Из истории Знаменского храма в селе Алешино Егорьевского уезда

Церковь Знамения в селении Алешино Егорьевского у. Рязанской губ. (ныне Егорьевский р-н Московской обл.) имеет интересную историю. История самого храма и прихода начинается в конце 1880-х гг. Краткая история д. Алешино, впервые упоминаемой в документах в 1554 г., описана краеведом В.И. Смирновым1. Сам населенный пункт и расположенные рядом с ним деревни прежней Нечаевской волости до сих пор имеют значительное старообрядческое население и очень часто ошибочно относятся к расположенным рядом Гуслицам. Но ни гусляки, ни жители этого края никогда не идентифицировали себя как единое целое и, не взирая на территориальную, конфессиональную и прочую близость, зачастую противопоставляли себя друг другу. Это видно и по современному полевому материалу.
Но, недавно работая с материалами газеты «Московский листок», выходившей во второй половине XIX в. – 1917 г., где печаталось много заметок о Гуслицах и о других местностях, мне удалось обнаружить следующее. В ряде заметок, посвященных Егорьевску и Егорьевскому краю, при описании местности, расположенной вокруг города, куда входит и Алешино, несколько раз фигурировал доселе нигде не встречавшийся топоним «Туглицы»2. Поначалу может показаться, что авторы заметок просто неправильно написали название «Гуслицы», в кои записывать Егорьевск и Нечаевскую волость его уезда начали еще до революции. Но, поскольку с Гуслицами корреспонденты «Московского листка» были знакомы очень хорошо и «неправильное» название применительно к конкретной местности встречается не один раз, здесь, по-видимому, в термин «Туглицы» вкладывали определенный смысл. Причем в одном случае заметки о «Гуслицах» и Егорьевском крае, включающие слово «Туглицы», соседствуют. Понятно, что данный вопрос требует специального исследования, но уже сейчас можно предположить, что еще в 1880-е гг. в сознании жителей Нечаевской волости, а через них и у авторов заметок «Московского листка» край вокруг Егорьевска еще сохранял неофициальное название «Туглицы», впоследствии забытое. Оно созвучно с именем с. Туголес того же уезда (сейчас – в Шатурском р-не), но авторы заметок описывают Туглицы не там, а именно вокруг Егорьевска. Современные жители края об этом названии не помнят ничего. Возможно, это название всплывет в ходе исследовательской работы и в других источниках.
Как сказано выше, Алешино и соседние деревни Кудиновская, Федуловская и др. имели значительное старообрядческое население. Деревни находились в приходе Успенского собора уездного Егорьевска и в целях «борьбы с расколом» в этом уголке было необходимо создание отдельного православного прихода. Работа эта началась в 1880-е гг. при деятельном участии егорьевского городского головы Никифора Михайловича Бардыгина. К осени 1889 г. был закончен и подготовлен к освящению каменный храм, который решили освятить в честь Знамения Пресвятой Богородицы. Автор заметки из «Рязанских епархиальных ведомостей», посвященной освящению храма (воспроизведенной в «Рязанских губернских ведомостях»), писал, что храм строился 3 года на бардыгинские средства, он же снабдил его всей необходимой утварью. Новый приход, выделенный из многолюдного егорьевского соборного, насчитывал до 13 деревень. Будущие прихожане храма почти не участвовали в финансировании строительства либо по бедности, либо по причине своего старообрядчества. Знаменский храм торжественно освятил 22 октября (по ст. стилю) 1889 г. архиепископ Рязанский и Зарайский Феоктист в сослужении наместника Николо-Радовицкого монастыря архимандрита Нестора, кафедрального протоиерея Х. Романского, протоиерея егорьевского собора А. Светлова и нескольких других священников, среди которых находился и назначенный на приход о. Василий Яковлев.3
Знаменский храм значился как находящийся в селении Алешино, хотя был построен фактически на окраине д. Кудиновская, через речку от Алешино. В информации «Рязанских епархиальных ведомостей» об алешинском приходе населенный пункт именуется не «Алешино», а «Алешня». Вполне возможно, что прежде деревня именовалась именно так, чего, однако, не могут подтвердить нынешние старожилы. Возможно, что авторы ведомостей, которые давали информацию по всей епархии, традиционно путали топоним с другими «Алешнями», которые были в губернии, к примеру село в Рязанском у.
Алешинский православный приход зажил жизнью рядового прихода. Ничего особенного здесь не происходило. В 1896 г. на средства Н.М. Бардыгина храм расписали. В 1900 г. было разрешено на средства церковного старосты Семена Титова Бабкова построить при храме сторожку. На средства же Бардыгина была в еще в 1894 г. вокруг храма устроена ограда4. В епархиальных ведомостях немало информации о перемещении псаломщиков, посвящениях их в стихарь и т.п. В 1897 г. был награжден скуфьею настоятель храма священник Василий Яковлев5.
Поскольку в приходе проживали в большом количестве старообрядцы, еще в 1892 г. о. Василию разрешили проводить с ними беседы6.
В мае 1922 г. г. Егорьевск Рязанской губернии и Егорьевский уезд были включены в состав Московской губернии.
В самом Алешино исстари стояла общественная старообрядческая моленная белокриницкого согласия, прихожанами которой являлись сами алешинцы и жители соседних селений. В конце 1930-х гг. Знаменский православный храм и моленная были закрыты. Последнюю вскоре разрушили. Храм же лишился колокольни и стал клубом.
В годы Великой Отечественной войны отношение к верующим в нашей стране изменилось в лучшую сторону. Власти разрешили открыть многие храмы, прежде варварски закрытые. Этим решили воспользоваться и старообрядцы г. Егорьевска и его окрестностей. Прежде всего они просили вернуть им отобранное в 1936 г. здание храма Великомученика Георгия Победоносца в самом городе, которое прежде вмещало до трех тысяч молящихся. После закрытия в здании расположился городской Дом пионеров. Согласно отчету уполномоченного Совета по делам культов по Москве и Московской области за 1 квартал 1946 г., в этот период поступило ходатайство об открытии храма от егорьевских старообрядцев и от жителей гуслицкой д. Челохово, с 1922 г. вошедшей в Егорьевский у. (впоследствии – и в р-н).7 Отклоненные ходатайства были повторены и в следующем квартале.8 Эти попытки были, как рассказывают старожилы, не первыми и не последними. Помимо двух вышеупомянутых моленных старообрядцы Егореьвского района просили вернуть им еще и моленную в Акатово. Но местные власти не желали возвращения ни одной из трех просимых церквей. В отчете уполномоченного за 3-й квартал в ответ на отказы исполкома Мособлсовета егорьевцы неожиданно подают ходатайство о передаче им храма в Алешино, бывшего до закрытия никонианским.9 Причину этого шага выяснить пока не удалось. Видимо, чтобы удовлетворить желание назойливых старообрядцев, которых в Егорьевском крае и сопредельных территориях было немало, власти это ходатайство удовлетворили. Храм начал функционировать в следующем 1947 г. Следует заметить, что, как видно из отчета уполномоченного за 4-й квартал 1946 г., ходатайство об открытии алешинского храма не встретило поддержки у части верующих старообрядцев. Жители же Челохова продолжали просить вернуть им их деревенскую моленную.10 Поскольку алешинский новообразованный приход был открыт преимущественно старообрядцами из Егорьевска, он считался преемником городского храма Георгия Победоносца, почему и был освящен не как Знаменский, а как Георгиевский.
Открыв старообрядческий храм в Алешино, уполномоченный убил сразу несколько зайцев. Теперь можно было уже не обращать внимание на любые ходатайства об открытии моленных в населенных пунктах Егорьевского р-на, направлять молиться в Алешино и верующих из соседнего Воскресенского района, где стояли закрытыми моленные в Хорлово, Елкино, Климово и Осташево.
В Алешино к началу 1950-х гг. возник огромный приход. На Пасху 1948 г. в храме молилось до 1200 человек, на Вознесение, в связи с приездом епископа Геронтия (Лакомкина), – до 1500.11 Здесь надо пояснить, что в силу специфики старообрядчества, верующие с мест, из приходских деревень, не особенно стремятся к регулярному посещению приходского храма, тем более, если в деревне есть свои «молящие», которые руководят «мольбой» на дому. В деревнях Восресенского р-на, например в Елкино, до сих пор в Пасхальную ночь ходят молиться на кладбище, на могилы своих усопших.
При алешинской церкви в это время (1951 г.) был зарегистрирован диаконом Федор Иванович Моржаков, 1923 г.р., «сын священника», впоследствии епископ Иосиф.12
В первое время алешинский приход рос. 1 cентября 1949 г. в старообрядческую Архиепископию Московскую и всея Руси обратилась группа старообрядцев-неокружников из деревень Куровского р-на (Вантино, Столбуново, Давыдовская и Максимовская) с просьбой принять их в молитвенное общение и причислить в приход храма Алешино. В то же время с просьбой о причислении в алешинский приход обратились и старообрядцы соседних с вышеперечисленными деревень Барышево, Мосягино, Чичево, которым в Алешинский храм было ходить ближе, нежели в Устьяновскую, где они были прихожанами прежде.13
Но имел место и обратный процесс. В отчете уполномоченного за 1-й квартал 1950 г. упоминается, что алешинскую церковь перестала посещать часть прихожан. Причиной указаны уход их храма егорьевского священника Григория Юдина и диакона Г.А. Устинова и плохая служба диакона Н.Б. Сафронова.14 В дальнейшем процесс сокращения численности прихожан шел далее, в основном из-за естественной убыли стариков и потери значительной части представителей молодых поколений.
Согласно официальным данным уполномоченного по Москве и области на 1954 – 1955 гг., при алешинском старообрядческом приходе значилось до 12000 верующих из Егорьевска, Егорьевского р-на, Воскресенского р-на, «где нет зарегистрированных старообрядческих обществ».15 На деле же приход был намного больше как численно (точных данных о нем нет), так и географически. В притворе храма до сих пор висит табличка с перечнем населенных пунктов, которые обслуживал приходской храм. Это три города – Егорьевск, Воскресенск и Коломна, десятки сельских поселений в Егорьевском, Куровском (с 1959 г. – часть Орехово-Зуевского), Воскресенском, Коломенском р-нах Подмосковья.
В Алешинском храме служили 2 священника и диакон. С уменьшением прихода диаконская вакансия была упразднена. Со временем исчезла и должность второго священника. Из священников прихожанами особенно помнится о. Сергий Маругин, родом из гуслицкой д. Устьяново. О. Сергий был человеком очень образованным, имел прекрасную библиотеку. Он мог переспорить любого оппонента. В то же время священник был человеком очень открытым, доброжелательным, что делало его еще более любимым прихожанами. Единственной проблемой было пристрастие о. Сергия Маругина к алкоголю, о котором ходили легенды. Параллельно в приходе находился и заштатный священник о. Федор Ворожейкин, уроженец соседней д. Федуловская. Рукоположен он был еще в 1950-е гг., но был выведен за штат по состоянию здоровья в начале 1970-х. Он жив и в настоящее время, выполняет функции уставщика на клиросе и на требах.
Летом 1995 г. умер о. Сергий Маругин. Вскоре на его место был назначен молодой священник, уроженец Нижнего Новгорода, Василий Кадочников. Он женат на племяннице умершего в самом конце 2003 г. главы Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополита Алимпия (Гусева) и тем самым является фактически членом мощного семейного клана, правившего при Алимпии российским белокриницким старообрядчеством. Именно поэтому он и попал в Алешино, считавшееся по прежнему одним из наиболее крепких подмосковных приходов. Довольно грубая политика нового настоятеля, который не был знаком с местной спецификой и резко отличался в глазах прихожан от прежнего открытого и душевного о. Сергия, привела к тому, что храм потерял очень многих прихожан. Были случаи, когда о. Василия отказывались признавать целыми деревнями.
Под давлением прихожан о. Василий добивается в феврале 1996 г. возвращения общине здания закрытого в 1936 г. Георгиевского храма в самом Егорьевске и постепенно вся жизнь переносится туда. В Алешино большинство прежних прихожан приезжает только когда там наездами служил о. Василий. Прежде очень многолюдный приход фактически умирал. Часто было, что в рядовой праздник на Всенощной в храме на клиросе пел и читал только один заштатный о. Федор Ворожейкин. Утром в храм могли прийти две-три старушки. С жителями местных деревень, имеющими старообрядческие корни, никто и не думал проводить какую-либо работу. О. Василий Кадочников также постарался вывести в егорьевский храм почти все имущество алешинского прихода. Фактически приход о. Василия и его политика способствовали угасанию старообрядческого прихода в Алешино. Но вскоре ситуация изменилась.
Решением Освященного Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви 24 октября 2004 г. было решено открыть в умирающем приходе мужской старообрядческий монастырь. Поводом к этому послужило произошедшее накануне присоединении к РПСЦ нескольких православных монахов во главе с о. Александром (Тимофеевым). Их-то и определили к опустевшему храму. Поскольку Георгиевский храм в Егорьевске уже возрожден, алешинской церкви вернули ее прежнее посвящение и новая обитель именуется «Знаменской».
В алешинский храм вернулась жизнь и регулярные богослужения. По рассказам нового игумена, сейчас за воскресной службой в церкви бывает несколько десятков человек жителей соседних деревень и прихожан из Егорьевска, недовольных политикой о. Василия. У игумена Александра много планов по созданию монастырского хозяйства, устройства воскресной школы и летних лагерей и т.п. Он с самого начала пользуется популярностью в основном у людей околоцерковных. В этом ему помогает энергичность, более характерная для священнослужителей никонианских, нежели для старообрядческого духовенства.
Что же касается отношения к новому монастырю и его игумену самих коренных старообрядцев и, прежде всего духовенства и начетчиков, то оно резко отрицательное. Сами старообрядческие источники, как устно, так и в своих периодических изданиях, упорно замалчивают такой казалось бы знаменательный факт, как открытие старообрядческого монастыря. Единственными публикациями об открытии алешинской обители были заметки автора в «Старообрядце», 2-м выпуске альманаха «Гуслицы».16 О. Александра (Тимофеева) фактически отказываются признавать за своего. Все, с кем мне пришлось разговаривать по этому поводу, считают, что никонианский батюшка так и не понял, куда он попал и не знает и не хочет знать, что такое старообрядчество. По словам собеседников, он служит «почти по-никониански», так же себя ведет. Все уверены, что алешинский эксперимент с монастырем скоро закончится, и еще хорошо если не с «возвращением» храма в лоно РПЦ. Но на данный момент новая обитель продолжает существовать фактически автономно от единоверных соседей и их невосприятие происходящего в Алешино ей не мешает.
Знаменский старообрядческий монастырь в Алешино – фактически первая староверческая обитель возникшая на территории Рязанской губернии, пусть даже и в той ее части, которая с мая 1922 г. отошла к Подмосковью. Пока сведений о существовании в губернии в разные исторические периоды других монастырей не обнаружено. Но Рязанский край никогда не отличался большим числом старообрядцев. К примеру, по данным «Рязанских епархиальных ведомостей», на 1892 г. в губернии жило 14464 «раскольника», из них 5270 – в Егорьевском уезде.17
Старообрядческие монастыри и скиты существовали в соседних Гуслицах и «Патриаршине» (Кудыкинская вол. Покровского у. Владимирской губ.), но по большей части они не зафиксированы архивными источниками и о них сохранилась информация преимущественно в устной памяти старожилов. Возле гуслицкой д. Мисцево последние «келейники» и «келейницы» жили еще в 1940-е гг. Ближайший же к Алешино монастырь был возле Шувое.
История и современность старообрядчества Егорьевского края, включая Алешино, еще продолжают оставаться малоисследованными.

Примечания
1Смирнов В.И. Мы – егорьевцы. — Кн.1. — М., 1999. С.199-202.
2См., например, Московский листок. – 1885. — № 47. — 16 февр.; Московский листок. – 1884. — №266. — 26 сент.
3Рязанские епархиальные ведомости (далее – РЕВ). – 1889. — №22. — С.1032-1033. Рязанские губернские ведомости. – 1889. — № 91. — 29 нояб., часть неофициальная.
4РЕВ. 1894. — №14; 1896.- №11; 1900. — №18.
5РЕВ. 1897. — №21.
6РЕВ. 1892. — № 5.
7Центральный муниципальный архив Москвы (далее – ЦМАМ). Ф. 3004. Оп.1. Д. 7. Л. 2.
8Там же. Л.15.
9Там же. Л. 43.
10Там же. Л. 55.
11ЦМАМ. Ф. 3004. Оп. 1. Д. 24. Л. 48.
12Там же. Л. 98.
13ЦМАМ. Ф. 3004. Оп.1. Д.14. Л. 47.
14ЦМАМ. Ф. 3004. Оп.1. Д.18. Л.1.
15ЦМАМ. Ф. 3004. Оп.1. Д. 45. Л. 7.
16Михайлов С. Новая обитель в Подмосковье // Старообрядец. — Н. Новгород. — № 33. — 2005; Старообрядческие вести. — М., 2005. — №20. (перепечатка из предыдущего издания); Гуслицы. Историко-краеведческий альманах. — Вып. 2. — Ильинский погост, 2005.
17РЕВ. – 1892. — № 8 – 9.

С.С. Михайлов. Материалы и исследования по рязанскому краеведению Том 14 Рязань 2007, 146-150 стр

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Статистика

Все права защищены; 2021 Храмы Рязанщины