Сапожковский Успенский собор

Вид на Успенский собор от речки Машки. 1909г.Вид на Успенский собор от речки Машки. 1909г. Собор был разобран в советское время в начале 60-х годов. Фотография с сайта http://www.history-ryazan.ru/

Сапожок, основанный в 1605 г. Борисом Годуновым и входившей в составь укрепленной украинской линии, в качестве «Сапожковскаго городища на реке на Машке», упоминается в писц. кн. письма и меры Григорья Киреевскаго 135 и 136 (1627 и 1628) г., где на том городище показан «острог дубовой, а в нем шесть башен, под двеми башнями двои ворота, а на одной башни колокол вестовой, да четыре башни глухих, да в остроге погреб казенной, а в погребе пушки и пушечной наряд; да в городе колодезь, да тюрьма, да приказных людей двор; а около острогу ров; да за острогом соборная церковь древяна клецки, а в церкве Божье милосердьеобраз Успение Пречистые Богородицы, да образ месной великого чудотворца, Николы, венцы и гривны у них серебряные, позолочены, да образ местной Пречистые Богородицы Одегитрея, да Пречистая Богородица запрестольная, денсусы и царские двери все на празелени, другие царские двери на золоте, сосуды церковные оловянные, да книге: апостол печатной — данье государя, царя и великаго князя, Михаиля Федоровича, всея Русии; да в той же церкви евангелие, два служебника печатные, да «охтай», да псалтырь письменные, ризы, и стихарь полотняные, оплечье выбойчатое; да перед церковью два ко­локола в пуд; церковь, и образы, и колокола, и ризы — стро­енье мирское да попа Лаврентья; а на церковной земле: во дворе поп Лаврентей, во дворе дьякон Яков, во дворе проскурница Овдотьица, во дворе пономарь Сенька Онтипьев, да за попом Лаврентьем бобылей: во дворе Назарко Микифоров, во дворе Лучка Харитонов, во дворе Ондрюшка Юрьев, во дворе Олфишка Юрьев; пашни паханой, и перелогу, и дикого поля – попу, и дьякону, и пономарю, и проскурьнице к двум престолам сорок чети, к престолу по 20 чети в поле, а в дву потомуж, прежняго данья сена сорок копен».
Название свое Сапожковское городище, сделавшееся с 1778 г. уездным городом , получило от речки Сапожка, впадающей в речку Машку. В кн. Разряды. Приказа за 1700 г. о Сапожке замечено, что «тот город был острог стоячей и обвалился, по городу башен ветхих: 2 с проезжими вороты, 3 глухих; по мере около города 178 сажен». В 1758 г. Сапожок был истреблен пожаром, от прежних укреплений, расположенных на левом берегу р. Машки, до настоящаго времени сохранился один только земляной вал, имеющий форму неправильнаго четвероугольника, внутри коего стоить соборная церковь. По оклад, книг. 1676 г., при соборной Успенской церкви значатся уже два двора поповых, «а в приходе: дв. подьяческий, беломестных козаков шесть дворов, пушкарей шестнатцеть дворов, полковых козаков и драгунов семдесят семь дворов, бобыльских два двора. А по сказке тое церкви попов с тое церков­ные земли и с сенных покосов, по указу блаженныя памяти Мисаила, архиепископа, они дани не платят, а дань платят «только с приходу», которой «по окладу 1676 г. положено рубль четыре алтына две денги». Вместо упоминаемой в XVII ст. и современной основанию Сапожка соборной Успенской церкви, в 1734 г. в сентябре, как видно из приходной книги Казеннаго Приказа, по челобитью соборнаго попа Рома­на и диакона Макария, дана была благословенная грамота на построение в г. Сапожке новой соборной церкви во имя Успения Божией Матери, которая в пожар 1758 г. вместе с прочими церквами сгорела. В январе 1759 г. соборные иeрей, Роман Афанасьев и Кирилл Романов с приходскими людьми просили о выдаче благословенной грамоты на построение, вместо сгоревшей, вновь церкви Божией; вследствие чего, 30 апреля тогоже года и выдана была грамота «на построении вновь церкви Божией во имя Успения Божией Матери с приделами Казанския Божией Матери да свят. Димитрия Ростовскаго, по подобию прочих православных кафолических греческаго исповедания восточных святых церквей Божиих, твёрдым и искусным мастерством; а, когда оная церковь Божия, по построены, всеми удовольствована будет, об освящены ея просить архцпастырскаго благословения». 1762 г. марта 4, те же иeреи, Роман и Кирилл доносили преосв. Палладию, что «церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы совершенно построена и убрана местными св. иконами и прочее, что касается по подобно прочих православно-кафолических восточных церквей Божиих, учинено и церковными сосуды и алтарною одеждою и священнослужительскими облачении снабдена и книгами удовольствована и ко освящению состоит в готовности, и просили, чтобы соблаговолено было пожаловать дать об освящении церкви на иерея Романа благословенную грамоту». Построение в сущес­твующей ныне каменной соборной церкви приделов Казанскаго и Дмитриевскаго начато было в 1800 г., хотя сбор необходимой для этого суммы разрешен был в 1798 г.; освящение приделов относится к концу 1806 г., а настоящий Успенский храм заложен в 1809 и освящен в 1810 г., оба придала в 1849 г. были заново перестроены. При Успенской соборной церкви имеется ныне неприкосновеннаго капитала в билетах — в пользу церкви 684 р. и в пользу причта — в количестве 1500 р. Церковной усадебной земли нет, дома у причта находятся на собственной земле, в черте городских усадьбе; пахатной писцовой — в общем, черезполосном владелении с принтами церквей скорбященской и Николаевской состоит 432 дес. 423 кв. саж., на что имеется план и межевая книга. Приходских дворов было в начале XVIII ст. 100, в начале XVIII — 200; в настоящее время в составь соборнаго прихода входят в г. Сапожке 137 дв., в пригородной слободе 207 дв. и в дер; Березниках (в 6 вер.) 31 дв.,в коих числится м. п. 1251, ж. п. 1257, в том числе грамотных — м. п. 600, ж. п. 445. По штату 1873 г. в причте при Успенской соборной церкви положены: 1 протоиерей, 1 свящ., 1 диак. и 2 псаломщика.
(Подлинная межевая книга Сапожковскаго городища церковных и полковых белопоместных казачьих земель, письма межеванья Григорья Федоровича Киреевскаго с товарищи. 7135 и 136 г. л. 26 и 27. Рукоп., хранящаяся в Московском Архиве Министерства Юстиции за № 229. Список с писцовой книги городища Сапожковскаго и земель церковных, письма Гр. Киреевскаго с товарищи л. 1—12. Рукоп. того же архива за № 846. Окладн. книги 1676 г. л. 224. Кн. приходу дому преосв. Алексия, арх. Рязанскаго, собир. с благословенных о строений церквей, с епитрахильных, иеромонашеских и иepo- диаконских грамот и с челобитческих дел, с грамосвятных и переходных грамот и с указов и с посыльных наказов. 1734 г., м. сентябрь. Рукоп., хранящ. в библ. Рязанск. семинарии. Кн. записн, новопоставлен. Рукоп. той же библиот. № 494—497. Кн. входящ. бумагам за 1734 и 1762 г. Рукоп., хранящ. в арх. Рязанск. Консистории. Прошение г. Сапожка соборн. церк. от свящ. Романа Афанасьева и Кирилла Романова о дозволении им освятить вновь выстроенную соб. церковь 1762 г. № 3. Арх. Консист. — Прошение г. Сапожка от всех священнослужителей и разнаго звания людей о произведены иeр. С. Романова в протоиерея. 1777 г. № 26. — Прошение г. Сапожка собор, ц. свящ. Якова Васильева, об оставлены его при той церкви одним священником 1779 г. № 71. — Прошение г. Сапожка купца Ивана Борисова Зеленина о выдаче книги для записи подаяний на построение каменной соборной церкви. 1798 г. сент. 3 № 32. — Прошение г. Сапожка Богородицкой церкви иep. Ф. Саввина о переводе его к соборн. ц. на праздное место. 1799 г. марта 17. № 16. Рапорт благочин. Феод. Саввина о недопущении его к должности соборн. протопопом с братиею 1799 г. апр. 1. № 24. — Прошение г. Сапожка соборн. ц. прихожанина, Сергея Семенова Подшивалова о дозволены пос­троить, вместо деревянной, каменной соборной церкви. 1800 г. марта 8. № 21. — Paп. благочин. об определены к Сапожковскому собору иер. Емельяна Романова. 1803 г. мая 3. № 41. — Прош. г. Сапожка купца, Серг. Семен. Подшивалова., о дозволении освятить приделы в соборном храме на старых антиминсах. 1806 г. дек 19. № 46. — Доношение соборн. ц. прот., Ивана Семенова об отводе земли для построения камен. церк­ви. 1809 г. июня 20. № 62. — Paп. соб. прот. Ив. Семенова о снесении бурей с соборн. ц. главы и креста. 1809 г. сент. 1. № 37. — Прошение купца Серг. Семен. Подшивалова о дозволены освятить вновь построенную соб. настоящую церковь. 1810 г. июн. 22. № 44. — Paп. соборн. прот. Ив. Семенова об освящены настоящей соборн. церкви. 1810 г. сент. 7. № 61. — Paп. благочин. о смерти иep. Феод. Саввина. 1819 г. апр. 25. — Paп. Сапожковскаго дух. правления об участии соборн. иep., Феодора Русано­ва в делании фальшивой монеты. 1821 г. апр. 25. — Прош. иep. Феод. Ильина Русанова об увольнении его навсегда от священнической должности. 1822 г. мая 18. — Собран, госуд. грам. и договор. Т. III, стр. 156. — Древн. грам. и акты Рязанскаго края, собр. Пискаревымъ. № 23. — Акт. археограф. Экспед. т. II., стр. -169. — Дополн. к Акт. Историч, т IX., стр. 242. — Материалы для стат. Рос. Империи, изд. М. В. Д. 1939 г. Отдел. III., стр. 18. — Рязанская губерния, сост. Баранович стр. 520 и 521. — Сло­варь Географ. Рос. Государства, сост. Щекатов, ч. V, стр. 727. — Геогр. Слов. Рос. Импер., сост. Семенов. т. IV, стр. 463. — Рязанск. губ. вед. 1846 г. № 27. — Ряз. епарх. вед. 1874 г. № 19. — 1878 г. № 19. Памяти, кн. Ряз. губ. за 1868 г. — Странник 1863 г. июнь. 1133 (свящ. г. Сапожка, о. Симеон Перов. А Кораблев). Клир. вед. с 1805—80 г.).

Из священно-служителей Успенской соб. ц. известны:
Лаврентий уп. в 1627 г.
Назарий уп. в 1676 г.
Потапий уп. с 1676—84 г.
Иосиф Поташев род. в 1684 г. февр. 16.
Илларион Симеонов род. в 1688 г. янв. 30.
Василий Тихонов род. в 1700 г. сент. 10.
Роман Афанасьев.
Роман Кириллов увол. в 1743 г.
Кирилл Романов род. в 1743 г. июл. 22
Илья Алексиев.
Симеон Романов — р. в 1776 г.
Иаков Васильев.
прот. Феодор Григорьев уп. с 1777—79 г.
прот. Евсигней Иоаннов уп. с 1777—99 г.
Феодор Саввин уп. с 1799—1819 г.
Иоанн Даметиев уп. с 1799—1808 г.
прот. Иоанн Симеонов уп. с 1803—22 г.
Емеллиан Романов род. в 1803 г.
прот. Феодор Иоаннов Свистов уп. с 1819—37 г.
Иоанн Данилов.
Феодор Ильин Русанов р. в 1808 г.
Алексий Иоаннов Успенский р. в 1829 г. март. 25.
Симеон Сергиев Перов уп. с 29 янв. 1831—43 г.
прот. Григорий Иоаннов Покровский уп. с 19 октября 1837-69 г.
Иоанн Симеонов Перов уп. с 23 мая 1843—76 г.
Александр Белкин уп. с 1869—71 г.
прот. Павел Петрович Доброхотов, сост. с 1871 г.
прот. Константин Павлович Доброхотов, (р. во иep. в 1876 г.), сост. с 1878 г. протоиереем и смотрителем Сапожковскаго духовнаго училища.

Добролюбов И. В. “Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии т3., Стр.7 – 12”

Словарь старинных терминов

Антиминс
( греч. – вместо и лат. престол) – плат с зашитыми частицами мощей, на котором совершается литургия. Антиминс освящается архиереем по особому чину. Обычно антиминс четырехугольный, из шелковой или льняной материи. На современных антиминсах изображаются положение во гроб Иисуса Христа после снятия с Креста и четыре евангелиста. АНТИМИНС находится на престоле: когда не совершается литургия, заворачивается в илитон. Антиминс берет начало от возникшего в раннехристианские времена обычая совершать литургию на гробницах мучеников. Впоследствии, при увеличении количества храмов в престолы стали вкладывать только частицы мощей. На рубеже VIII – IХ вв. частицы мощей стали вшивать в материю и полагать поверх престола.
Словарь церковных терминов. 2012
В дву по тому ж
означает: чтобы узнать площадь всех трёх полей, надо умножить на 3. В древней Руси существовала трёхполосная система земледелия. Одно поле засевалось озимыми, другое — яровыми, а третье оставалось под паром. Размеры каждого поля были примерно одинаковые, и поэтому писцы обычно измеряли площадь только одного поля, которое под паром, и приписывали «а в дву потому ж». Десятина примерно равна одному гектару (≈ 1,09 га).
Деисус
икона, имеющая в центре изображение Христа, а справа и слева от него соответственно — Богоматери и Иоанна Крестителя.
Древяна клецки
Термин «древяна клецки» означает, что деревянная церковь была построена клетью – простым прямоугольным срубом из бревен, так же, как строились жилища простых людей.
Индития
одно из облачений св. Престола, светлая дорогая шелковая или парчовая ткань, к-рая полагается поверх нижнего облачения.
Кафолический
(от греческих слов καθ — по и όλη — целая, вся, подразумевается — όικουμένη, т. е. вселенная). Прежде всего это название усвояется христианской церкви, как имеющей своих последователей во всех странах земного шара; затем оно применяется ко всем функциям деятельности церкви, насколько они имеют значение для всего христианского мира. Напр.: К. вера — вера всего христианского мира; К. догмат — догмат всего христианства, К. учение и т. д.
Н. Б-в.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Статистика

Все права защищены; 2024 Храмы Рязанщины