Храм во славу Ляпуновых. (Воскресенская церковь в с. Исады, Спасского р-она, Рязанской обл.)

В 1636 году в Исадах, родовой вотчине Ляпуновых, сын героя Смутного времени Владимир Прокопьевич, тоже рязанский воевода, построил небольшую каменную церковь Воскресения Христова. В ее алтаре долгое время хранился крест с надписью: «Лета 7144 (1636) мая в 20 день… сей крест приложил в вотчину свою в Старой Рязани в селе Исады в церковь Воскресения Христова… Владимир Прокопьев Ляпунов по своем родителе и по себе».
Преображенская церковь в с. Исады, Спасского р-она, Рязанской обл.
В 1657 году вотчина перешла по наследству к стольнику Луке Владимировичу Ляпунову. В 1673 году внук знаменитого воеводы коренным образом перестроил Воскресенскую церковь: он расширил ее, построив трапезную в первом этаже и надстроив верхний этаж с папертью. Нижняя часть храма отапливалась, а вверху располагалась летняя церковь. Трапезная представляла собой одностолпную палату, внутри которой на закладном камне значилось: «Лета 7181 (1673) декабря 14 дня… церковь совершися и освятися: алтарь во имя Воскресения…» Примерно в то же время была сооружена и шатровая колокольня.
В 1675 году на втором этаже Воскресенской церкви был устроен Георгиевский придел вместо одноименной деревянной церкви, разобранной из-за ветхости. Всего в церкви было пять престолов — два в нижнем этаже и три наверху.
В XIX веке с южной стороны колокольни взамен обветшавшего деревянного крыльца было пристроено каменное — «по образцу крыльца храма Василия Блаженного в Москве».
Несмотря на то, что храм несколько раз перестраивался, он сохранил изящный силуэт с гармонично сочетающимися друг с другом частями. Основное здание церкви имеет форму куба, оформленного поясом ложных кокошников поверху и завершающегося пятиглавием с луковичными куполами.
Нижний этаж церкви выполнен из крупного кирпича до 9,5 сантиметра толщиной, а трапезная, построенная позднее, выложена из семисантиметрового кирпича. Декоративное убранство храма отличается простотой и сдержанностью. Окна — двух типов, характерных для московских построек второй половины XVII века. Это наводит на мысль о том, что церковь строилась незаурядным архитектором, возможно, царским мастером. Ведь имя стольников Ляпуновых хорошо было известно в столице.
«Храм сооружен по типу… посадских построек XVII века, но, будучи двухэтажным (внизу — теплая, вверху — летняя церковь), он выглядит как собор. — писали знатоки древней рязанской архитектуры Г.К. Вагнер и С.В. Чугунов. — Такому впечатлению способствует и слишком легкая по сравнению с церковью шатровая колокольня. Она увеличивает четверик, делает его импозантным. Отсутствие горизонтальных членений четверика действует в том же направлении. Крыльцо с шатровой сенью пристроено к храму позднее».
По мнению искусствоведа Г.К. Вагнера, «Воскресенская церковь — памятник исключительного значения не только по своим оригинальным величественным формам, но и по всему, что связано с Ляпуновыми» Существует предание, что в стенах древнего храма были замурованы деньги, предназначавшиеся на его ремонт и возобновление, если таковое понадобиться Что это были за деньги — неизвестно. Да и видел ли их кто-нибудь? Во всяком случае, в годы богоборчества церковь Воскресения Христова была заброшена, а когда пришло время собирать камни, восстанавливали её на иные средства…
Величественный храм над Окой представляет собой значительную архитектурную и историческую ценность и является своеобразным памятником роду Ляпуновых.
Со временем род Ляпуновых угас. К началу XIX века усадьба в Исадах перешла во владение помещика Рязанской губернии Григория Павловича Ржевского. Ржевский носил звание действительного камергера, ценил красоту, сам писал стихи и создал в Исадах балетную труппу из крепостных актрис.
Полагают, что именно о Ржевском писал А.С. Грибоедов в своей бессмертной комедии «Горе от ума»:

Или вон тот еще, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке;
Амуры и Зефиры все Распроданы поодиночке!!!

Очевидно, крепостные балерины владели незаурядным мастерством, если ими заинтересовались в российских столицах, и дирекция императорских театров купила у Ржевского всю балетную труппу в составе двадцати одного человека, заплатив за нее огромную сумму — 28 тысяч рублей

Александр Потапов, «Легенды и были Рязанской земли», стр.48-49. ГАУ РО «Издательство «Пресса», Рязань, 2012 г..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Статистика

Все права защищены; 2020 Храмы Рязанщины