В 2017 г. село Исады Спасского района Рязанской области отмечает свой юбилей – 800-летие с момента первого летописного упоминания. Достопримечательностью села является храм в честь Воскресения Словущего (Фото 1). Церковь – это не только стены, но люди, которые составляют приходскую общину. Настоятель общины – это пастух (пастырь), который ведет церковь в Небесные обители в объятия Христа. Церковными пастырями Воскресенского храма были в исторической ретроспективе различные личности. Среди них были миссионеры, тихие молитвенники и мученики за Христа. Об этих церковных кормчих и пойдет повествование.
Исады Спасского района – древнейшее село Рязанской области известно тем, что являлось вотчиной рода Ляпуновых, одного из которых знает вся Россия – Прокопия Петровича Ляпунова, героя Смутного времени XVII столетия. Родовая церковь Ляпуновых в честь Воскресения Христова сохранилась до настоящего времени. Храм был построен в 1635 г. тщанием Луки Владимировича Ляпунова1. Необходимо отметить, что при Воскресенской церкви находился обширный некрополь рода Ляпуновых. Опираясь на сохранившиеся надписи на надгробиях, можно предположить, что церковь (деревянная или каменная) в указанном месте существовала и ранее указанной даты, однако документально подтвердить сие мнение пока не удалось.
Древность села подтверждается летописным свидетельством. В Лаврентьевской летописи село упоминается в XIII столетии, когда в 1217 г. князь Глеб Владимирович в сговоре с младшим братом Константином злостно умертвили шестерых князей, своих родственников, с их слугами2. Вполне допустимо предположить, что Исады возникли, если не ранее, то одновременно со Старой Рязанью в XI столетии.
Есть несколько гипотез относительно происхождения самого названия села. По одной из них название происходит от слова «сад», поскольку село было резиденцией рязанских князей, располагалось на берегу Оки и утопало в садах, что придавало данному месту сказочную красоту. Вторая версия названия про¬исходит от слова Усады, так в древности назывались усадьбы, что и отразилось в названии села. Более вероятной является третья версия, согласно которой название села происходит от слова Высады, что означает пристань. В Исадах рас¬полагался крупный торг на берегу Оки, причем торговцы предпочитали выгружать товары в местечке, называемом Марица, находящемся в нескольких километрах от столицы Рязанского княжества3.
В настоящее время сложно выявить исторические свидетельства об исто¬рии Воскресенской церкви с XIII по XVII столетие, установить имена клириков, ктиторов, количество прихожан и десятин в приходе. С начала XVII в., опираясь на исторические памятники, уже можно определенно говорить о церковной истории Воскресенского храма.
В Писцовой книге за 1637-1640 гг. село Исады значится в вотчинных владениях Прокопия Ляпунова. В записи упоминается церковь Воскресения Христова с 2 приделами: св. равноап. кн. Владимира и свв. Флора и Лавра, при¬ходской священник Борис Трофимов, дьякон Василей Игнатьев, «да церковные дьячки: Митрошка Алексеев, двор Антошка Сысоев, двор просвирница, место пустое, что жил церковный поп Мишка Иванов, пашни церковные добрые земли одиннадцать чети да Васильева поместья Чевкина, да Фёдорова поместья Колтовского в их жеребье с. Исад четыре четверти и обоево церковные пашни 15 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена церковнаго за Куроповским истоком 86 копен с полукопною»4. К сожалению, вплоть до XIX столетия встречаются лишь скудные упоминания о клириках Воскресенской церкви.
Знаменательным историческим памятником служит надпись на южной стене храма: «Лета 7181 [1673] декабря в 14 (сия святая) Божия церковь совершися и освятися олтар во имя Воскресения Господа Бога Царя нашаго Иисуса Христа при благоверном государе царе и великом князе Алексии Михаиловиче всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержце и при святейшем патриархе Питириме Московском и всея Росии, при освещенном Иларионе митрополите Рязанском и Муромском»5. Сия запись доносит до потомков отголоски религиозной «войны» середины XVII столетия, когда единая русская церковь раскололась на два лагеря – реформаторов и ревнителей старины6. Рязанский митрополит Иларион был активным сторонником церковной реформы. В Исадах обрелось довольно большое количество ревнителей старины (в дальнейшем старообрядцев). Вполне допустимо предположение, что результатом борьбы со староверами и стало освящение Воскресенской церкви в 1673 г. К освящению Лука Ляпунов перестраивает храм (появляется два этажа). В некоторых Клировых ведомостях перестройка Лукой Ляпуновым церкви ошибочно принимается за указание времени постройки Воскресенского храма7. Воскресенский храм остается в руках церковных реформаторов. Отметим, что у исадских староверов вплоть до начала XX столетия существовали собственные моленные.
Перейдем непосредственно к историческим свидетельствам о священниках Воскресенской церкви села Исады.
Под 1637 г. значатся следующие священники: Трофим Павлов, Михаил Иванов, Иоанн Марков. Свидетелем церковной реформы стал свящ. Иоанн Борисов, служивший в храме в 60-е гг. XVII в. Обновление храма Рязанским митр. Иларионом происходило при свящ. Харитоне8. В 1736 г. упоминается свящ. Никита Петров. В июле 1748 г. он подавал прошение правящему епископу преосвященному Алексею о ремонте храма. Свящ. Никита писал: «В прошлых, государь, давных годех оная церковь Божия – Воскресения Христова с пределы св. Николая Чудотворца, Флора и Лавра, Великомученика Георгия и великаго князя Владимира построена каменная, на которой ныне церкви Божией и на пределех от давнаго построения главы все развалились, от чего во время дождя бывает течь немалая, а ныне я – богомолец твой с приходскими людьми желаем на тех церквах главы разобрать и вновь состроить; укажи, государь, на показанной настоящей Воскресенской церкви Божией також и на пределех ветхия главы разобрать и вновь построить»9. В 1755 г. в приходе села Исад значится 141 двор, упоминается свящ. Симеон Никитин (54 лет)10. В 80-90-е гг. XVIII в. упоминается свящ. Иоанн Симеонов (до 1789 г.)11.
В правление Екатерины Великой 28 февраля 1778 г. была образована Рязанская губерния (просуществовала до 1929 г.), разделенная на 12 уездов, каждый уезд делился на благочиннические округа. В Спасский уезд входило четыре округа, село Исады принадлежало I округу.
Больше информации о священниках Воскресенского храма села Исады появляется начиная с XIX столетия. По данным Ревизионной сказки за 20 декабря 1815 г. в приход Воскресенской церкви на место умершего свящ. Василия Иванова (ссылаясь на Добролюбова, умершему батюшке было 26 лет12) назначен свящ. Степан Никитин, перемещенный из Пронского округа села Кутукова13. В 1827 г. свящ. Степан Никитин мирно почил14.
С 1827 г. в Воскресенской церкви значится священником Петр Васильев Рождественский. Родился в 1805 г. Происходил из духовного сословия. В 1824 г. окончил Рязанскую духовную семинарию с аттестатом 2-го разряда. 3 февраля 1825 г. рукоположен Тульским архиереем Дамаскиным в священники Спасского округа села Городища при Борисоглебской церкви. 11 июля 1827 г. рязанским епископом Григорием (Постниковым) переведен в приход Воскресенской церкви села Исады. По Ревизионной сказке за 25 января 1834 г. в приходе значится 128 дворов, душ мужского пола 526 чел.15
В 1848 г. священник Петр Рождественский избран и утвержден духовником своего (I-го Спасского) округа. В 1852 г. правящим архиереем награжден правом ношения набедренника. 14 мая 1853 г. указом Рязанской Духовной Консистории (далее РДК) свящ. Петру Рождественскому объявлено от свт. Гавриила (Городкова), архиеп. Рязанского и Зарайского, «одобрение и благословление за пастырское попечение, усматриваемое из исполнения христианского долга прихожанами исповедью и причастием Св. Таин»16. Был награжден наперстным крестом, установленным в память Крымской войны (1853-1856 гг.). По указу РДК от 30 ноября 1862 г. назначен на должность наставника приходского училища. 26 июля 1867 г. уволен за штат. 16 декабря 1868 г. по ходатайству РДК с утверждения Св. Синода иерей Петр Васильев Рождественский был удостоен получения пенсии по 90 руб. серебром ежегодно с момента ухода за штат17.
В 1867 г. настоятелем в Воскресенский храм был назначен Александр Гавриилов Америков.Свящ. Александр родился в 1844 г., происходил из духовного сословия. По окончанию курса Вифанской семинарии 15 июля 1866 г. был уволен в Рязанское Епархиальное ведомство с аттестатом первого разряда. 30 августа 1867 г. архиеп. Иринархом (Поповым) рукоположен в священный сан. В том же году назначен настоятелем в приход Воскресенской церкви и утвержден наставником приходского училища18. С 22 ноября 1869 г. состоял в должности законоучителя в приходском училище19.
В 1871 г. свящ. Александру Америкову указом РДК было определено взыскание «за то, что был выпивши при совершении брака»20. Батюшку на две недели отправили в Спасо-Преображенский рязанский мужской монастырь для служения и увещания к трезвости, и очищения своей совести перед духовником обители. Сия оказия не стала препятствием для предоставления очередной награды священнику. В 1879 г. архиеп. Феоктист (Попов) наградил отца Александра набедренником21.
С 18 по 25 августа 1886 г. Рязанский архиепископ Феоктист производил объ¬езд подчиненной ему епархии, в том числе посетил и Спасский уезд. Правящий архиерей так отзывался о настоятеле храма: «Священник с. Исад А. Америков учителен, имеет много писанных проповедей и поучений, и кроме того ведет усердно противораскольнические собеседования»22. Так же Владыка похвалил приходскую библиотеку.
В 1877 г. в Рязанской епархии с благословения правящего архиерея Палладия (Юрьева) учреждается миссионерское Братство св. Василия Епископа Рязанского с целью обращения инославных в лоно православия. Иерей Александр Америков проявил себя активным членом миссионерского общества, проводил беседы со старообрядцами. Так, после одной из бесед произошло присоединение к православной вере Марии Туркиной и двух сестер Шумаровых, села Муратова, Прасковьи и Акулины. Как замечал отец Александр относительно общего характера бытия староверов своего прихода: «В среде их образовалось сильное брожение и что не далеко их полное разложение»23. История показала несбыточность прогнозов свящ. Александра, поскольку к началу XX столетия исадские староверы имели крепкие общины не только духовно, но и материально.
Положительные отзывы правящего архиерея и активная приходская миссионерская деятельность помогли стать свящ. Александру действительным членом Братства св. Василия. В 1886 г. Братство учреждает должность епархиального миссионера, в обязанности которого входило ведение бесед со старообрядцами и сектантами о предметах веры в разных благочиниях епархии. Совет Братства обратился к благочинным за содействием в поисках кандидатуры. Единственным откликнувшимся на призыв был клирик Воскресенского храма села Исады свящ. Александр Америков. 23 декабря 1886 г. архиеп. Феоктист утвердил отца Александра в должности епархиального миссионера24. Дабы не затруднять миссионерскую деятельность отца Александра, Владыка переводит батюшку на место служения в кафедральный собор. В отчетах Братства в настоящее время сохранились записи миссионерских бесед свящ. Александра. К празднику Пасхи 1888 г. его награждают правом ношения скуфьи25. В 1891 г. иерей Александр Гавриилов Америков согласно поданному прошению был переведен в Ставропольскую епархию с определением места служения – Иоанно-Мариинский женский монастырь26.
В 1887 г. настоятелем Воскресенской церкви становится свящ. Георгий Иоаннович Содальский (Садальский). Родился он в 1863 г. В 1884 г. по окончании курса Рязанской духовной семинарии назначается псаломщиком в село Деревенское Спасского уезда27. В том же году указом РДК от 22 октября назначается на должность учителя и законоучителя в открывшуюся школу в деревню Островки Спасского уезда28. 17 февраля 1887 г. Георгий Содальский рукополагается архиеп. Феоктистом во иерея с назначением на место служения в село Исады29. В том же году 8 марта иерей Георгий назначается законоучителем в приходской школе своего села. По данным Клировой ведомости за 1891 г. в приходе села Исады числилось: крестьянских дворов 134, душ мужского пола 475, а женского 54630. В 1892 г. отец Георгий был награжден правом ношения набедренника31. Согласно поданному прошению священник села Исады Георгий Содальский в 1892 г. был переведен в Ставропольскую епархию32.
В 1892 г. настоятелем Воскресенской церкви села Исады назначается Александр Георгиевич Утешинский. Родился 9 августа 1857 г. Окончил Зарайское духовное училище и Рязанскую духовную семинарию с аттестатом первого разряда. С 1880 по 1884 гг. занимал должность законоучителя в Зарайском уезде. В 1884 г. преосвященным Феоктистом рукополагается во священный сан и назначается настоятелем церкви села Губкино Спасского уезда. Состоял законоучителем в церковно-приходской школе села Дубовое с 1884 по 1892 гг. 24 ноября 1889 г. награжден правом ношения набедренника. Избирался депутатом на окружной (Спасский) училищный съезд в 1886 г. и на Епархиальный с 1890 по 1899 гг.
В период с 1898 по 1903 гг. занимал должность миссионера благочиния своего округа. За усердную службу по постановлению Рязанского епархиального начальства 23 января 1895 г. отец Александр награжден скуфьей. По указу Св. Синода за заслуги по гражданскому ведомству 8 апреля 1899 г. он награждается правом ношения камилавки. С 1901 г. состоял членом совета Спасского благочиния.
За заслуги по духовному ведомству по ходатайству РДК указом Св. Синода 3 февраля 1903 г. иерей Александр Утешинский награждается орденом святой Анны III степени, а 7 апреля 1905 г. – правом ношения наперстного Креста33. Исходя из свидетельства Клировых ведомостей, в 1914 г. настоятелем Воскресенской церкви села Исады оставался иерей Александр Утешинский, в указанном году ему было 57 лет.
К сожалению, после 1914 г. затруднительно хронологическое описание исторической преемственности священнослужителей Воскресенского храма села Исады, поскольку автору пока не доступны Клировые ведомости по I Спасскому округу Рязанской епархии за последующие годы. Поэтому, отступая от хронологического порядка повествования, перейдем к событиям, происходившим на Рязанской земле весной 1938 г., захватившим в «свой круговорот» и священнослужителя Воскресенского храма села Исады.
Четвертый отдел УГБ УНКВД по Рязанской области завел дело на группу лиц (семнадцать человек) по обвинению в контрреволюционной деятельности34. В число обвиняемых попал настоятель Воскресенского храма иерей Арсений Васильевич Смирнов (Фото 2). Происходил он из церковного сословия. Родился 20 августа 1904 г. в селе Глинки Михайловского уезда Рязанской губернии. Окончил местную сельскую школу, а также один год обучался в Рязанском духовном училище. Можно предположить, что дальнейшему обучению помешали революционные события 1917 г. На момент ареста он проживал в селе Исады Спасского района35. Пока не установлен год иерейской хиротонии.
Перейдем непосредственно к следственному делу. Контрреволюционная церковно-повстанческая организация, состоявшая из семнадцати человек, возникла в 1935 г. в г. Рязани и области. В нее входили священники, диаконы и пономари храмов Рязанской епархии. Бдительные органы НКВД после тщательного расследования установили основную цель организации: «террористы» боролись «за свержение Советской власти, ставили перед собой задачи – вести работу по подготовке вооруженного восстания против Советской власти, которое ими приурочивалось к моменту возникновения войны против СССР. Особое место в повстанческом движении ими, на случай войны, отводилось подрыву продовольственной базы Красной Армии путем поджогов элеваторов и глубинных хлебных складов»36. Непосредственно иерей Арсений Смирнов обвинялся «в том, что являлся участником церковно-повстанческой организации и проводил антисоветскую агитацию, высказывал пораженческие настроения и восхвалял врагов народа»37. Приведем некоторые выписки из протокола допроса, проходившего 11 апреля 1938 г.
Следователь заставляет отца Арсения назвать своих знакомых, с которыми он поддерживал тесные связи до дня ареста. Необходимо заметить, что указанные батюшкой лица параллельно упоминают друг друга в своих показаниях. Возможно, следствие заранее подготовило список осужденных и только лишь заставляло арестованных указывать друг на друга. Далее процитируем протокол допроса:
«Вопрос: Охарактеризуйте с политической стороны названных вами лиц?
Ответ: Выше перечисленных мною лиц с политической стороны я охаракте-ризовать не могу, так как на политические темы с ними не разговаривал.
Вопрос: Вы даете неверные показания. Следствию известно, что вы совместно с указанными вами лицами занимались антисоветской агитацией. Требуем прав¬дивых показаний!
Ответ: Никогда никакой антисоветской агитацией я не занимался и от указан¬ных мною лиц, антисоветских разговоров не слыхал.
Вопрос: Следствие располагает фактами, что вы, будучи контрреволюционно настроены, среди населения вели контрреволюционную агитацию. Вы подтверж¬даете это?
Ответ: Нет, не подтверждаю. Контрреволюционную политическую агитацию среди населения я не вел»38.
Исходя из показаний иерея Арсения, обвинение не получило нужного подтверждения виновности подсудимого. Однако это не стало препятствием для обвинительного заключения. 29 мая 1938 г. Особое совещание при Народном комиссариате внутренних дел СССР постановило Смирнова Арсения Василье¬вича за участие в контрреволюционной группе заключить в исправительно¬трудовой лагерь сроком на восемь лет, а дело сдать в архив39 (Фото 3). Есть не подтвержденные документально сведения, что иерей Арсений Смирнов умер 20 июня 1943 г. в Севвостлаге40. Спустя 15 лет, 23 мая 1958 г., Президиум Рязанского областного суда постановил отменить постановления особого со¬вещания при НКВД СССР от 29 мая 1938 г. Установили, что следствие велось необъективно, с применением недозволенных методов следствия, никакой контрреволюционной организации не существовало41. Отрадно, что историческая справедливость была восстановлена.
После ареста иерея Арсения Смирнова решением Верховного Совета РСФСР по Рязанской области № 33 от 21 декабря 1939 г. церковь в селе Исады была закрыта (Фото 4). Решением облисполкома № 1578 от 3 сентября 1940 г. здание церкви использовалось под склад зерна42. В ней хранили зерно, химические удобрения, постепенно уничтожавшие церковное здание. Осенью 1966 г. обрушился столп второго этажа с центральной главой. Некоторые попытки реставрации Воскресенской церкви предпринимались в семидесятые годы XX столетия, однако безуспешно (Фото 5).
19 декабря 1989 г. настоятелем Воскресенской церкви села Исады был назначен священник Виктор Тараканов, который служит в храме по настоящее время. Восстановлен разорванный преемственный ряд священнослужителей храма в честь Воскресения Христова.
За рамками статьи осталась история диаконов и пономарей Воскресенского храма, история бытия жен клира и их детей. Огромный массив информации в журналах заседаний Рязанской Духовной Консистории еще предстоит освоить. Статья – это пропедевтика в исследовании истории храмов Спасского южного благочиния – сел Исады, Кутуково и Устрани.
Примечания
1Государственный Архив Рязанской Области (ГАРО). Ф. 627. Оп. 240. Д. 58. Л. 15. Клировые ведомости за 1914 г.
2ПРСЛ. Лаврентьевская летопись. Т. 1. – СПб., 1872. С. 418.
3Федоров А.Ф. Материалы к истории с. Исад, Спасского уезда, Рязанской губернии. Бывшей вотчины бояр Ляпуновых // Труды Спасского отделения Общества иссле-дователей Рязанского края. Вып. I. – Спасск, 1927. С. 4.
4Цит. по: Добролюбов Иоанн, свящ. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. В 4 т. Т. IV. – Рязань, 1891. С. 195.
5Федоров А.Ф. Указ. соч. С. 11.
6См. подробнее: Савинцев Вячеслав, свящ. К 350-летию раскола Русской Право-славной Церкви // Рязанский богословский вестник № 2 (14). 2016. С. 84 – 108.
7ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 18. Л. 131. Клировые ведомости за 1873 г. В записи оши-бочно указывается дата постройки Воскресенской церкви 1680 г., в позднейших записях год постройки исправлен.
8Добролюбов Иоанн, свящ. Указ. соч. С. 197.
99 Там же. С. 196.
10ГАРО. Ф. 627. Оп. 58. Д. 8. Л. 89 об.
11Добролюбов Иоанн, свящ. Указ. соч. С. 197.
12Там же. С. 198.
13ГАРО. Ф. 129. Оп. 19. Д. 143. № 38. Л. 1 об.
14ГАРО. Ф. 129. Оп. 32. Д. 179. № 31. Л. 218 об.
15ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 13. Л. 113 об. Ведомость о церквах города Спасска и уезда за 1868 г.
16Там же. Л. 112 об. – 113 об.
17ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 18. Л. 132 об. Клировые ведомости за 1873 г.
18ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 17. Л. 34 об. Ведомость о церквах города Спасска и уезда за 1872 г.
19Там же. Л. 35.
20ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 31. Л. 16 об. Клировые ведомости за 1885 г.
21Обозрение епископом Феоктистом // Прибавления к Рязанским епархиальным ведомостям. 1886. № 23. С. 533.
22Отчет о деятельности Братства св. Василия, Епископа Рязанского, за 1885 год. – Рязань, 1886. С. 53.
23Отчет о состоянии Братства св. Василия, Епископа Рязанского, и деятельности совета братства за истекший 1886 год. – Рязань, 1887. С. 60.
24Список лиц духовного звания рязанской епархии, награжденных ко дню св. Пасхи 1888 года за заслуги // Рязанские епархиальные ведомости (РЕВ). 1888. № 11. С. 222.
25Официальные епархиальные известия // РЕВ. 1891. № 21. С. 962.
26Епархиальные распоряжения и известия // РЕВ. 1884. № 15. С. 419.
27ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 36. Л. 25 об. Клировые ведомости за 1891 г.
28Епархиальные распоряжения и известия // РЕВ. 1887. № 4. С. 97.
29ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 36. Л. 29 об. Клировые ведомости за 1891 г.
30Официальные епархиальные известия // РЕВ. 1892. № 2 и 3. С. 50.
31Официальные епархиальные известия // РЕВ. 1892. № 4. С. 144.
32ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 58. Л. 17 об. Клировые ведомости за 1914 г
33Историко-Архивный Отдел Рязанской Митрополии (ИАО РМ). Копия из архивно-следственного дела № 6284. УФСБ по Рязанской области.
34Там же. Л. 55 – 55 об.
35Там же. Л. 399 – 401.
36Там же. Л. 407.
37Там же. Л. 234 – 236.
38Там же. Л. 419.
39Там же. Л. 130. Севвостлаг (Северо-Восточный исправительно-трудовой лагерь)
– структурная единица системы исправительно-трудовых лагерей ОГПУ – НКВД
– МВД СССР, существовавшая на территории «Дальстроя» (Северо-Восток СССР) как его производственное подразделение.
– структурная единица системы исправительно-трудовых лагерей ОГПУ – НКВД
– МВД СССР, существовавшая на территории «Дальстроя» (Северо-Восток СССР) как его производственное подразделение.
40Там же. Л. 231 – 231 об.
41Храм в честь Воскресения Словущего // http://ryazeparh.ru/index.php/hram/ item/26-spasskoe-yuzhnoe-blagochinie/117-khram-v-chest-voskreseniya-slovushchego (дата обращения: 1.04.2017 г.)
Иерей Вячеслав Савинцев. Рязанский богословский вестник №1(15) (2017), стр. 56-67
Велике спасибі за інформацію. Дуже часто у житті ми спираємося на народні прикмети . Багато з них насправді правдиві и дуже корисні.