Скопинский Свято-Духов мужской монастырь

Дозволено цензурою. Москва 20 Августа 1877 года.

Въ дали отъ роскоши предметовъ,
Отъ вакханическихъ пировъ
Нашелъ я безмятежный кровъ
Въ обители анахаретовъ.
Въ ней все божественно для глазъ,
Въ ней все—гармония для слуха,
И въ ней сложился сей разсказъ
Про монастырь Святаго Духа.

Не более версты отъ города Скопина, на левомъ берегу реки Верды, расположенъ третьеклассный мужской Свято-Духовъ монастырь, известный большею частию подъ именемъ Троицкаго. Наружный видъ этаго монастыря далеко нетакъ красивъ, какъ Дмитриевская обитель, описанная мною въ 1872 году. Местность, на которой выстроенъ Троицкий монастырь, имеетъ небольшую наклонность къ Скопину, где оканчивается она безъимяннымъ ручьемъ; чрезъ зтотъ ручей перекинутъ деревянный мостъ, служащий для богомольцевъ единственнымъ переходомъ отъ Скопина къ благочестивой обители Святаго Духа. Съ восточной и южной стороны примыкаетъ къ монастырской ограде мелкий орешникъ и несколько господствующихъ здесь дубовъ. Отъ западной стороны монастыря идетъ крутой уступъ къ огородной земле, приносящей монахамъ многие продукты для ихъ отшельнической жизни. Не смотря на то, что земля эта завоевана у непроходимыхъ въ прежнее время болотъ, она имеетъ твердый, хорошо удобренный грунтъ, и отъ того кажется яснымъ, что усиленные труды человека всегда и везде приносятъ обильные плоды въ будущемъ. Съ высоты уступа развертывается для глазъ чудная панорама всей юго-западной окраины. Поля, долины, горы, одетыя изумруднымъ ковромъ цветущаго лета, голубые изгибы Верды, селы съ своими храмами, водяныя и ветряныя мельницы, большия дороги, окаймленныя липовыми деревьями, наконецъ многочисленныя стада изъ окрестныхъ деревень и вереницы залетныхъ птицъ — все это представляетъ живописную картину великаго художника, которая чаруетъ душу своею неизъяснимою прелестью. По средине ограды, обращенной къ Скопину, устроены святыя ворота, сделанныя подъ-двухъ ярусною колокольней; она сохранила прежнюю свою массивность и не смотря на несколько поколений, ее пережившихъ, можетъ простоять, безъ особенныхъ поправокъ, еще много, много летъ. Недавно, въ несколькихъ шагахъ отъ колокольни, на месте древнихъ воротъ сделаны очень красивой формы другия вороты, стоющия монастырю не мало денегъ; черезъ это сильно пострадалъ готический видъ ограды и вовлекъ святую обитель въ не нужныя затраты. Чтобы иметь сообщение съ монастыремъ, помимо святыхъ воротъ, можно было или оставить прежняя вороты, не изменяя ихъ первобытнаго стиля, или ограничиться одной простою калиткой. Съ северной стороны монастырь делается открытымъ: передъ нимъ разстилается поляна, где видны насыпи безмолвныхъ могилъ. Чьи эти могилы, кaкие странники мирa похоронены въ нихъ, о томъ нетъ никакихъ указаний. Поляна эта, по своему грустному виду, напоминаетъ ту евангельскую местность, которая до сего-дня именуется землею крови.

Рязанская eпapxия обильна мужскими и женскими монастырями, но не многие изъ нихъ имеютъ историческую известность о своемъ происхождении. Такъ точно и монастырь Святаго Духа лишенъ верных о себе данныхъ и потому основание его построено на однихъ только народныхъ преданияхъ, изустно переходившихъ изъ рода въ родъ. Монастырь Святаго Духа, говоритъ одно изъ такихъ преданий, восходить къ княжению Димитрия Иоанновича Донскаго, когда этотъ великий князь, после поражения мамаевыхъ полчищъ, возвращался съ своими дружинами въ Москву чрезъ область Рязан- скаго князя Олега. Олегъ не вполне верилъ въ боевое счастие Димитрия; онъ даже не хотел помочь ему въ деле не равной битвы. Когда же Димитрий увенчался славою победителя, Олегъ, боясь мщения Московскаго князя, вышелъ къ нему на встречу съ своими боярами. Встреча эта происходила на берегахъ реки Верды, но где именно, о томъ положительныхъ сведений нетъ. Окрестные старожилы передаютъ слова своихъ предковъ, будто бы великий князь сошелся съ Олегомъ на томъ самомъ пустынномъ месте, на которомъ, по благочестивой мысли Донскаго, возникъ Духовъ монастырь; другие повествуютъ, что встреча князей происходила въ шести-верстномъ разстоянии отъ указаннаго места, где прежде того находился скитъ пустынниковъ, переименованный въ то время княземъ Дмитриемъ въ Дмитриевскую обитель. При томъ, желая увековечить память о своемъ пребывании, князь подарилъ пустынникамъ дорожный посохъ инока Пересвета, павшаго въ единоборстве съ татарскимъ голиафомъ. Костыль этотъ, какъ редкость, по cиe время бережно сохраняется въ названной обители. Такъ говоритъ монастырское предание, вошедшее въ историческо-статистическое описание Димитpиeва монастыря, представленное въ рукописи въ Правительствующей Синодъ, вследствие циркулярнаго предписания его, последовавшаго въ 1851 году. Затемъ следуетъ вопросъ: можно ли верить какимъ бы то ни было въ этомъ роде преданиямъ? конечно можно, если эти предания, переходя отъ поколения къ поколению, не привели къ себе баснословныхъ вымысловъ, искажающихъ первичные следы историческихъ событий.

Мы видимъ, и хорошо знаемъ, что каждая страна, каждое государство ведетъ свою отечественную историю не прямо съ историческихъ аргументовъ; за этими аргументами возстаютъ, подобно тенямъ исполиновъ, множество разнообразныхъ преданий, которыя служатъ вернымъ отголоскомъ седой старины. Почему же нельзя отнестись съ доверчивостию и къ преданию о Троицкомъ монастыре?

По историческимъ же указаниямъ, городъ Скопинъ, въ древности Острожекъ, а съ нимъ и вся окрестная местность, принадлежали боярамъ Александру, Василию и Ивану Никитичамъ Романовымъ. Въ Ряжскихъ писцовыхъ книгахъ 137, 138 и 139 годовъ, сказано: „за бояриномъ Иваномъ Никитичемъ Романовымъ вводчине не Острожекъ на реке Верде старыя его вотчины, села и деревни а межа де его боярской вотчины земли и лесу писана въ межевыхъ писцовыхъ книгахъ, а владеетъ де бояринъ тою своею вотчиною по старине, какъ было за братьею его бояры за Александромъ и Василиемъ Никитичи Романовыми, а лесъ его боярской вотчине рановской и вердеревской и велемской въ своихъ межахъ по урочищамъ.” (Вся эта выпись помещена здесь такъ-какъ она значится въ Ряжскихъ писцовыхъ книгахъ, безъ малейшаго изменения въ арфографии )

Изъ этой выписи делается понятным, что монастырь Святаго Духа входилъ въ составъ владеемой Романовыми земли и именовался Святой Живоначальной Троицей. Надо думать, что въ это время и теми же самыми боярами выстроенъ въ Острожке другой монастырь, женский во имя Вознесения Христова. Впоследствии монастырь этотъ упраздненъ и церковъ обращена въ приходскую. Оба сии монастыри получали изъ вотчины бояръ Романовыхъ на тридцать тружениковъ и тридцать труженицъ по шестидесяти рублей деньгами, да отсыпнаго хлеба по девяносто четвертей. (*)

*) Показание это взято изъ отчетовъ Приказа государственнаго коннозаводства, бывшаго при городе Скопине.

По смерти поимянованныхъ бояръ, все вотчины ихъ, вместе съ Троицкимъ и Вознесенскимъ монастырями, поступили во владение брата ихъ, патpиарxa Филарета Никитича, родоначальника ныне Царствующаго Дома Романовыхъ. Въ пятнадцати верстахъ отъ Скопина, по обе стороны большой данковской дороги,— расположено село Князево-Займище, которое по стариннымъ документамъ называется Патриapшимъ. Этимъ доказывается, что вотчины бояръ Романовыхъ простирались на далекое пространство отъ Скопина, и что село Князево-Займище принадлежало Филарету Никитичу.

Во время царствования Алексея Михайловича, въ вотчинахъ бояръ Романовыхъ открылось государственное коннозаводство, съ большимъ, близъ Скопина, конюшеннымъ заводомъ, стоявщимъ казне огромныхъ затратъ. Тогда же Троицкий монастырь поступилъ въ зависимость коннозаводскаго ведомства, имея въ своемъ владении до двухъ сотъ десятинъ дубоваго леса, окружающаго святую обитель съ трехъ сторонъ. Такъ значится въ описи,произведенной Скопинскимъ благочиннымъ протоиереемъ Митрофаномъ въ 1786 году, по указу Рязанской духовной консистории.

Опись эта наводитъ на ту мысль, что пространство, отделявшее Скопинъ отъ монастыря, покрывалось лесомъ дубовой поросли; огромные пни которыхъ сохранились до ныне, да и разсказы старожиловъ подтверждаютъ тоже, прибавляя, что лесъ такъ былъ великъ и частъ и такъ опасенъ для богомольцевъ, что понемъ нельзя было ходить безъ вооруженныхъ, проводниковъ. Эта предосторожность служила необходимостью противъ разбойниковъ и хищныхъ зверей, наполнявшихъ глушь.

Троицкий монастырь не долго находился въ ведении государственнаго коннозаводства, именно до 1764 года, а въ этомъ году, по представлению шталмейстера, указомъ Императрицы Екатерины II, велено было монастырь сей упразднить, а на его месте устроить богадельню для престарелыхъ служителей конозаводства; затемъ, спустя пять летъ, при отрезании городу Скопину выгонной земли, окрестность означеннаго монастыря отошла подъ городское кладбище. Здесь следуетъ заметить, что въ Троицкомъ монастыре находился чудотворный образъ Спасителя Нерукотвореннаго; образъ этотъ есть древнейшее произведение византийской кисти и почитался у местныхъ жителей драгоценной святыней; но когда монастырь сделался упраздненнымъ, Нерукотворенный образъ Спаса перенесенъ был въ Скопинъ. Скопинцы приняли св. икону со всею религиозною торжественностию и поместили въ нарочно выстроенную для нея часовню, на Никольской площади.

Въ 1784 году, Скопинцы просили Рязанскаго Apхирея Симона о возстановлении упраздненнаго Троицкаго монастыря, желая видеть въ инокахъ постоянныхъ и ревностныхъ молитвенниковъ о упокоении душъ усопшихъ своихъ родственниковъ; причемъ они обязались возвратить въ полное распоряжении монастыря все прежния владения.

Найдя ходатайство Скопинцевъ вполне уважительнымъ и похвальнымъ, преосвященный Симонъ представилъ просьбу ихъ въ Синодъ, который, по сношении съ правлениемъ государственнаго коннозаводства, былъ уведомленъ отъ сего последняго, что земли, принадлежавшие монастырю, перешли въ ведение города Скопина. Получивъ такого содержания уведомление, Правительствующий Синодъ предписалъ епархиальному начальству снестись отомъ съ Рязанскимъ наместническимъ правлениемъ. На вопросъ этого правления скопинские граждане, после сходки въ городской думе, за подписью ста тридцати трехъ лицъ, донесли, что принадлежавшия монастырю земли, сады и лесныя дачи вошли уже въ ведомство города Скопина, но Скопинцы предоставляютъ все эти угодья въ пользование инокамъ, на равне съ гражданами, такъ-какъ монастырь возобновляется и содержаться будетъ на иждивении общества.

Св. Синодъ получивъ обязательство сие, предписалъ преосвященному Симону, чтобы онъ всехъ иноковъ сгоревшаго въ Рязани Духова монастыря перевелъ въ возстановленный Троицкий монастырь, съ переименовашемъ его въ Свято-Духовъ.

Торжество Скопинцевъ было полное; но когда настоятель монастыря обратился съ просьбою къ Скопинскому благочинному о возвращении въ обитель чудотворной иконы Нерукотвореннаго Спаса, то ему въ этой просьбе сделанъ былъ отказъ, на томъ основании, что эта св. икона находится въ Скопине двадцать три года, а потому, за истечениемъ двухъ десятилетий, она должна служить благосостояниемъ города. Этимъ однакоже не окончилось Объ иконе возникло спорное дело, доходившее до высшихъ иерархическихъ властей духовнаго ведомства, которыми ходатайство настоятеля оставлено безъ последствий; въ воспоминание же того, что образъ Спаса Нерукотвореннаго составлялъ принадлежность монастыря, епархиальнымъ начальствомъ разрешено совершать туда ежегодно, въ Духовъ День, крестный ходъ, где предтечею святыхъ иконъ служитъ образъ Спаса Нерукотвореннаго. Въ это время бываетъ близь монастыря довольно многолюдная ярмарка и потому въ крестномъ ходу участвуютъ не одни Скопинцы, но и жители ближнихъ селъ и деревень, отчего стечение народа бываетъ огромное.

Въ 1810 году пожаръ истребилъ въ Скопине более четырехъ сотъ домовъ, и ту самую часовню, где находился чудотворный образъ Спасителя; но образъ чудеснымъ случаемъ былъ спасенъ изъ пламя невредимымъ и перенесенъ въ старый, теперь разобранный, а потомъ въ новый соборъ, прекрасной архитектуры, служащий украшениемъ целаго города.

Въ соборе обращаетъ на себя особенное внимание иконостасъ. Онъ легокъ, прозроченъ и удивительно художественъ въ исполнении; за это надо отдать полную благодарность недавно умершему церковному старосте Н В. Овчинникову, человеку умному, образованному и далеко опередившему своихъ согражданъ въ деле изящнаго храмостроения Но обратимся къ монастырю.

Въ настоящее время въ монастыре имеются: 1) въ старинной библитеке книга святыхъ Апостолъ, въ листъ, въ кожанномъ переплете, безъ заглавнаго листа, принадлежавшая Рязанскому Свято Духову монастырю, какъ видно по уцелевшей на ней по листамъ рукописной надписи, следующаго содержания: Апостолъ города Переяславля Рязанскаго Духова монастыря. Куплена того монастыря иеромонахомъ Сергиемъ на монастырские казенные рубли 1728 года мая 13 дня. Подписалъ по приказу монастыря архимандрита Варсонофия, дому преосвященнаго Гавриила, епископа Рязанскаго и Муромскаго, духовнаго приказу подъячий Василий Егоровъ сынъ Морозовъ.

2) Две каменныя церкви: 1) воимя Владимирской Божией Матери. Судя по древности, внутреннему и наружному виду, nocтpoение ея должно отнести къ основанию монастыря. Въ монашествующей братии сохранился даже разсказъ, что она была домовою въ усадьбе бояръ Романовыхъ Теперь эта драгоценная по своей старине церковь, глубоко осела въ землю, грозить неминуемымъ падениемъ, и потому божественная служба къ ней прекращена Церковь имеетъ въ длину тридцать, а въ ширину 12 аршинъ; съ каждой ея стороны по три не большихъ окна. Мне сказывали, что на поддержку ея монастырь не имеетъ средствъ. Этому трудно верить.

Вторая церковь, недавно приведенная въ окончание, воимя Сошествия Святаго Духа на Апостоловъ, съ приделами въ трапезе воимя Св. Николая Чудотворца и пророка Божия Илии, Эта церковь строилась несколько летъ съ большими промежутками вовремя работъ. Причиною такихъ остановокъ, какъ говорятъ,были незавидные источники монастыря, не смотря на то, церковь довольно поместительна для богомольцевъ, ксожалению, имея въ верхнемъ поясе только по два окна надъ северными и южными дверями, лишена прозрачности и оттого красивый иконостасъ ея представляется какъ бы подернутымъ легкою дымкой. Затемъ, всматриваясь въ главы описываемой церкви, нельзя умолчать, что все оне несоразмерны величине храма, тяжелы и дурно сгрупированы. По всему видно, что планъ для нея вышелъ изъ подъ пера неопытнаго архитектора.

3) Икона Спаса Нерукотвореннаго образа убруса, съ замечательною надписью внизу. Надпись гласитъ: „образъ Слова Божия; 7022 Сентебря 26, по прошению великаго Государя Ивана Васильевича отъ царя Родольфа, сребропозлащеннымъ украшенъ, по обычаю Грековъ, списанъ съ сущаго образа, который отъ Самого Творца нашего Иисуса въ Едесъ къ Авгарю посланъ бяше иже и ныне въ Риме, и свидетельствуетъ о томъ грамота въ посольскомъ приказе по отшествии отъ жизни сего Государя сыну его Феодору Иоанновичу, отданъ въ чертоги царские, и потомъ въ келияхъ святейшаго пaтриаpxa Филарета Никитича, и по кончине его отданъ въ иконохранительницу чертоговъ царскихъ, свидетельствуетъ о томъ опись патриарша приказу 7187 году, Великий Государь и Великий Князь Феодоръ Алексеевичъ въ иконо- хранительнице, некогда въ присутствии своемъ за многую свою милость, сию святую икону по- жаловалъ аптекарской палаты дьяку Андрею Винску, о семъ свидетельствуетъ рисовальная книга той палаты, списка третично списанъ 1787 году.”

4) Колоколъ весомъ въ одинъ пудъ два фунта, замечателенъ своею древностию и несомненнымъ доказательствамъ бывшаго на томъ месте Троицкато монастыря, по сохранившейся на немъ славянской надписи: „РИМ??? мая 10 дня, изложилъ сей колоколъ въ пустыне Святыя Троицы, что въ Скопине, съезжей избы подъячий Калиникъ Васильевъ сынъ Канищевъ, по своихъ родителяхъ.“

Въ монастыре находятся следуищия здания: а) настоятельские покои каменные, съ братскою трапезою: при этомъ уютномъ жилье разведенъ плодовитый садъ; братский двухъ этажный каменный корпусъ, выстроенный при игумене Аркадие въ 1818—1830 г., состоящий изъ двадцати четырехъ келий, въ одной половине котораго помещается братия, а другая половина до сихъ поръ находится неотделанною; б) каменная баня; в)амбаръ; г) деревянный ледникъ; д) каменная скотная со службами; все эти здания построены при игуменахъ Аркадие и Павле, (1830—1832 г.)

Монастырская ограда въ окружности имеетъ двести шестьдесятъ пять сажень.

Въ 1798 году, по Высочайшему соизволению Государя Императора Павла Петровича, отведена къ монастырю Святаго Духа, изъ казеннаго владения мукомольная водяная мельница о двухъ поставкахъ, въ Скопинскомъ уезде при селе Князеве-Займище, на реке Брусне. Мельница эта приноситъ монастырю доходу сто пятьдесятъ рублей въ годъ.

Въ 1801 году назначено изъ казенныхъ дачь пахатной земли тридцать десятинъ, именно: девятнадцать десятинъ 1568 саженъ въ Данковскомъ уезде при селе Ново-Ивановскомъ; земля эта хотя и имеетъ хорошую черноземную почву, но по отдаленности отъ монастыря, приносить годоваго доходу только девяносто рублей, следовательно около пяти рублей за десятину, и десять десятинъ 832 сажня въ Скопинскомъ уезде, близъ села Перекъ. Грунтъ этой земли не такъ удобенъ къ плодородию, и потому, при арендномъ содержании, доходъ съ нея ограничивается шестидесятью однимъ рублемъ.

Въ 1813 году, по Высочайшему повелению Императора Александра I, монастырю отведено еще вместо рыбныхъ ловель, пахатной земли пятьдесятъ десятинъ въ Ряжскомъ уезде, въ смежности съ селомъ Петровымъ, въ даче казенной рановской засеки. Земля отдается въ арендное содержание, съ платою въ годъ по восьмидесяти одному рублю. Будь эта земля по соседству съ монастыремъ, она наверно принесла бы пользы более четырехъ сотъ рублей. Между темъ валовой доходъ съ мельницы и трехъ участковъ земли, далеко отброшенныхъ отъ монастыря, заключается лишь въ трехъ стахъ восьмидесяси двухъ рубляхъ, которые постуапютъ на ремонтъ обители и на содержание братии. На мельницу и на земли имеются въ монастыре указы св. Синода и планы, исключая участка при селе Петрове, на который выданъ одинъ только указъ Рязанской консистории.

Я сказалъ уже выше, что на западной стороне монастыря находились въ давно минувшие годы непроходимые болота, но оне, трудами иноковъ, превращены въ земляной пластъ, доставляющий хорошее сено для скота, и тутъ же местами, сеется разный хлебъ и разводятся овощи, но плана на эту местность монастырь неимеетъ.

Въ церковномъ монастырскомъ ящике хранятся разныхъ кредитныхъ государстленныхъ учреждений билеты на сумму двенадцать тысячъ девятьсотъ восемьдесятъ два рубля, съ которыхъ проценты поступаютъ на содержание иноковъ и на разныя монастырския потребности.

Въ монастыре находится братии: игуменъ одинъ, иеромонахов пять, иеродиаконовъ два, диаконъ одинъ, послушниковъ десять, всего девятьнадцать человекъ.

Въ монастыре не сохранилось ни устныхъ преданий, ни письменныхъ удостоверений о погребении на кладбище значительныхъ лицъ или ревностныхъ служителей церкви, которые прославили бы себя святостию благочестивой жизни. Но я считаю грехомъ умолчать о схимонахе Макарие, не такъ давно скончавшемся смертию праведника От. Макарий первоначально былъ священникомъ въ селе Ермолове, Скопинскаго уезда. После смерти жены, горячо имъ любившей, онъ не хотелъ соблазнять себя распущенной жизнью крестьянъ и простясь съ своею паствою, встутилъ въ избранную имъ обитель. Посвятивъ себя служению церкви, онъ тридцать летъ возносилъ пламенныя молитвы Творцу мировъ за свою бедную братию и за весь родъ человеческий. И день и ночь от. Макарий находился въ церковномъ бдении, съ охотою отправлялъ божественную службу, и за себя и за другихъ, безъ всякой очереди, не обременялъ себя излишнею пищею, ходилъ на монастырския работы: рубилъ дрова, пахалъ землю, поливалъ молодые отпрыски огородныхъ плодовъ. Кроткая, истинно подвижническая жизнь от. Макария была известна самымъ отдаленнымъ жителямъ Скопинскаго края. Много, много народу приходило въ монастырь Св. Духа, чтобы только удостоится его благословения. При этомъ, по просьбе приходящихъ, онъ служилъ молебны и панихиды, отчего св. обитель получала значительный сборъ.

Такая высокая, поучительная жизнь благочестиваго отшельника сделалась известною преосвященному Смарагду, архиепископу Рязанскому, который, въ бытность свою въ Скопине, возложилъ на от. Макария схиму, благословивъ его на мужество противъ земныхъ искушений. Въ этомъ ангельскомъ чине от. Макария пробылъ шесть лет, на седьмое лето онъ заболелъ, силы изменили ему до того, что онъ слегъ въ постель, и ежеминутно ожидалъ смерти, но смерть не являлась. У него открылись по всему телу раны. Послушникъ отказался служить ему, подъ предлогомъ невыносимаго запаха отъ гниющихъ язвъ. Схимникъ едва переводилъ дыхание, но не умиралъ. Наконецъ, въ одну темную ночь, от. Maкapия въ монастыре нестало, онъ исчезъ, но куда? объ этомъ вся обитель отзывалась незнаниемъ Вскоре однакоже тайна исчезновения схимника была открыта. От. Макария нашли въ Скопине, въ доме его сына. Сынъ разсказывалъ, что отца его привезъ кто-то передъ разсветомъ къ воротамъ, сложилъ изнемогающаго старца и затемъ неизвестный скрылся. Толпы народа стали стекаться къ схимнику; въ эти отрадныя для него минуты онъ стоялъ на коленахъ предъ образомъ Богоматери, уста его шептали молитву, изъ очей падали слезы. Вдругъ изсохшия щеки старца покрылись румянцемъ, въ смутныхъ глазахъ отразилось небо… Казалось ему сделалось легче, и въ этомъ никто не ошибся: от. Макарий оградивъ себя крестнымъ знамениемъ, моментально скончался, безъ малейшихъ признаковъ страдания. На третий день от. Макария похоронили въ монастыре Св. Духа, при безчисленномъ стечении людей всехъ званий. Такъ кончилъ жизнь земной труженикъ, тридцать летъ подвизавшийся въ неустанныхъ молитвахъ, испрашивая умилостивления у Бога къ грехамъ и слабостямъ человеческимъ. Не ищите могилы отца Макария: она сравнялась съ землею и следъ къ ней потерянъ.

Вторымъ монастырскимъ деятелемъ можно назвать покойнаго архимандрита Афанасия, который собственными средствами, пополнялъ недостатки св. обители. Онъ былъ старшимъ членомъ Рязанской консистории, и умеръ потерявши зрение, въ глубокой старости Ныне монастыремъ управляетъ благочестивый игуменъ Несторъ. И обязанъ ему некоторыми сведениями, вошедшими въ эту брошюру.

На монастырскомъ кладбище есть много прекрасныхъ памятниковъ, сделанныхъ изъ чугуна, мрамора и гранита. Какъ видно скопинцы не жалеють денегъ на украшение могилъ. И то сказать, это последняя жертва усопшему. Обратите внимание на белую мраморную колонну съ золотою надписью:

„почетный гражданинъ И.И.Гречишниковъ.” (*) Онъ считался въ Скопине умнейшею личностию, жилъ на барскую ногу, входилъ въ огромные подряды съ казною и частными лицами, увеличилъ городские доходы, и во всю жизнь не пропускалъ дня, чтобы неознаменовать его какимъ нибудь добрымъ деломъ. Поклонимся могиле этого честнаго, трудолюбиваго человека.

(*) Сынъ Гречишникова, Н. И., командовалъ въ Сербско-Турецкую войну батареей въ Сербской армии. Убитъ 3 сентября 1877 г., при бомбардировали Форта св. Николая на Шипке.

На южной стороне кладбища красуются своею массивностию два мраморныхъ памятника купцовъ 2-й гилъдии Рыковыхъ. Рыковы были родные братья и производили въ шарокихъ размерахъ хлебную торговлю.

Начали показываться другие памятники и черные кресты съ белыми надписями. Далее, подъ густою тенью шиповника, блестящаго розовыми душистыми цветами, виднелась не­ большая могилка, обложенная свежимъ дерномъ. Тихо качаясь на тонкой ветке шиповника, пела малиновка. Мотивы ея песни были такъ хороши, такъ отрадны сердцу, что я не смелъ подойдти къ ней, боясь нарушить гармонию ея чудныхъ, задушевныхъ напевовъ…

И долго, долго пела она надъ изумруднымъ холмомъ прекрасной могилки. Я повер нулъ въ другую сторону, и, съ грустнымъ настроениемъ мыслей, поспешилъ оставить кладбище

КОНЕЦЪ.

Скопинский Свято-Духов монастырь. Исторический очерк
И.А. Алексеева, Скопин, 1877 год

Статистика

Все права защищены; 2024 Храмы Рязанщины