Церковь св.Параскевы Пятницы в селе Казинка

Церковь Параскевы Пятницы

Пятницкая церковь села Казинка впервые упоминается в окладных книгах церквей Рязанской епархии в 1676 году. Сама же церковь известна с 1670 года.

«У тое церкви двор попа Григория, двор дьячков ,двор просфирницын. Церковныя пашни шеснадцеть четвертей в поли, а в дву потамуж . Сенных покосов на сто копен.
Да в приходе к той церкви. В том селе Козинке семдесят дворов крестьянских, восм дворов бобыльских, и всего восмьдесят один двор. И по скаске за рукою тое церкви попа Григория и по новому окладу доведется с тое церкви дани по два рубли пятнадцеть алтын четыре деньги. А прежде его с тое церкви дани не был,, приход выселили с Скопина города по пятницкому приходу и церковь построена и освещена в прошлом, во сто семьдесят осмом году ( т.е. в 1670 г , и тое церкви поп Григорей с того приходу данные деньги платил по ее число с ними, пятницкими попами, по старому окладу сопча».

Необходимо отметить, что по переписным книгам 1629/30 года в Скопине значилось две пятницкие церкви и обе «на посаде».

Церковь Параскевы Пятницы

«В 1784 году поставлена новая деревянная церковь. Каменный храм в селе построили в 1883 году. Строение крыто железом. Престолов в 1850 году было два, а в 1914 году три. Главный престол в честь Прасковьи Пятницы, приделы во имя Николая чудотворца и во имя Успения Пресвятой Богородицы. По штату 1914 года два священника, диакон, два псаломщика. Жалования положено 294 руб. священнику, 147руб. диакону, 98 руб. псаломщику. Кружечный доход за 1914 год получен в сумме 1800 руб. Другие источники дохода: проценты от ценных бумаг. Земли пахотной – среднего качества – 34 десятины.

Расстояние от церкви до консистории – 85 верст, до местного благочинного в с. Чуриках – 12 верст, до Скопина -14 верст. В приходе две земских школы. Приход в 1850 году : 232 двора , 974 мужчин ( 23 грамотных), 1003 женщин (3 грамотные), в 1914 году 758 дворов, 2849 мужчин, 2918 женщин.»

Служители Пятницкой церкви села Казинки:

священник Григорий ( 1676)*
священник Петр Осипов ( 1710-1722)
священник Аггей Петрович перемещен в 1736 году
священник Василий Панкратьев рукоположен в 1736 году
дьячок Осип Иванов – в окладной книге подушного сбора в 1746 году
упоминается в с. Казинка бывший дьячок Осип Иванов сын Попов
священник Моисей Васильев (1760)
иерей Леонтий Автономов (1771)
диакон Автоном Иванов ( 1771)
иерей Иоанн Автономов (1796-1820)
диакон Лука Иванов (1796)
дьячок Автоном Наумов (1798-1832)
в духовной книге за 1798 год писано « на дьячьковое место назначенный церковник Автоном Наумов – 15 лет » – в следующем году он был повенчан;
иерей Стефан Иванович Смирнов (1815-1851)
диакон Василий Яковлев ( 1832)
пономарь Дмитрий Прокофьев ( 1832)
священник Евфимий Васильевич Славянский (1866)
священник Василий Петрович Скрижалин (1867-1892)
диакон Василий Кораллов (1851-1872)
дьячок Иван Козлов (1866-1916)
пономарь Иван Гриднев (1866-1910)
диакон Василий Игумнов (1866-1888)
священник Александр Аннин ( 1895)
диакон Василий Чельцов (1890-1894)
священник Григорий Стрекалов (1891-1918)
диакон Степан Прилуцкий (1895-1897)
священник Сергей Лебедев (1897-1916)
диакон Иван Игумнов (1902-1918)
псаломщик Федор Кустодин (1907-1912)
диакон Иоанн Покровский (1906)

После 1917 года служителем церкви был священник Орлов Петр Николаевич (1899 – 14.9.1937). В период гонений на церковь в 1937 году он был  расстрелян на Бутовском полигоне.

Особо необходимо отметить о ведении служителями церковных документов – метрических и духовных книг. Священники Пятницкой церкви вели эти книги педантично, не вдаваясь в подробности, отмечая, если умер то «от чахотки», «от старости», «от водяной», «от простуды» или « от кашля», «от каклюши». Если указывали сословие, то просто «отставной солдат», в отличие от настоятелей церквей, писавших в книгах помимо всех необходимых данных (сословие, возраст, гражданское состояния, причина смерти и.т.д.) и какие-то подробности.

Приход Пятницкой церкви был большой, поэтому крестили, венчали и отпевали в один день до десятка человек, а все таинства исполняли необходимо точно, ничего не упуская и не сокращая.

Священники Пятницкой церкви, видимо, отличались с давних пор достойным поведением, поэтому в показаниях командированных стрельцов в 1688 году в Скопинский район, писано: «… были в селе Лопатине у попа Леонтия, на дворе и ничего у него не выняли, да в селе Павельце у крестьянина у Ивашки Хирова выняли у него на дворе только железны крючья, на чем железный котел вешают. В селе Хворощевке, на дворе у попа Юды , никакого питья не выняли, в селе Мшанка у попа Андронина выняли у него в боченке с ковш вина, да в селе Муравлянке у крестьянина Степки Веселого выняли бочку браги , да у него взял он , подъячий Кузьма трех лошадей…». Стрельцы ходили, как правило, в те дворы «на которых извещал выемщик» и в этот раз смотрели по всей волости, но в Казинку ехать нужды, видимо, не было.

На протяжении 400 лет служители Пятницкой церкви крестили, венчали, отпевали, вселяли веру в души сельчан.

Сегодня Пятницкий храм открыт для церковных служб и содержится в хорошем состоянии. Как и прежде, звон колоколов собирает людей на молитву, и в стенах древнего храма слышится пение церковного хора.

по материалам статьи В.А.Коростылева на сайте history-ryazan.ru

Статистика

Все права защищены; 2024 Храмы Рязанщины