Николо-Гай (б. Рижский у.) Церковь Николая Чудотврца



Обтекание


Николо-Гай. Церковь Николая Чудотворца. Вид с юга. Фот. 2016 г.
Николо-Гай. Церковь Николая Чудотворца. Вид с юга. Фот. 2016 г.

Николо-Гай (б. Рижский у.)Церковь Николая Чудотврца кон. 19 в.
Церковь Николая Чудотврца
Стоит на высоком левом берегу р. Хупта, в стороне от жилой застройки, в 15 км от шоссе Рязань — Александро-Невский.
Благодаря своему расположению хорошо просматривается со значительного расстояния. Храм построен в 1892 г. на месте сгоревшей деревянной церкви, возведённой в 1776 г. помещицей Анной Борисовной Полуехтовой. В советское время утрачены кровли апсиды, трапезной и колокольни, не сохранилось внутреннее убранство. Стены кирпичные, на фасадах местами сохранились следы белой краски.

Фрагмент южного фасада. Фот. 2016 г.
Фрагмент южного фасада. Фот. 2016 г.

Распространённый в церковном строительстве Рязанской обл. периода эклектики тип храма в русском стиле. Сходный проект использован в церкви с. Еганово Раменского р-на Московской обл., Троицком храме в Бахмачееве Рязанского р-на, Никольской церкви в Асниках Захаровского р-на и церкви Введения в Чулкове Пронского р-на.
Продольно-осевая композиция образована кубообразным четвериком с возвышающимся над ним глухим восьмеричком утраченной главки, пятигранным алтарём» примыкающей с запада небольшой прямоугольной трапезной и двухъярусной колокольней, состоящей из квадратного в плане основания с полуярусом и восьмигранного яруса звона с глухим барабанчиком и луковичной главкой. Алтарь и трапезная понижены относительно четверика.
Углы четверика, трапезной и колокольни отмечены сдвоенными филёнчатыми лопатками. Основная часть фасадов четверика соответствует по высоте алтарю, трапезной и нижнему ярусу колокольни и отделена от аттикового яруса карнизом, прерывающимся в центральной части четверика. Аттиковый ярус совпадает по высоте с полуярусом колокольни. В среднем прясле боковых фасадов, акцентированном сильно выдвинутыми пилястрами, сделаны входные порталы с килевидными архивольтами, вписанными в аттиковый ярус. Порталы объединяют небольшой прямоугольный дверной проём и арочное окно над ним, разделённые большой квадратной филёнкой. В боковых пряслах размещены крупные арочные окна; такие же окна у трапезной (по два на фасаде).

Фрагмент настенной росписи. Фот. 2016 г.
Николо-Гай. План церкви
Фрагмент настенной росписи. Фот. 2016 г.
Николо-Гай. План церкви

Все они украшены килевидными архивольтами на кронштейнах. На трёх гранях алтаря находятся аналогичные арочные окна в прямоугольных нишах. Проёмы обоих ярусов колокольни также арочные, причём в нижнем четверике западный вход оформлен сходно с боковыми входами в храм, а боковые арки — с окнами четверика и трапезной. В полуярусе сделаны круглые окна в «концентрических» наличниках.
Внутри храм перекрыт сомкнутым восьмидольным сводом с очень узкими диагональными гранями и связан с алтарём и бесстолпной трапезной широкими арочными проёмами. В алтаре выложена конха.
Трапезная и первый ярус колокольни перекрыты парусными сводами.

Литература

Добролюбов, Историко-статистическое описание, 2, с. 311; Населённые места, с. 444 -445, № 5960.

Словарик

АЛТАРНАЯ ПРЕГРАДА — парапет или стенка с проемами между алтарем и основным
помещением храма.
АЛТАРЬ — восточная часть православного храма, отделенная от основного пространства алтарной преградой или иконостасом.
АРХИВОЛЬТ — рельефная окантовка арочного изгиба.
АТТИК — вытянутая по горизонтали невысокая стенка над венчающим карнизом.
ИКОНОСТАС —- преграда, отделяющая алтарь от основного пространства храма и включающая иконы в два яруса и более.
ВОСЬМЕРИК — восьмигранный объем.
ВОСЬМЕРИК НА ЧЕТВЕРИКЕ — композиционный прием возведения восьмигранного
объема на четырехгранном.
КИЛЕВИДНЫИ — имеющий форму полукруга или полуовала с заострением над серединой дуги.
КОНХА — свод в виде четверти сферы.
ПОЛУЯРУС — значительно уступающий по высоте другим ярусам данного сооружения.
ТРАПЕЗНАЯ — 1) столовая палата в монастыре; 2) часть культового здания, примыкающая с запада к главному объему и нередко включающая зимнюю (теплую) церковь.
ЧЕТВЕРИК — прямоугольный в плане объем (термин обычно применяется к культовым
постройкам).
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Рязанская область. Часть 2 стр. 236-238.
Государственный институт искусствознания. Отпечатано в обществе с ограниченной ответственностью «Тамбовский полиграфический союз»
392000, г. Тамбов, Моршанское шоссе, 14А

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Статистика

Все права защищены; 2025 Храмы Рязанщины