Храм в с. Ардабьево Касимовского района

Храм в с. АрдабьевоХрам в с. Ардабьево

Церковь каменная, построена в 1797 г.
г. Вышеславцевым. Престолов три: главный (холодный) — в честь Владимирской ик. Божией Матери и придельные (теплые) — во имя Архистратига Михаила и — Николая Мурликийскаго. Есть кладбищенская: церковь, деревянная. Престол — во имя Алексия, митрополита Московскаго, прихожанами не празднуется.
Дворов 305, д. м. п. 1224, ж. п. 1313, великороссы, земледельцы, имеют земли 2 дес. 982 кв. саж. на душу. Большинство прихожан занимаются отхожим промыслом.
В приходе две деревни: сельцо Новоселки, 31 дв. д. м, п. 124 ж. п. 140, в 21/2 вер. от церкви, и Николаевка (Пырки тож), 44 дв. д. м. п. 175, ж. п. 181, в 4 вер.
Вдоль села протекает речка Унжа. Лес владельцев, татар, в полуверсте от церкви.
Школ две: в с. Ардабьеве министерская и дер. Николаевке церковно – приходская, одноклассная, законоучителю в министерской школе 120 руб. в год. Имеются опись церковнаго имущества и метрическия книги в 1801 г.
Штат: священник, диакон и псаломщик. У причта земли усадебной около 2-х дес., 26 дес. полевой удобной, 4 дес. неудобной в 2 вер. от церкви, луговой, сенокосной около 3-х дес. удобной и около 2-х дес. неудобной, в 5 вер. от церкви. Земля дает годового дохода около 100 руб. Братский годовой доход 372 руб. 13 к. Дома у причта собственные.
Приход от почтового отделения, больницы, базара и уездного города в 12 вер., волостное правление в приходе, ближайшие приходы с.с. Савостьянова и Подгорнаго Свищева. Адрес для телеграмм и корреспонденции: г. Елатьма. Земский начальник 1 уч., пристав 1 стана Елатомскаго уезда.

Историко-статистическое описание Тамбовской епархии.Под редакцией А.Е. Андриевскаго.
Тамбов, типо-литография Н.Бердоносова и Ф.Пригорина. 1911 г.

Ардабьево. Церковь Владимирской иконы Божией Матери
Ардабьево. Церковь Владимирской иконы Божией Матери
Храм в с. Ардабьево не пострадал во времена богоборчества. В 1929 голу он был закрыт на малое время. Селяне храбро защищали храм от разорения. Волков Матвей прятал ключи. Люди стеной вставали перед вратами, в прямом смысле дрались за храм. Анна и Татьяна Богомоловы, Домна Голованова были силой взяты с паперти в тюрьму, когда не пускали богоборцев в храм, вырывали у них из рук святые иконы. Павлюков Григорий плёл лапти, продавал их и этими деньгами оплачивал страховку и налог за храм. А тем временем настоятель храма о. Петр Успенский и староста Пётр Панкратов усиленно хлопотали перед властями об открытии храма. В будущем оба они были высланы со своей родины.
Прах протоиерея о. Петра Успенскою покоится в с. Казачий Дюк Шацкого района, а старосты Петра Панкратова в поселке Вороново Подольского района Московской области. Но их труды не пропали даром. Власть вынуждена была уступить. Храм был открыт для служения. Видимо, Хозяйка храма матерь Божия помогала Своим заступничеством ардабьевцам в то страшное время. От того времени остались, как бы в назидание потомкам, отметины от пуль в небесной полусфере купола. Расстреливали ангелочков, парящих в небесах, но ни в одного не попали. И сейчас парят они, созерцая, охраняя и благословляя молящихся.С 1951 и по 1970 годы жил о. Николай Сперанский в с. Ардабьево. Вся его жизнь там без остатка была посвящена ревностному служению во славу Божию. Ежедневные службы в храме, поездки по приходу занимали все его время. У него были больные ноги, но он не замечал боли, одухотворённо, радостно совершал службу. Прихожане полюбили его и шли в храм, надеясь получить отдых своей изболевшей душе от жизненных тягот и невзгод. И получали его. В праздники храм был полон молящихся. Благодатно было в храме. Стройное гармоничное пение на клиросе способствовало молитвенному настрою прихожан. Батюшка заботился о том, чтобы певчие были с тонким музыкальным слухом. Он ценил хороших певцов. Пел и сам. В Богородичные праздники перед иконой Владычицы всегда пели втроем «Высшую небес». Батюшка – баском, матушка Любовь – дискантом. Наталия Успенская альтом.
Татьяна Сперанская, с. Ардабьево
Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Фото 1965 г
Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Фото 1965 г
Наружный облик многих церквей, вероятно, имел более нарядный и украшенный облик, благодаря использованию на фасадах лепного декора, в большинстве слу¬чаев, по-видимому, давно утраченного. В настоящее время лишь единичные храмы обладают подобным убранством. Богатый лепной декор в духе зрелого классицизма уцелел на фасадах Владимирской церкви в Ардабьеве Касимовского р-на. Над окнами храма (1797) и трапезной (1-я треть 19 в.) помещены как бы свисающие с сандриков драпировки, круглые медальоны на фасадах трапезной заполнены крупными цветочными розетками, а полукруглые ниши между ними — композициями с сочными растительными формами.

«Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Рязанская область, часть 1″. Стр. 73-74, Москва, Индрик, 2012

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Статистика

Все права защищены; 2021 Храмы Рязанщины