Село Исады Ц. Воскресенская.

Воскресенская церковь в с. Исады, Спасского р-она, Рязанской обл.
Воскресенская церковь в с. Исады, Спасского р-она, Рязанской обл. Рис. из журнала «Столица и усадьба» 1916, разыскал и добавил Андрей Агафонов

В летописях Исады, отстоящие в 4 верстах от Старой Рязани, расположенные на крутом берегу р. Оки и служившие, вероятно, временным загородным пребыванием рязанских князей, упоминаются под 1217 годом, по случаю избиения кн. Глебом и Константином своих братьев, о котором так раз сказывается в Лаврентьевской летописи: «Того же (1217) лета Глебъ князь рязаньскый Володимеричь, наущенъ сотоною на братоубийство, здумавъ в своемъ окаяньнемъ помысле, имея поспешника брата своего Константина и с нимъ дьявола, иже ею прельсти своимъ злокозньствомъ, в помыслъ има вложь, рекшема има: яко избьеве сихъ, а сами приимеве едина всю власть. Снемшимся имъ всемъ на Исадахъ на порядъ, Изяславъ, Киръ Михаилъ, Ростиславъ, Святославъ, Глебъ, Романъ, Инъгварь же не успе приехати къ нимъ… Глебъ же Володимеричъ с братомъ позва я к coбе, яко на честь пнренья, в свой шатеръ. Они же не ведуще злыя его мысли и прелести, вси в киязий, каждо с своими бояры и слугы, придоша в шатеръ его. Сь-же Глебъ прежде прихода ихъ из- наряди свои слугы и братни и поганыхъ половецъ множество, въ оружьи, и скры я въ поле стници близъ шатра…, и яко начата пити, и веселитися, и ту абое проклятый Глебъ с братомъ иземъша меча своя начаша сечи прежде князи, таже боляры я, слугы ихъ, много множество, единыхъ князий 5, а прочихъ боляръ и слугъ безъ числа изби с своими слугы и съ половци.
Си же злоба сключися месяца июля въ 20 день, на память святаго огньнаго въсхоженья». В выписи с писцов. кн. Рязанск. у., письма и меры и межеванья кн. В. Вяземскаго да подьячего Ив. Кавелина 145 — 148 (1637— 1640) г. с. Исады значится в вотчинах «за Володимеромъ Прокофьевымъ сыномъ Лепуновымъ по государеве жалованной грамоте за подписью дьяка Неупокоя Кокошкнна 140 году, что ему дано во 121 году за царя и великаго князя Василья Московское осадное сиденье, да по грамоте того же 140 году за Московское-же осадное сиденье, как во 126 году стоял под Москвою Литовского короля Жигимонтовъ сынъ королевичъ Владислав, да за Василием Чевкиным да за Федором Колтовским».
А в селе упоминаются церкви: «церковь Воскресения Христова», по-строенная в 1735 г., «да въ пределе великаго князя Владимера да въ пределе — жъ Флора и Лавра, а церковь и въ церкви образы и свечи и книги и все церковное строенье ево-жъ Володимера, да теплая церковь Николы Чудотворца, ветха, строенье та церковь была мирскoe — приходныхъ людей, а дворовъ церковныхъ: дворъ попъ Борисъ Трофимовъ, дворъ дьяконъ Василей Игнатьевъ, да церковные дьячки: Митрошка Алексеевъ, дворъ Антошка Сысоевъ, дворъ просвиринца, место пустое, что жил церковной поп Мишка Ивановъ, пашни церковные добрые земли одиннадцать чети, да Васильева поместья Чевкина да Федорова поместья Колтовского в ихъ жеребье с. Исадъ четыре четверти, и обоево церковные пашни 15 четвертей в поле, а в дву потомуж, сена церковного за
Куроповским истоком 86 копен с полу — копною.
А в селе упоминаются церкви: «церковь Воскресения Христова», построенная в 1735 г., «да въ пределе великаго князя Владимера да въ пределе — жъ Флора и Лавра, а церковь и въ церкви образы и свечи и книги и все церковное строенье ево-жъ Володимера, да теплая церковь Николы Чудотворца, ветха, строенье та церковь была мирскoe — приходныхъ людей, а дворовъ церковныхъ: дворъ попъ Борисъ Трофимовъ, дворъ дьяконъ Василей Игнатьевъ, да церковные дьячки: Митрошка Алексеевъ, дворъ Антошка Сысоевъ, дворъ просвиринца, место пустое, что жил церковной поп Мишка Ивановъ, пашни церковные добрые земли одиннадцать чети, да Васильева поместья Чевкина да Федорова поместья Колтовского в ихъ жеребье с. Исадъ четыре четверти, и обоево церковные пашни 15 четвертей в поле, а в дву потомуж, сена церковного за
Куроповским истоком 86 копен с полу — копною.
Церковь Страстотерпца «Христова Георгия древена, клетцки, ветха, а в церкви образы и свечи и книги и церковное строенье мирское— приходных людей, а дворов церковныхъ: двор поп Иван Марков, двор церковной дьячек Левка Павлов, место пустое, что жил другой поп Трофим Павлов, место пономарское, два места, что жили нищие; пашни паханые добрые земли в ево Володимеровой поместной земле семь четвертей без третника, да Василья Чевкина да Федора Колтовского в их земле три четверти с третником, и «обоего церковные пашни десять четвертей в поле, а в дву потомуж, сена церковного за Куроповым истоком сорок три копны с полу-копною».

Выражение «а в дву потому ж» означало, что имелось три одинаковых поля – паровое, озимое и яровое.
Владимир Сорокин «ПОД ДРЕВНИМИ КРЕСТАМИ»

В окладн. кн. 184 г. «на Исадехъ значится только одна церковь Воскресения Господа Бога и Спаса на¬шего Иисусa Христа с пределы», кото¬рая упоминается в писц. кн. 145 г. У тое церкви», значится по окладн. кн., «дв. попъ Иванъ, дворъ попъ Харитонъ, дворъ дьяконъ Данилъ, дворъ просвирницын, двор пономарской; в приходе: дворъ вотчинниковъ стольника «Луки Ляпунова» — ошибочно считаемый храмоздателемъ — «крестьянскихъ семьдесят дворов да Бобылёвских семь дворов. Церковные пашни, по выписки писца князь Василья Вяземскаго да подьячего Ивана Ковелина 145 и 146 и 147 годов. И по скаски попа Харитона да дьякона Данила пятнадцать четвертей в поле, в дву потомуж, сена за Куроповым истоком восьмедесять шесть копен с полукопною, а написана та церковная земля и сено
в выписи стольника Луки Ляпунова. По окладу (184 г.) с тое церкви довелось дани платить два рубли семь алтын полтретьи деньги. А старого окладу рубль шеснатцать алтын пять денег. И по новому окладу перед «прежним прибыло двадцать три алтына пол-шесты денги». В 1736 г. цер¬ковной земли показано 25 четв. и сена на 129 копен. В июле 1748 г. с. Исад иepeй Никита Петров с приход¬скими людьми в прошении своем к преосв. Алексию прописывал: «Въ прошлыхъ, государь, давныхъ годехъ оная церковь Божия — Воскресения Христова съ пределы св. Николая Чудотворца, Флора и Лавра, Великомученика Гeopгия и великаго князя Владимиpa построена каменная, на которой ныне церкви Божией и на пределехъ отъ давняго построения главы все развалились, отъ чего во время дождя бываетъ течъ не малая; а ныне я — богомолецъ твой съ приходскими людьми желаемъ на техъ церквахъ главы разобрать и вновь состроить; укажи, государь, на показанной настоящей Воскресенской церкви Божией такожъ и на пределахъ ветхия главы разобрать и вновь построить», что указомъ отъ 2 июня того же года и было разрешено. В ноябре 1816 г. владельцем, с. Исады полковником Иваном Артамоновым сыном Кожиным испрашивалось дозволение камен¬ную, уже ветхую, Воскресенскую цер¬ковь привести в лучшее состояние на его собственный кошт. В феврале 1818 г. тому же Кожину разрешено распространить приделы в верхнем этаже, в 1837 г. испрашивалось дозволение на освящение двух престолов в нижнем этаже.
В 1875 г. был возобновлён помещ. Алексеем Ивановичем Кожиным в верхнем этаже придел Георгиевский, построенный в 1673 г. и упраздненный в текущем столетии, а в. 1881 г. были возобнов¬лены помещ. Иваном Ивановичем Ко¬жиным остальные приделы того же эта-жа. Из памятников древности, сохра¬нившихся в Воскресенской церкви, обращают на себя внимание: серебряный напрестольный крест с следующею на нем надписью: «Лета 7149 году майя в 20 день на память святого мученика Фалалея и обретения честных мощей иже во святых Отца нашего Алексия митрополита Московского и всея России чудотворца сии Животворящий крест Господень приложил в вотчину свою «в Старой Резани в селе Исадех в церковь Воскресения Христова и к великим мученикам Флору и Лавру и к чудотворцу Николе и к благо- верному князю Владимиру Владимир Прокофьевич Ляпунов по своих родителех и себе в наследие вечных благ, доколе сия святая Божия церковь предстоит». Золотой крест с мощами, приложенный Лукою Ляпуновым в 7186 г., пожертвованные им же и в том же году серебряные вызолоченные сосуды с воздухами, шитыми серебром и золотом по шелко¬вой материи, 2 евангелия XVII ст., иконы Иоаннa Предтечи и Пресвятыя Троицы. На благоукрашение Воскресенской церкви имеется неприкосновенного капитала в количестве 3500 рублей. Церковной земли в настоящее время состоит: под церковью и кладбищем 2 дес., усадебной 11/2 дес., под выгоном 11/2 дес., пахотной 30 и луговой 4 дес.; кроме того причт Воскресенской церкви имеет в своём владении землю, принадлежащую Введенской в с.Муратове церкви, в количестве 35 десятин 200 сажень, на каковую землю плана и межевой книги не имеется. Пахотную землю причт отдаёт в аренду уже много лет; в недалеком будущем подобного рода церковные земли будут, значиться «безплодными и к земледелию не удобными».
В состав прихода входят: с. Исады с 144 дв., с. Муратово с 47 дв., д—ня Аграмакова с 95 дв. и Хутор Отрада с 1 дв. Де¬ревня «Руднево, Аграмакова тожъ» упо¬минается в выписи с писц. кн. 145 — 148 г., где она писана «за Прохором Кругликовым». В настоящее время в приходе к Воскресенской церкви чи¬слится м.п. 1310, ж.п. 1406, в том числе старообрядцев м.п. 143, ж.п. 157. Большая часть из них принадлежит к приемлющим австрийское священство. Школа в с. Исадах существует с 1808 г., но число грамотных в приходе, не известно. В причте по штату 1873 г. положены: 1 свящ., 1 диак. и 1 псаломщ.
(Полн. Собр. Русск. Лет. т. I, стр. 186; т. VI, стр. 124; т. VII, стр. 124 и 125. Лаврентьевск. Лет., изд. Археогр. Комис., стр. 418 и 419. Иcт. Госуд. Росс. Карамзина, т. III, примеч. 178. Ист. Росс. Арцыбышева, кн. II, примеч. 1891. Никоновск. Лет. ч. II, стр. 234 и 235. Истор. России С.М. Соловьева, т. II, примеч. 415. — Ж. М. В. Д. 1848 г., кн. IX, стр. 404 (Розыскания о городах древн. Русск. Княжеств — M.П. Погодина). Матер, для Историко-Географич. Словаря России, Н.Барсова, стр. 85. — Истор. Ряз. кн. Д. И. Иловайского, стр.1. — Рязанск. Губерн. Барановича, стр. 404 и 530. — Геогр.
Слов. Российск. Импер. П.Семенова, т. II, стр. 363. — Рязанск. Достопамятн.,изд. Рязанск. Архивн. Комис. § 41 и 42. — Окладн. кн. 184 г. л. 242.— Кн. записи, новопост. № 493, 494, 495 и 500. — Дело, по прошению с. Исад помещ. Ив. Арт. Кожина, о приведении церкви в лучшее состояние. 7 ноябр. 1810 г.— Прош. пом. П. А. Кожина о распространении приделов. 19 фев¬раля 1818 г. — Прошение об освящении в Воскресенской церкви двух приделов. 12 марта 1837г. — Вед. о колич. церкв. в Рязанск. епарх. в 1736 г. л.21. 1827 г. 22 июня. — Прош. иep. Петра Васильева о переводе его из с. Городища в с. Исады. — Р. е. в. 1867 г. №22,-1874 г. №19, — 1880 г. №7. Вести. Красн. Креста 1890 г. №1. Клир. вед. с 1805 — 90 г. — Сп. н. м. Ряз. губ. № 3295, 3296 и 3298.)

 

Из священно-служителей означенной церкви известны:

 

Борис Трофимов уп. в 1637 г.
Трофим Павлов в 1637 г. знач. выб.
Иоанн Марков уп. в 1637 г.
Иоанн уп. в 1676 г.
Харитон уп. в т. г.
Василий Данилов р. 23 авг. 1684 г.
Лука Макариев р. 27 дек. 1686 г.
Дометий Даниилов р. 11 янв. 1694 г.
Феодор Харитонов р. 2 марта 1701 г.
Никита Григорьев р. 15 сент. 1702 г.
Никита Петров уп. в 1736 г.
Симеон Никитин уп. в т. г.
Прокопий…
Иоанн Симеонов уп. с 8 окт. 1745 — 89 г.
Димитрий Никитин уп. в 1770 г.
Иродион Кириллов уп. в т. г.
Иоанн Онисимов уп. в 1789 г.
Василий Иоаннов р. 8 ноября 1789 г.
Стефан Никитин уп. с 1805 по 9 мая 1827 г.
Петр Васильев Рождественский уп. с 11 июл. 1827 — 67 г.
Александр Гавриилов Америков уп. с 27 июн. 1867 — 87 г.
Георгий Иоаннович Содальский сост. с 1 февр. 1887 г.

 

Источник:И. Добролюбов. «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии», 1884 г.,том 4, стр. 195 — 197.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Статистика

Все права защищены; 2020 Храмы Рязанщины