без согласия прихожан, денег, собираемых на построение камен. ц. 1815 г. ноябрь. 17. № 58. — Прош, о дозволении освятить в г. Сапожке при Никол, ц. придел во имя Пресв. Богородицы Владимирская. 1821 г. июль. 14 — Прош. причта и прихожан о дозволении им продать их Никол. дер. Ц. 1825 г. мая 15. — Прош, прихож. о дозволении перенесть иконостас из дер. в камен. ц. 1827 г. сент. 18. — Дело, по прошению выселившихся из г. Сапожка в Липецкую засеку пашенных солдат, о перенесении из того города Николаевской церкви на место их жительства. 1829 г.марта 28. №46. — Рапорт благоч. об окончании постройки Николаевской церкви и опись ея. 1832 г. мая 21. Прош, причта и прихож. Никол, ц. об освящении ея 1832 г. мая 21. — Дело, по прошению г. Сапожка ц. свят. Николая прихожан, о награждении свящ. В. Ф. Можаровскаго. 1839 г. окт. 5. — Указ Консист. об отказе в просьбе прихожанам Никол. ц. касательно награды свящ. Можаровскаго. 1839 г. окт. 21. № 6875. — Клир. вед. с 1805—80 г. Рукоп. Архив. Консист.).
Из священно-служителей означенной церкви известны:
Захария уп. в 1627 г.
Семеон Иоаннов уп. с 1676—81 г.
Кирилл Иоаннов род. в 1681 г. сент. 26.
Агапий Меркуриев род. в 1692 г. марта 30.
Иоанн Кириллов уп. с 30 марта 1701—43 г.
Максим Кириллов уп. с 6 авг. 1705—46 г.
Иоанн Максимов род. в 1743 г. янв. 15
Максим Максимов род. в 1746 г. янв. 4, ум. в 1765 г.
Никифор уп. в 1756 г.
Максим Никифоров уп. в 1778 г.
Александр Иевлев умер в 1778 г. ноябр. 11.
Тимофей Григорьев уп. с янв. 1779—96 г.
Потапий Макариев уп. с 1796—1803 г.
Григорий Димитриев уп. с 1781—1808 г.
Василий Феодоров Можаровский уп. с 15 июл. 1803 по 20 марта 1839 г.
Иоанн Феодоров Можаровский р. в 1808 г. февр. 2.
Петр Васильевич Николин уп. с 15 авг. 1839.
Добролюбов И. В. “Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии т3., Стр.15 – 17”
Словарь старинных терминов
В дву по тому ж
означает: чтобы узнать площадь всех трёх полей, надо умножить на 3. В древней Руси существовала трёхполосная система земледелия. Одно поле засевалось озимыми, другое — яровыми, а третье оставалось под паром. Размеры каждого поля были примерно одинаковые, и поэтому писцы обычно измеряли площадь только одного поля, которое под паром, и приписывали «а в дву потому ж». Десятина примерно равна одному гектару (≈ 1,09 га).
означает: чтобы узнать площадь всех трёх полей, надо умножить на 3. В древней Руси существовала трёхполосная система земледелия. Одно поле засевалось озимыми, другое — яровыми, а третье оставалось под паром. Размеры каждого поля были примерно одинаковые, и поэтому писцы обычно измеряли площадь только одного поля, которое под паром, и приписывали «а в дву потому ж». Десятина примерно равна одному гектару (≈ 1,09 га).
Древяна клецки
Термин «древяна клецки» означает, что деревянная церковь была построена клетью – простым прямоугольным срубом из бревен, так же, как строились жилища простых людей.
Термин «древяна клецки» означает, что деревянная церковь была построена клетью – простым прямоугольным срубом из бревен, так же, как строились жилища простых людей.
«По прибору»
Наряду с феодальной конницей — служилыми людьми «по отечеству» (по происхождению), в России действовала категория служилых людей «по прибору» (набору): стрельцы, артиллеристы, городская стража, казаки и т.д.
Наряду с феодальной конницей — служилыми людьми «по отечеству» (по происхождению), в России действовала категория служилых людей «по прибору» (набору): стрельцы, артиллеристы, городская стража, казаки и т.д.
Белопашенные казаки
– (второе наименование – белопоместные казаки) – представители служилых людей по прибору. В 1630 нач. XVII в. проживали в пограничных слободах и острогах и несли воинскую службу и получали «обеленную» пашню (не обложенную налогами и повинностями). Вместо хлебного и денежного жалованья получали из казны оружие, порох, свинец, иногда деньги на приобретение лошади. Белопоместные казаки комплектовались из «вольных гулящих людей». Подчинялись приказчикам слобод и слободчикам.
– (второе наименование – белопоместные казаки) – представители служилых людей по прибору. В 1630 нач. XVII в. проживали в пограничных слободах и острогах и несли воинскую службу и получали «обеленную» пашню (не обложенную налогами и повинностями). Вместо хлебного и денежного жалованья получали из казны оружие, порох, свинец, иногда деньги на приобретение лошади. Белопоместные казаки комплектовались из «вольных гулящих людей». Подчинялись приказчикам слобод и слободчикам.
Из статьи с сайта Скопинской Епархии
… В мае 1832 года был освящен главный престол храма. Церковь была крепкая, покрыта железом.
До 1903 года в церкви было три престола: главный – Святителя Николая Чудотворца Мирликийского и два предельных: правый – в честь иконы Пресвятой Богородицы «Владимирская», левый – во имя Преподобного Сергия Радонежского.
По штату при церкви были положены: один священник, диакон, псаломщик. Земли при церкви усадебной и под церковью состояло 20 саж. и 10 саж., пахотной 63 десят. Церковная пахотная земля находилась в общем владении с церквями Соборной и Скорбящей. Дома для священно церковно – служителей были построены самими церковнослужителями на собственной усадебной земле и составляли их собственность.
При церкви построена богадельня.
К церкви была приписана каменная часовня, которая находилась за рекой Мокшей.
В приходе имелось шесть земских школ. Штатным священником в Никольской церкви с 1889 года состоял Дмитрий Петрович Архангельский, который также был законоучителем в церковно-приходской Пушкарской школе. В 1914 году к приходу церкви относилось 264 дома, в которых проживало 946 мужчин и 1023 женщины.
Постановлением президиума Мособлисполкома 25 февраля 1932 года Никольская церковь была закрыта, а здание церкви передано под мастерские МТС и к 1940 году занято мастерскими и гаражом автобазы (ГАРО, Ф.Р.3251, оп.5, д. 5, л12). Впоследствии здание храма использовалось в качества склада Сапожковского райпо.
С закрытием церкви началось её планомерное разрушение.
За 60 лет утрачены верхние ярусы храма и колокольни, с севера к зданию примыкали кирпичные пристройки. Большинство проемов храма было заложено. Кирпичная кладка местами сильно выветрена. Декоративное убранство фасадов значительно утрачены . Не сохранилось и внутреннее убранство церкви.
И тогда казалось, что восстановит здание церкви невозможно, да и были уверены, что это никому не нужно.
О. Иоанн Писарев, который более 30 лет служил в Керстовоздвиженском храме, обратился за благословением к Владыке Симону с вопросом восстановления Никольского храма. Получив благословление Владыки Симона, приступили к восстановлению храма.
Войти в здание храма было страшно, тракторами был провален пол, все было черным, замасленным, посреди храма стояла печка, труба от которой выходила в окно, была пробита дыра в стенах храма, через которую крали вино со склада, были поломаны окна. Кругом валялись битые кирпичи, хлам от тракторов, пустая тара, битая посуда и прочее. Снесены купол и колокольня, к наружной же части были пристроены гаражи и складские помещения, крыша разрушилась и протекала, а отходами пекарни храм был завален до окон.
Благословленные батюшкой Иоанном, жители Сапожка с энтузиазмом взялись за расчистку храма. Ежедневно работали по 30-40 человек, целыми семьями после работы спешили на уборку храма, кто собирал битый кирпич, кто вытаскивал весь тракторный хлам, битую посуду, очищали стены от копоти. Нужны были машины для вывозки мусора. Женщины ходили по организациям, кто просил машину, кто бензин, кто трактор, помогали все кто, чем мог. Понадобилось более 40 камазов песка, чтобы засыпать котлован от провалившегося трактора в помещении котельной, которая располагалась в подвале храма.
Люди приносили сохранившиеся иконы нашего храма, своими руками шили облачения для храма и для священников.
Особое усердие по восстановлению храма проявили Зинаида Павловна Талалаева, Валентина Федоровна Лохова , Полина Ивановна Паршикова Мария Георгиевна Филимонова ,Нина Ивановна Пустошкика, Нина Ивановна Карпова и многие, многие другие.
За сбором пожертвований на восстановление храма ходили по домам, по организациям.
Паршикова Полина Ивановна, Филимонова Мария Григорьевна на собранные пожертвования ездили в Можарский лесхоз за пиломатериалом, приобретали цемент, краску, гвозди и прочий стройматериал. Нина Ивановна Карпова – золотые руки, кроме всех прочих работ по расчистке храма ежедневно готовила на свои средства трапезы для труждающихся в храме.
Нина Ивановна Пустошкика. Её трудами и усердием создан церковный хор. Неутомимая труженица, она вела всю церковно- приходскую бухгалтерию, за что лично 25.09.1994 года, получила благодарственную грамоту от Владыке Симона за успешные труды во славу Святой Церкви.
Бессменная помощница всех батюшек Валентина Федоровна Лохова. На неё легла ответственность по убранству храма: это и иконы, и хоругви вся церковная утварь, облачения батюшек. Служба в церкви для Валентины Федоровны началась еще при о. Василии Великанове в Крестовоздвиженском храме, она до самой его кончины была его секретарем. У всеми нами любимого батюшки Иоанна Писарева была келейницей, его помощницей и незаменимым другом. Не считается ни здоровьем, ни личным временем и сейчас всю себя отдает она служению Богу и людям.
3 января 1993 года Владыка Симон освятил храм, и его Указом был назначен настоятелем о. Олег Кузьмин, который и стал приемником о.Иоанна. Батюшка Олег продолжил начатое дело по восстановлению храма. Установили новые купола, крышу покрыли новым железом, провели газовое отопление, отреставрировали внутренние и частично внешние стены храма, установили новый иконостас, полностью заменили окна. Выложены красивой плиткой полы, которые делались вручную, где с усердием трудились несколько молодых людей, в том числе и будущий настоятель Крестовоздвиженского храма о. Александр Овчинников и нынешний клирик о. Александр Камнев.
Правый предел освящен в1998 году в честь икон Пресвятой Богородицы «Владимирская» и «Казанская», а левый – в честь преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского- 6 февраля 1999 года. Все приделы нашего храма освящены архиепископом Рязанским и Касимовским Симоном.
В храме находится ковчег с мощами многих Угодников Божиих. Частицы святых мощей передал о. Иоанн нашему храму. Ему во времена гонения на церковь на сохранение передавали эти святыни с Афона из Соловецкого монастыря и других закрывающихся обителей.
Кроме этого, не однократно в храм для поклонения верующим приносили из разных мест частицы мощей святых Георгия Победоносца, мученика Вонифатия, десницу Спиридона Тримифунтского и святителя Николая Чудотворца.
С особым торжеством при огромном стечении молящихся встречались в нашем храме чудотворные иконы Пресвятой Богородицы «Песчанская», Вышенская «Казанская», «Умиление», «Отрада и Утешение», крестным ходом встречали икону Святителя Николая Чудотворца.
В 2003 году встречали участников Всероссийского крестного Хода Курск-Дивеево, посвященного 100 -летию со дня канонизации Серафима Саровского, по преданию, именно через наш Сапожок Преподобный Серафим направлялся из Курска в Дивеево. Из воспоминаний автора книги «Высокое Диво» Вячеслава Шумакова (одного из крестоходцев), одно из чудес совершилось именно в Сапожке. «6 июля праздник иконы Владимирской Божией Матери и собор Владимирских Святых после Божественной литургии и молебна крестоходцы направились в купальню Никольского храма и поразились необычайному благоуханию, мироточили несколько икон и икона Матери Божией «Владимирская», вода в источнике была покрыта тонким слоем мира.»
Постройка этой купальни тоже было проявлением чуда. В безбожные времена, когда разрушали центральный свод нашего храма из под фундамента алтаря забил родник, который был живым свидетельством , что сие место свято. Власти постарались срочно засыпать этот родник. В 1972 году в нашей местности была засуха и жители соседних домов помня о роднике, решили найти его, выкопав колодец напротив алтаря нашего храма. Быстро нашли обильный источник воды, который явно истекал со стороны храма. На этом месте устроили колодец и к колодцу потянулись верующие люди, испытав на себе чудодейственную силу воды, пили эту водичку, обливались из ведра. Желая обливаться на Крещение с головы до пят, с помощью друзей загораживались простынею. Тогда батюшка Иоанн благословил построить купальню. Спустя некоторое время была построена бревенчатая просторная купальня, которая освящена владыкой Симоном в День Ангела батюшки Иоанна в 1996 году. Сейчас в эту купальню идут и едут со всех сторон верующие люди. И имеют возможность искупаться в святом источнике.
Приход Никольского храма постоянно организуются паломнические поездки по святым местам. Были в Дивееве у батюшки Серафима Саровского, у преподобного Амвросия в Оптиной Пустыне, у преподобного Сергия в Троице- Сергиевой лавре, в Санкт Петербурге у батюшки Иоанна Кронштатского , у блаженной Матроны Московской в Покровском монастыре, в Муроме у блаженных князей Пера и Февронии, в Вышенском монастыре у Святителя Феофана затворника и многих других святых местах.
В нашем храме бережно хранится память о первом ( после восстановления) настоятеле митрофорном протоиерее отце Иоанне Писареве. Более 50-ти лет отец Иоанн посвятил пастырскому служению, последние 18 из них в нашем храме. Батюшка служил до последних дней своего земного пути, несмотря на возраст и старческую немощь, практически полную слепоту. Ему было 94 года, и он являлся одним из старейшим священником России которые, продолжали служение у Престола Божия. Усердие пастыря, его многотрудная деятельность получили высокую оценку. За усердное служение Русской Православной Церкви за ревностные труды на пользу Ея неоднократно бал награжден Церковными наградами.
1 ноября 2010 года, причастившись Святых Христовых Тайн отец Иоанн мирно отошел ко Господу.
Теперь каждый год в день его кончины и день его Ангела 26 ноября в день памяти святителя Ионна Златоустого совершаются соборные богослужения духовенства Сапожковского благочинья, после которых традиционно молящиеся участвуют в поминальной трапезе. В 2014 году, в день 100-летия со дня рождения батюшки Иоанна, был организован крестный ход до его могилки, в память о нем были выпущены буклеты с его светлым образом и биографией.
В апреле 2003 года Приходу Никольского храма было передано разрушенное здание бывшего роддома, для устройства воскресной школы. На средства благотворителей и прихожан, удалось отремонтировать здание. Отрылись прекрасные классы для учащихся, оборудован спортивный зал, где расположились тренажерный зал и специализированный зал борьбы самбо, здесь же занимаются девочки аэробикой. Зал для просмотра кинофильмов, большая трапезная. Первым учителем воскресной школы была Нина Александровна Тучина, почетный гражданин Сапожковского района, мать героя России Алексея Ивановича Тучина, которая преподавала несколько лет закон Божий ученикам младшего класса. Учащиеся воскресной школы неоднократно становились победителями и призерами Всероссийских турниров и многочисленных спартакиад России по самбо. Ходят летом в многодневные походы совершают паломничества по святым местам. По воскресным дням учащиеся воскресной школы помогают на клиросе и алтаре во время совершения Божественной литургии. Выпускники воскресной школы, как правило, хорошие друзья и не забывают, откуда они родом.
В 2009 году директор Сапожковского райпо, Докудовская Л.А. передала нашему храму сгоревшее здание бывшей пекарни, в котором до 1917 года, располагалась богадельня.
С этого момента на этом месте начато строительство новой богадельни. Усилиями благотворителей и жертвователей в конце 2012 года строительство богадельни было завершено. 24 мая 2013 года епископ Скопинский и Шацкий Владимир, освятил новое здание богадельни.
Наша богадельня – предназначена для постоянного проживания престарелых людей и инвалидов православного вероисповедания, посвятивших свою жизнь служению Русской Православной Церкви, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании.
Богадельня рассчитана на 32 человека, которые проживают в одноместных или двух местных комнатах , каждая из которых снабжена отдельным санузлом, и душем. Имеются комнаты для гостей, комната отдыха, большая красивая трапезная, веранда для уличных прогулок в непогоду. В богадельне находится библиотека, которая насчитывает более 2000 экземплярах книг. Во дворе богадельни разбит великолепный цветник с множеством роз и других цветов, установлен фонтан, который в летние вечера сверкает разными красками, красивые скамейки для летнего отдыха, а так же кресла качалки.
В настоящее время в богадельне проживают: Лохова Валентина Федоровна, которая свою жизнь посвятила служению Богу и людям, Гусева Екатерина Алексеевна, более двадцати лет была казначеем в Приходе Покровского храма с. Морозовы Борки, Татьяна Перепелкина которая неукоснительно в течении многих лет приходила в храм в числе первых для чтения акафиста перед Литургией и многие другие которые потрудились на Ниве Христовой.
Здесь провела последние дни земной жизни и инокиня Мария, уроженка с.Красный Угол Сапожковского района, родственница монахи Антонии и старца Филиппа из села Красное. Блокодница .Служила в храме Бориса и Глеба в г. Рязани , была духовной дочерью архимандрита о.Иоанна Крестьянкина. Земной путь усердной молитвеннице, закончился на 91 году жизни 13.06.2015 года.
В богадельни проживала Максимова Антонина Михайловна, многие годы служившая в Крестовоздвиженском храме помощником председателя Приходского совета.
В богадельню приходят неравнодушные люди, что бы помочь проживающим, поухаживать за ними, отдать часть своего сердца тем, кто в свое время отдал силы, молодость и здоровье на службу Богу и людям.
Для прихожан с маленькими детьми в 2014 году рядам с нашем храмом построена красивая детская площадка.
Клир:
-настоятель храма протоиерей Олег Васильевич Кузьмин
– клирик храма протоиерей Михаил Викторович Попов
-клирик храма иерей Александр Сергеевич Камнев.
Монтаж барабана и купола с крестом. Никольская церковь в рабочем поселке Сапожок
Решениями Райисполкома № 158 от 16.09.1986 года и Облисполкома №550 от 24.08.1971 года Никольская церковь признана памятником архитектуры регионального значения.Официальный сайт Скопинской Епархии
Строительно-реставрационная компания Искон
В этом видео мы показываем, как происходит монтаж барабана и купола с крестом на Никольскую церковь. Храм построен в 1815 году и находится в поселке Сапожок, Сапожковского района, Рязанской области.
У этой церкви два шатра. Но их не строили с 17 века.