История Тихвинской церкви города Данкова начинается с первой трети 17 века. В 1628 году на юго-восточных рубежах Руси на берегу Дона возникло Данковское городище, где первоначально находился острог и сторожевой пункт, оснащенный пушками и снарядами. Там поселились служивые государевы люди, охранявшие южные границы Русского государства. Тогда же была построена и деревянная церковь Рождества Богородицы с приделами Петра и Павла и Иоанна Предтечи.
Царь Михаил Федорович щедро одарил церковь богослужебными книгами, ризами и колоколами. Церковный штат был полностью укомплектован, к тому же в собственности храма находились пахотные и луговые земли. Поэтому храм не бедствовал и пользовался уважением местных жителей. Во второй половине 18 века деревянное здание церкви было сломано, и вскоре началось строительство нового каменного храма.
Этот собор был построен на месте чудесного обретения Тихвинской иконы Божией матери. С появлением в Данкове этой чудотворной иконы в начале XIX века связаны следующие обстоятельства. Так, осевший в Данкове католик-фанатик, руководимый религиозной и национальной враждой к русскому населению, решил поджечь весь город. Ему удалось сделать 17 поджогов, спалив большую часть Данкова. Несмотря на все принятые меры, полиции не удалось поймать поджигателя. Жители города, обездоленные пожарами, были встревожены. Накануне праздника Тихвинской иконе Богоматери они собрались в городском соборе и на коленях со слезами умоляли Царицу Небесную спасти их от злоумышленника – поджигателя. Эта молитва была услышана. Когда злодей сделал 18-й поджог, то был схвачен на месте преступления и во всем сознался. Граждане отслужили в соборе благодарственный молебен и совершили вокруг города крестный ход. Когда они возвращались в город, то увидели, что на каменном столбе, стоявшем посредине Хлебной площади, находится неизвестно кем поставленная Тихвинская икона Богоматери. Именно на этом месте впоследствии был заложен и построен Тихвинский собор. Средства на постройку собора выделил отставной секунд-майор Абрам Иванович Спешнев. В 1764 году храм был построен и освящен. Но в 1791 году в Данкове случился пожар, от которого пострадала и церковь Рождества Богородицы. Через два года началась медленная реставрация, но к сентябрю 1794 года был готов только придел св. Авраамия. На восстановление других приделов и центрального иконостаса не хватило денег. Некоторое время служба в церкви проходила только в одном приделе. Зная об этом, епархиальное начальство пыталось найти средства, но достаточного количества денег не находилось. И только в 1854 году в Тихвинской церкви снова началась реставрация, но средства опять не хватало, и собор по выражению летописца «стоял без пения». Тогда решено было построить вместо Рождественской церкви новый собор во имя Тихвинской Богоматери. Его строительство на Хлебной площади началось 26 августа 1861 года. Тихвинский собор был двухэтажным и имел шесть престолов. Три престола находились на первом этаже и три престола на втором. Освящение собора происходила поэтапно, по мере сооружения приделов. Петропавловский и Никольские престолы освящены в 1872 году, а Тихвинский, Всех Святых и Трёх Святителей – в 1878 году. У новопостроенного собора не было никакой земли – ни церковной, ни пахотной, ни сенных покосов. Вместо этого Тихвинский храм получал денежные субсидии от епархии. Священнику полагалось 5 рублей, дьякону 3 рубля, дьячку 1 рубль 6 алтын 4 деньги, пономарю 1 рубль. Всех этих денег было явно недостаточно не только для проживания притча, но и для поддержания самого храма в надлежащем виде. Поэтому соборный протопоп Иоанн Антонов в 1779 году подал прошение преосвященному Симону, епископу Рязанскому, с просьбой выделить деньги на содержание храма. В том же году Духовная Консистория занялась поисками денег для нужд Тихвинской церкви. По её указу окрестные церкви должны были отчислять определенную сумму в пользу Тихвинского храма. Таким образом, финансовое положение церкви несколько улучшилось. В приход храма вошло 47 дворов, состоящих из 4 дворов купеческих, 15 дворов чиновничьих, 16 дворов военных, 9 дворов мещанских, 1 двора однодворца и 1 казенного двора, в котором проживал городничий. Общее количество приходского населения равнялось 1580 человекам. Среди них было 754 мужика и 826 женщин. Вскоре была выделена пахотная и сенокосная земля в количестве 173 десятин. По штату в церкви полагались 1 священник, 1 дьякон и 2 псаломщика.
Из священников Тихвинской церкви известны:
Василий Максимов – 1672-1881 г.
Григорий Васильев – 1685-1689 г.
Софроний Евстигнеев – 1692 г.
Макарий Венедиктов – 1695 г.
Федор Кириллов – 1705 г.
Андрей Григорьев – 1716-1736 г.
Григорий Иванов – 1739-1781 г.
Максим Гаврилов – 1739-1773 г.
Петр Назарьев – 1747-1760 г.
Иоанн Автономов – 1760-1773 г.
Стефан Максимов – 1773 г.
Петр Стефанов – 1781 г.
Кирилл Симеонов – 1787 г.
Петр Кириллов – 1792 г.
Евдоким Григорьев – 1794-1821 г.
Иоанн Стефанов – 1800 г.
Стефан Должанский – 1797 г.
Григорий Космин – 1821-1826 г.
Николай Протопопов – 1825-1853 г.
Василий Грифцов – 1848 г.
Федор Семенов – 1825-65 г.
Николай Лагов – 1849-1866 г.
Стефан Ятров – 1866-1887 г.
Дмитрий Готовицкий – 1866 г.
Иоанн Панаретов – 1882-1885 г.
Михаил Сперанский – 1887 г.
В советское время храм был закрыт и разорен. Долгое время помещение церкви использовалось под склады. Всё это сказалось на внутреннем убранстве Тихвинской церкви. Многое из интерьера было безвозвратно утеряно. В конце прошлого столетия Тихвинский собор вновь стал действующим, и теперь там проходят церковные службы. Теперь собор входит в состав Липецкой епархии, а раньше он находился на территории Рязанской губернии.
по материалам книги Иоанна Добролюбова “Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии”