Лазаревская церковь города Рязани как памятник воинам 1812 года

Лазаревская кладбищенская церковьЛазаревская кладбищенская церковь. Фото с сайта https://62info.ru/history/system/files/images/user_images/u1/lasarevskaya_0.jpg

Прими ты нас, когда падем,
Родимая земля!.. Ф.Н. Глинка1.

В 2012 году мы будем отмечать двухсотлетие со дня Бородинского сражения и победы русского народа в борьбе с Наполеоном. Каждый изучавший школьный курс истории знает, что после битвы под Бородино русская армия, оставив Москву отступала по Рязанской дороге.
Более тридцати двух тысяч участников того исторического сражения были направлены на излечение в госпитали и лазареты Рязани и Рязанского края. Многие из воинов умерли — от полученных ран, от инфекционных болезней. Хоронили умерших на рязанских кладбищах, в том числе и на Лазаревском. На сегодняшний день установлены имена свыше двухсот воинов, погребённых на нём2. К сожалению, установить даже приблизительное место захоронения не представляется возможным.
В преддверии празднования двухсотлетия Бородинского сражения встаёт вопрос об увековечивании памяти участников этого события, в частности, рассматривается возможность изготовления мемориальной доски, установить которую предполагается либо на кирпичной ограде кладбища при входе, либо на стенах Лазаревской церкви.
Лазаревская кладбищенская церковь
Автор статьи — Орлова Юлия Васильевна, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий ГГУ им. С.А. Есенина, кандидат педагогических наук.
Одной из русских традиций увековечивания памяти павших воинов является возведение православных храмов, поскольку в победах своих и поражениях русский народ всегда усматривал Промысел Божий и действие Десницы Его. В Высочайшем Манифесте Государя Императора «О изгнании неприятеля из России», изданном 25 декабря 1812 года, читаем: «Не отнимая достойной славы ни у Главнокомандующего над войсками нашими знаменитого полководца, принесшего бессмертные отечеству заслуги, ни у других искусных и мужественных вождей и военачальников, ознаменовавших себя рвением и усердием, ни вообще у всего храброго нашего воинства, можем сказать, что содеянное ими есть превыше сил человеческих
Итак, да познаем в великом деле сем промысл Божий Повергнемся пред святым Его Престолом… увенчанные от руки Его славою, возблагодарим за излитые на нас щедроты и припадем к Нему с теплыми молитвами, да продлит милость Свою над нами и, прекрати брани и битвы, ниспошлет к нам побед победу, желанный мир и тишину..»3.
Такие церкви строились на народные, собранные «всем миром» деньги. В честь ратников 1812 года и в память о них в Москве был возведён храм Христа Спасителя. Возводились такие церкви и в других городах Российской империи. Так, в Рязанской губернии, в городе Касимове был построен храм Всех святых
В Рязани на Лазаревском кладбище, где, как мы упоминали, погребали воинов, уже стояла деревянная церковь. Ещё в 1795 году правящему архиерею Рязанской епархии Архиепископу Рязанскому и Шацкому Симону священством «на сей стороне реки Лыбеди состоящих церквей, а именно: Борисоглебскаго4 собора, Никольской, Н. Спасской, Екатериненской церквей»5 было представлено «Покорнейшее прошение» о строительстве церкви на вновь отведённом месте для погребения умерших прихожан этих храмов. В 1796 году из села Канищева была перенесена и построена «на новоотведённом для кладбищества месте» деревянная церковь, отданная «от помещицы Наталии Михайловой дочери Хрущевой»6.
Новая каменная церковь, согласно «Историко-статистическому описанию церквей и монастырей Рязанской Епархии» И. В. Добролюбова7, возведена была в 1815 году. Однако, по документам ГАРО, строительство Лазаревского каменного храма было начато позже. Так, из «Свидетельства из Духовной Его преосвященства Сергия Арх. Рязанского и Зарайского и Кавалера Консистории Города Рязани Кладбищенской Лазаревской Церкви строителю и церковному старосте Г. Титулярному Советнику Максиму Вукулову Сыну Ракшинскому» следует, что «под подписанной от него (Ракшинского — О.Ю.) прошлаго 181бго года декабря 14го дня прозьбе и по дозволение Епархиального начальства — сооружена старанием и попечением его вместо деревянной упомянутая Лазаревская Церковь с колокольнею каменная, которая строением началась в 1817 а окончана в 1820 годах, а потом устроены в ней два придела во имя Казанския Божия Матери и преподобнаго Афанасия Афонскаго, из коих первый уже и освящен…»8.
Строилась новая каменная Лазаревская церковь на собранные народом деньги. Ракшинский, «сам не имея избыточного состояния пожертвовал на сей Богоугодный предмет пять тысяч рублей, потом для збора доброхотнаго подаяния испросил шнурозапечатанную книгу, и по оной собрал 15404 р. 28 к., а некоторые жители города рязани убеждены будучи примером ею ракшинскаго отдавали ему на разных людей, векселя, заемные писмы, контракты и условия и прочия документы для взыскания по ним в ползу сей церкви денег, кои по опытности его в судопроизводстве неусыпным ходатайством посредством присудственных мест взыскано им 10604 р 94 к сверх того, собрано им разных в натуре приношений прочими материалами всего не менее 10000 р…»9.
Размах, с которым возводился храм, благолепие новой каменной Лазаревской церкви свидетельствуют об особом усердии и старании её строителей: «Оная Церковь, с колокольнею как по плану значит, и в отделе состоит в длину со стенами на 49 в ширину на 15 в вышину на 42 аршина (аршин — «русская мера длины, равная 0,71 м»10). Цоколь кругом всей церкви в шесть рядов, карнизы и крыльцы парадныя с колоннами из белаго камня — вся оная Церковь как снаружи так и внутри обштукатурена, кровля на ней вся железная выкрашена медянкою. Крыльцо в трапезу зделано со сводом, пол выслан на ребро, кирпичей при входе в трапезу чрез оное крыльцо, по правую сторону устроена сторожка со сводами, пол в оной, и двери деревянныя, печь кирпичная, одно большое окно со стеклом полевую сторону того крыльца комната для ходу из ней вверх на колокольню, в коей комнате пол, потолок, двери и лестница деревянные, одно окно со стеклом, над сводами сторожки, в верху сделана комната, в коей стены и потолок из наката обштукатурены, пол двери и лестница деревянные плотничной работы, одно большое окно — сверху крыльца на простенках построена колокольня со шпилем вышиною с основания в 50 аршин кровля железная окрашена медянкою Главы и кресты как на Церкви так и на Колокольне вызолочены червонным золотом. Двери в трапезу одни с наружи деревянные обиты и окованы с наружной стороны железом, с висячим и нутренным замками, другая двери снутри деревянные же с одним замком, в оной трапезе пол из… трех четвертных лещедей (лещедь — «тонкий квадратный кирпич для выстилки полов»11), потолок со сводом, шесть со стеклами и решетками окон, для печи одна изращатая (изразцовая — О.Ю.) синей краски, другая чугунная. В оной же трапезе сделано два придела, один по правую сторону во имя преподобнаго Афанасия Афонскаго собственным Г. Ракшинским иждивением, в иконостасе того придела образ Спасителя не рукотворнаго на нем риза серебряная венец позалощенный весом 226 золотников 72 пробы… Сей придел приготовляется к освящению и на сей предмет пошиты уже на престол и жертвенник одежды и куплены поникадилы. Другой престол по левую сторону во имя Казанския Божия Матери сооружен на данные деньги которой в 1820 году освящен и произходит в нем служба; храмовой образ в серебряной ризе без пробы позлащенный, убрус вынизан жемчугом… На венец сего образа повешано от неизвестнаго две малинкия ниточки разносортнаго мелкаго жемчугу весом один золотник… В семже приделе на образе Спасителя венец серебряный 84 пробы позалощенный в нем весу 24 золотника… Пред оными двумя местными образами Спасителя и Божией Матери два паникадила, и две лампады белой меди новыя, над Царскими дверьми не большие поникадильцо белой меди также новое, в олтаре сего придела одежды на престол из парчи малиноваго цвета на жертвенник шелковой материи с цветами, покрытые пеленами. В каждом иконостасе сих приделов сверх храмовых по девяти образов разных святых. У клиросов по обеим сторонам сих приделов стоят на стенах две киоты с колоннами и капителями в коих киотах помещено по два образа в позлащенных рамах Из трапезы в настоящую церковь ход под аркою заложен кирпичей. В настоящей церкви в нижнем этаже восемь окон в них вставлены железныя решетки, а всех с верхними двадцать окон с окрашенными столярной работы рамами, со стеклами, полы выстлены из гжельской пяти-вершковой лещеди, обвон (амвон — Ю.В.) и клиросы из трех-четвертной белой лещеди. Вся оная церковь по выстроению оказалась соответственна утвержденному бывшим Архиепископом Феофилактом плану. Кругом всей церкви сделан тортуар шириною в 12 аршин с возвышением от земли на пол-аршина против крыльца выстлано кирпичей называемым железняком, а прочее щебнем с песком выстилается. В сию Церковь делается Иконостас…
К оной Церкви ходатайством и старанием Г. Ракшинскаго гражданским начальством 1822 года отведено в прибавок земли четыре десятины две тысячи сажен (десятина — «русская единица хмельной площади, равная 2400 кв. саженям или 1,09 гектара»12)), а всего теперь находится шесть десятин которая состоит в безспорном владении и имеется план хранящийся в Церкви, в трапезных придельных храмах..»13).
Что двигало титулярным советником Ракшинским, пожертвовавшим на строительство столь крупную сумму и с таким старанием и рвением руководившим возведением церкви, а затем и её благоукрашением? Почему так живо откликнулись на обращение Ракшинского другие рязанцы и стали активно собирать средства? Почему городские власти, «гражданское начальство», отвели «в прибавок земли четыре десятины две тысячи сажен»?
Ответ на эти вопросы находим в уже цитированном нами документе Рязанской консистории первой четверти XIX века. Это «Доношение Святейшему правительствующему Синоду Сергия Архиепископа Рязанскаго и Зарайскаго» (см. стр. 119). В нём владыка указал не только причины, но и цели строительства новой каменной церкви: «В губернском городе Рязани на Лазаревском кладбище до 1817го года Церковь состояла деревянная, которая от давняго построения до таковой дошла ветхости, что и службы в ней отправлять почти было невозможно: почему к отвращению опасности от совершеннаго разрушения по необходимой нужде в строении каменной церкви предпринимаемы были к тому со стороны духовнаго началства всевозможные меры чрез приглашение граждан, но безуспешно; пока наконец Титулярный Советник Максим вукулов сын ракшинский движим будучи особенным усердием к храму Божию, а неменее имея ввиду достойное памяти событие 1812го года, что на сем кладбище многие воины подвизавшиеся на брани за веру и отечество погребены (выделено нами — О.Ю.), приступил с дозволения предшественника моего преосвященнейшаго Феофилакта в том же 1817 году к сооружению вновь каменной церкви по утвержденному плану и фасаду во имя Лазарева воскресения»14).
Так в Рязани появился храм, построенный на народные деньги в память героев войны 1812 года, а само Лазаревское кладбище стало местом воинских захоронений. Здесь покоятся воины и участники Русско-Японской, Первой мировой войн. Здесь хоронили участников Великой Отечественной войны.
В 20-е годы прошлого столетия по всей стране развернулась кампания по закрытию храмов. От нее пострадало немало храмов и на Рязанской земле. Жители города Рязани, обеспокоенные принимаемыми новой властью решениями, обращались к ее представителям с заявлениями протеста. Особенно возмущало их закрытие кладбищенских церквей. Ярким свидетельством этому является документ 1929 года. В нем речь идёт о Церкви города Рязани Всех Скорбящих Радосте, но оно вполне выражает отношение жителей города ко всем кладбищенским храмам, в том числе и к Лазаревскому храму «как надмогильному священному памятнику, созданному усердием наших предков». «Для нас, — пишут авторы, — кладбищенский храм с прилегающим к нему кладбищем, как местом вечного упокоения наших родных, а по смерти — и нас самих, естественно, должен быть близок и дорог нашему сердцу — настолько, насколько дорога и необходима для нас всегдашняя, непрерывно совершаемая молитвенная память об упокоении наших родных.
…Кладбищенский г. Рязани храм.., у подножия которого теперь покоятся дорогие останки наших отцов, дедов и прадедов, — для нас верующих есть не сравнимое ни с чем в мире драгоценное сокровище, которым мы, все подписавшиеся, особо дорожим и пред Ним благоговеем: ибо в нём, как на Надмогильном Храме, независимо от нашей посещаемости, находимся-ли в храме, или же отсутствуем, ежедневно, по-искони установленному церковному чину, приносится безкровная Евхаристическая Жертва за всех умерших наших родных, погребенных на кладбище.
Эта Жертва, — надеемся, — будет неизменно приноситься и впредь за всех, в том числе и за нас после нашей смерти»15.
В отличие от церкви Всех скорбящих радосте, Лазаревскому храму в советское время была уготована печальная участь. Сначала его передали обновленцам, а в 1939 году по Постановлению Президиума Городского Совета от 20 апреля закрыли16, а затем разрушили.
В середине 60-х годов хоронить на кладбище запретили, и оно постепенно пришло в полнейшее запустение. Рассматривался вопрос о снесении кладбища и устроении на его месте мемориального парка. Был разработан проект мемориала, но окончательного решения так и не приняли.
В 90-е годы вновь возникла опасность сноса кладбища. Теперь уже планировалось высвободившуюся землю передать под строительство жилых зданий. Благодаря вмешательству общественности, этим планам не суждено было сбыться. А в 2000-м году по благословению правящего владыки Симона (Новикова) на месте поруганной святыни возвели временную деревянную церковь во имя святого праведного Лазаря, которую впоследствии обложили кирпичом.
К двухсотлетней годовщине Бородинского сражения и Победы русского народа в борьбе с Наполеоном и на федеральном, и на региональном уровнях уже разработаны программы празднования этих событий. На наш взгляд, главным на всенародных торжествах, посвященных этой знаменательной дате, может и должно стать принятие властными структурами на федеральном и региональном уровнях решения о восстановлении в городе Рязани Лазаревской церкви в её историческом виде. Сама же воссозданная святыня будет лучшим памятником не только воинам 1812 года, но и всем рязанцам, похороненным на Лазаревском кладбище.

Примечания

1Ф.Н. Глинка. Песнь сторожевого воина перед Бородинскою битвою.
2Рязанский некрополь — Лазаревское кладбище. — Рязань: РРОО «Истоки», 2008 г. — С. 73-77.
3Цит. по: Волков А.А. Курс русской риторики. — М.: Изд-во храма св. муч. Татианы, 2001. — 480 с. — С. 397-399.
4Здесь и далее документы цитируются с сохранением орфографии и пунктуации источников.
5ГАРО. Ф — 627. Оп. — 53. Дело 128. Связка 767. — Л. 11.
6Там же.
7Добролюбов И.В. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии / И.В. Добролюбов. В 4. Т. 1. — Репринт. Изд. — Рязань: Пресса, 2007. — 368 с. — С. 39.: «Лазаревская кладбищенская церковь. Вместо деревянной, построенной 1797 года, существующая ныне каменная церковь во имя св. и пр. Лазаря, с приделами в честь Казанския иконы Божией Матери, построена в 1815 году титулярным советником Максимом Вукуловичем Ракшинским. (Описание губернск. г. Рязани, сост. в 1799 г. (рук. архив Ряз. губерн. правл.)
8ГАРО. Ф — 627. Оп. — 83. Дело 252. Связка 1556. — Л. 13.
9ГАРО. Ф — 627 Оп. — 83. Дело 252. Связка 1556. — Л. 27.
10Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой — М.: Рус. яз., 1987. — 750 с. — С. 28.
11Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 тт. Т.1. — СПб., 1996. — С. 250.
12 Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. — М.: Рус. яз., 1987. — 750 с. — С. 132.
13ГАРО. Ф — 627. Оп. — 83. Дело. 252. Связка 1556. — Л. 15-17.
14ГАРО. Ф — 627. Оп. — 83. Дело.252. Связка 1556. — Л. 24.
15ГАРО. Ф — Р-6. Оп. — 1. Дело 406. — Л. 13. 16 ГАРО. Ф — Р-6. Oп. — 1. Дело 1162. — Л. 121.

 

Орлова Ю.В. Рязанский богословский вестник №1(4) (2011), стр. 113-119

 

1 комментарий к “Лазаревская церковь города Рязани как памятник воинам 1812 года

  1. Небольшая церковь в глубине старого кладбища. За деревьями с улицы и не разглядеть. Открыта очень редко. Новодел. Так что никакой исторической ценности не представляет. Особенности этого храма в том, что он находится в центре старого Лазаревского кладбища, на котором много захоронений воинов, павших в 2-х отечественных войнах. Также, интересным является сочетание деревянной и каменной архитектуры. Храм на этом месте появился в 1795-1796 годах, однако впоследствии был разрушен, а затем восстановлен в конце 20-го века, но не таким большим и высоким, как был раньше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Статистика

Все права защищены; 2021 Храмы Рязанщины