Архангельский собор города Михайлова. Фотография с сайта http://www.history-ryazan.ru/
Город-крепость Михайлов был основан по повелению царя Ивана Грозного в 1551 году. К этому же времени, согласно записям, хранившимся до 1935 года в библиотеке Архангельского собора, относится и начало построения храма во имя Архистратига Михаила. Из соборной записи следует, что при расчистке территории для строительства храма, в том месте, где должен был помещаться алтарь, был найден образ древнего письма Михаила Архангела. Икона находилась в посеребренном киоте и без всяких видимых повреждений.
Об этой удивительной находке было незамедлительно доложено воеводам, которые поспешили уведомить самого царя. Государь повелел привезти этот образ в Москву, для чего послал в Михайлов несколько священников. В столице образ Михаила Архангела был торжественно встречен самим царем вместе с митрополитом Макарием и сонмом духовенства. После праздничного молебна икона была отправлена обратно в то место, где была обретена и где началось строительство храма, который был посвящен Архистратигу Михаилу.
Возведенный деревянный храм простоял около сорока лет и постепенно стал приходить в ветхое состояние. И вот, в 1595 году, как можно прочитать из записей, сделанных Мироном Писаревым и подъячим Федором Кашкиным в 1624 году, на средства казачьего сотника Плохима Семеновича Мансурова был выстроен новый храм, тоже деревянный . “На Михайлове городе соборная церковь древяна клецки Чудо архистратига Михаила на подклете о трех верхах, а на них кресты обложены белым немецким железом”.
В документе подробно описывается всё, что связано с убранством храма, какие имеются богослужебные сосуды, из чего они сделаны, чем украшены, какие использовались драгоценные камни и металлы при их изготовлении. В архангельской церкви было устроено три престола: центральный посвящен Чуду архангела Михаила, правый – Ильи пророку и левый Василию Блаженному. Справа от царских врат красовался местный образ Архистратига Михаила в позолоченном окладе и посеребренный басменой. Икона преподобного Антипы выполнена с использованием техники филиграни и покрыта финифтью с позолотой. Сверху украшена витой позолоченной гривной. Перед иконой установлена свеча весом в тридцать восемь гривенок, а над ней сооружен медный подсвечник. Местный образ Николая Чудотворца помещен в окладе, серебряный венец вызолочен басменой, в венце вставлены пять яхонтов цвета лазури. Цата изготовлена из серебра и украшена двумя яхонтами.
На дверях царских врат образ Благовещения со святителями написан на празелени, как и деисус. Перед деисусом повешено небольное медное паникадило. В алтаре запрестольный образ Богородицы исполнен на празелени, венец и гривна иконы серебряные с басменным золочением. Крест и панагия также сделаны из серебра и позолочены. Над престолом расположен полотняный неб. Престол покрыт индитией, на престоле Евангелие в полозоченной обложке обшито алым бархатом. Большой крест для крестных ходов выполнен из меди и позолочен. Церковные сосуды изготовлены из дерева, покровцы и большая пелена на престоле опушены червленой каймой. Миса, ковш и кадила выполнены из меди.
Слева от царских врат расположен местный образ Богородицы Одигитрии, также написанный на празелени. Венцы и цата Богородицы и младенца на иконе выполнены из серебра и позолочены басменой. Пелена и тафта темно-красного цвета. Также украшен и местный образ Ильи пророка, который написан тоже на празелени. В приделе Ильи пророка расположены царские врата и сень. На дверях поставлена икона Благовещения Богородицы со святителями, написанная на празелени. В приделе Василия Блаженного царские врата изготовлены без сеней. В алтаре престол покрыт червленой индитией. Рядом богослужебные книги: Устав, Апостол, Минея общая, два Пролога за весь год, Соборник, Часослов, Октоих и другие. Тут же находятся богослужебные ризы разных цветов, тафтяные стихари и атласные поручи.
В паперти храма перед церковными дверями расположена роспись на темы страшного суда. Перед церковью высится рубленная шатровая колокольня, увенчанная крестом. На звоннице установлен благовестный колокол весом 22 пуда и 5 гривенок. На самом колоколе видна надпись: “Божией милостью повелением государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея Руси вылит сий колокол вестовой на Михайлове, город лета 7130 (1622) году июля в 20 день и тот колокол по государеве грамоте дань к церкви ко архангелу Михаилу, да старых зазвонных трое колоколов”.
Деревянный храм, построенный сотником Мансуровым, простоял более пятидесяти лет, а затем пришел в негодность. Служить в нём было уже невозможно, и было решено построить новое здание церкви на месте старой. Как следует из Рязанских Достопамятностей, 8 июля 1677 года состоялось торжественное освящение нового, тоже деревянного храма. На освящении присутствовал Преосвященный Митрополит Рязанский Иосиф со свитой духовенства, после чего в храме начались регулярные богослужения.
Почти сто лет просуществовал деревянный храм Архангела Михаила. Но время не пощадило и его, здание собора с каждым годом всё больше и больше приходило в ветхость. В 1751 году храм сгорел, и назрела необходимость построить новый, теперь уже каменный. И вот в 1751 году протоиерей архангельского храма Иаков Федоров подал прошение в Священный Синод с просьбой выдать ему соборную книгу на церковное строение и на покупку необходимого церковного имущества. Церковным руководством было принято решение выдать протоиерею книгу на один год и указать ему собирать средства на строительство новой каменной церкви с прихожан любого сословия и материального положения. При этом подчеркивалось, что пожертвования будут сугубо добровольными.
Все работы по строительству и благоустройству храма были окончены в 1815 году. В новой церкви были устроены, кроме центрального престола, два придела – в честь Рождества Иоанна Предтечи и Успения Божией Матери. Главный престол, как и прежде, был посвящен Архангелу Михаилу.
Спустя годы пришла идея построить новый храм значительно большего размера. В 1862 году старая церковь была разобрана и начата подготовка к созданию проекта нового каменного собора в «новой форме по византийскому стилю». 25 сентября 1862 года после долгих согласований и увязок был представлен проект нового храма. Рязанский вице-губернатор с согласия высшего церковного руководства Рязанской епархии утвердил этот проект, и в 1863 году начались строительные работы. В 1874 году храм был построен и торжественно освящен высшими иерархами Рязанской епархии.
Новый собор был выстроен на старом хорошо сохранившемся фундаменте прежнего храма. Старую колокольню дополнительно укрепили кладкой в цокольной части и в нижнем ярусе, а также добавили два с половиной яруса. Колокольню венчала крупная купольная глава по композиции схожая с главами храма. В основании новая церковь была квадратная, имела пять глав и ещё одну над приделом. Колокольня была соединена с церковью. В церкви был устроен резной деревянный иконостас. В начале ХХ века была построена трапезная часть храма, и 11 ноября 1914 года Преосвященный епископ Рязанский и Зарайский Димитрий освятил храм. Теперь в соборе находилось четыре престола: во имя архистратига Михаила и Боголюбской иконы Божией Матери и в трапезной в честь Успения Божией Матери и Усекновения главы Иоанна Предтечи. К собору была приписана часовня, построенная на набережной реки в память мученической кончины государя Александра II.
В Архангельском соборе хранилась главная святыня – икона Архистратига Михаила, а также резное изображение арх. Михаила, сделанное на шиферной дощечке. В соборном архиве сохранились такие древние документы, как Жалованная грамота 1650 года царя Алексея Михайловича протопопу Евстратию с братией о получении ими жалования из таможенных доходов, Жалованная грамота 1682 года от князя Федора Алексеевича протопопу Иосифу с братией о выдаче им денег за хлебную провизию, Указ от 1700 года царя Петра Алексеевича протопопу Никите с братией об утверждении за собором мельницы и о взимании с мельницы в казну наравне с прочими частными мельницами, а также другие документы.
До 1699 года духовенство г. Михайлова получало от государства ругу в размере 12 рублей, 21 четверть хлеба без получения ржи, 20 четвертей полуосмины овса по 15 алтын за юфт, то есть 9 рублей 7 алтын. Всего на круг – 21 рубль 6 алтын. В последнее время при соборе значилось 5 десятин усадебной земли и пахатной 47 десятин. Доходы храма также складывались с мельницы, сдаваемой в аренду и процентов с церковного капитала.
По штату 1873 года в притче собора числились протоиерей, священник, диакон и два псаломщика.
По штату 1873 года в притче собора числились протоиерей, священник, диакон и два псаломщика.
После событий 1917 года служба в соборе продолжалась до 1920 года. Затем местные влаcти решили закрыть собор и устроить в нём пролетарский народный университет и зал общественного собрания. Такое решение вызвала сильный протест православного населения, и в Рязань потянулись толпы ходоков с просьбой не закрывать храм. На некоторое время в соборе вновь возобновилась церковная служба, но ненадолго.
В 1933 году по ходатайству Президиума Михайловского горсовета решением Московского облисполкома Городской Архангельский собор был окончательно закрыт и переоборудован под «Дом соцкультуры», а через три года в 1936 г. уникальный собор был взорван.
В 1933 году по ходатайству Президиума Михайловского горсовета решением Московского облисполкома Городской Архангельский собор был окончательно закрыт и переоборудован под «Дом соцкультуры», а через три года в 1936 г. уникальный собор был взорван.
В разное время в Архангельском соборе служили:
Протоиереи:
Симеон уп. В1626 г.
Евстратий уп. В1650 и 1652 г.
Иосиф уп. 1671 и 1683 г.
Кондрат уп. 1690 г.
Никита Сергеев уп. 1708 и 1710 г. (во иерея рук. 25 марта 1685 г.)
Алексей Никитин уп. 1716 (во иерей рук. 1703 г.)
Иаков уп. 1739, 1751 г.
Трофим Прокопиев уп. 1755 и 1762 г.
Иоанн Васильев уп. 1760 г.
Иродион Григорьев уп. 1768 г.
Иоанн Артемьев уп. 1790 г. увол. 23 мая 1805 г.
Пётр Иванов Дмитриевский уп. с 1805 – 29 г.
Иоанн Лунин уп. с 1830—48.
Иоанн Антонов Ершов упом. с 10 окт, 1848—1866 г. (во иер, р. 26 янв. 1831 г.).
Михаил Иванович Надеждин сост. с 10 июня 1866 г.
Иереи:
Наум Титов уп. в 1626 г
Авксентий Иванов
Матвей Евстратове р. в 1681 г. июн. 23.
Андрей Прокопиев р. в 1685г. мая 29.
Иоанн Иосифов р. в 1688 г. пол. 24.
Ефрем Иоаннов р. в 1700 г. авг. 4.
Иоанн Стефанов ун. с 1734— 45 г.
Петр Иванов р. в 1745 г. февр. 17 .
Феодор Васильев ум. в 1748г.
Иоанн Артемьев уп. в 1760 г.
Исай Каллинников р. 13 мар. 1748
Адриан Яковлев уп. в 1762 г.
Илья Михайлов р. 8 июля 1797.
Василий Иванов Горбов уп. с 1805—42 г.
Стефан Егор. Родосский ун. с 1825—30 г.
Сампсон Семенов Липягов уп. с 1830—49 г.
Алексей Евтрониев Гиацинтов уп. с 1849—67 г.
Иоанн Васильев Твердов уп. с 1866—81 г.
Михаил Мих. Селезнев уп. с 9 февр. 1867—70 г.
Андрей Павлович Вельмин сост. с 1881 г.
Словарь старинных терминов
Пелена – плат, который подвешивался под иконы нижнего ряда иконостаса, а также под особо чтимые иконы, стоявшие в храме на отдельном постаменте или в киоте.
Индития– одно из облачений св. Престола, светлая дорогая шелковая или парчовая ткань, к-рая полагается поверх нижнего облачения.
Срачица– особо освященная белая нижняя одежда престола. Срачица покрывает весь престол и знаменует собой плащаницу, в которую было обернуто Тело Спасителя при положении во гроб.
Тафта– разновидность глянцевой плотной тонкой ткани полотняного переплетения из туго скрученных нитей шёлка или или хлопка.
Паремейник– книга, заключающая в себе отрывки из священного писания.
Финифть– изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали, на металлической подложке, вид прикладного искусства. Стеклянное покрытие является долговечным и не выцветает со временем.
Гривна– серебряное или золотое украшение в виде обруча, носившееся на шее в том числе в Древней Руси.
Венец– головное украшениена иконе, повторяющее линию нимба.
Гривенка– старинная русская весовая единица, использовалась в 14 – 18 вв. как мера веса драгоценных металлов и других ценных материалов.
Празелень– краска неяркого зеленого цвета. Широко использовалась в иконописи. Вероятно, природная П. представляла собою глакуонит – «зеленую землю», главным местом добычи которой было Копорье и другие места России. П. могли называть также неяркую зеленую краску из природной окиси хрома, получаемую из минерала, который в XVIII в. стали называть волконскоит. С помощью химических анализов обнаружена в иконописи начиная с XI в. В русских рукописях составление тона П. описывается так: ярь, бель, шафрану больше; ярь, желть, желть, синь; желть, синь, бель; вохра, синь и т.п. Цвет, которым исполняют поземы, подрясники у преподобных, палаты и т.д.
Басма– это тонкая металлическая пластинка, на которой рельеф получен тиснением с матрицы. Матрица из меди, камня, железа и даже из дерева имела рельефный узор. На нее накладывали небольшого размера тонкий листок металла, преимущественно из серебра.
Скань– вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки.
Цата– элемент в форме перевернутого полумесяца, иногда с фигурно вырезанным краем, расположенный в нижней части православного креста.
Сень на дверях– элемент архитектуры в виде балдахина или навеса. Также шатёр, навес на столбах или колоннах, возводившийся над алтарём.
Неб полотняный– в деревянных храмах предмет убранства. Это конструкция расписного потолка в форме круга или усеченной пирамиды, состоит из диска и балок конической формы. Неб расписывают разными библейскими сюжетами.
Покровцы– матерчатые платы, которыми покрываются дискос и потир во время литургии в православной церкви.
Деисус– икона, имеющая в центре изображение Христа, а справа и слева от него соответственно — Богоматери и Иоанна Крестителя.
Поручи – нарукавники в православной церкви часть богослужебного облачения духовенства, предназначенное для стягивания рукавов подризника у священников и епископов. Также поручи входят в облачение диакона.
Олег Полонский, по материалам работы Добролюбова И. В. “Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии”