Храм Константина и Елены в селе Нагорное Ряжского района Рязанской области.
Фото Константина Шорина
Первая церковь с одноимённым названием появилась в селе, которое принадлежало тогда соседней Журавинке, в 1864 году. Храм, который сегодня основательно зарос кустарником и бурьяном, отстроили в начале предыдущего столетия. Церковь в честь святых Константина и Елены была построена в 1906 году. Единственное, о чём и осталось говорить, так это о том, что заставляет задуматься и помолчать, когда нога ступает по развалинам храма.
Как известно, на долю царицы Елены и её сына Константина выпало немало лишений. Будучи дочерью содержателя гостиницы, Елена выделялась красотой и благородством. За душевные и прочие качества император Констанций Хлор, ещё будучи военачальником, выбрал Елену себе в супруги. Плодом их любви в 274 году стал сын Константин. Но в жизнь супругов вмешалась политика. Император Диоклетиан поделил Римскую империю, оставив себе восточную провинцию а Галлию и Британию отдал императору Констанцию Хлору, выбрав для него и равную по статусу спутницу жизни из рода царей — падчерицу императора Максимиана Феодору. Елена лишилась разом и супруга, и сына, которого отправили ко двору Диолектиана.
Воспитанный в духе христианства, Константин чурался языческого образа жизни. Невзлюбили молодого человека и за уклонение от языческих развлечений, и за незаурядный ум, и за статную внешность. Несмотря на заговоры, Константин стал в итоге правителем западной области, но пока не был готов напрочь отказаться от языческих традиций. Но однажды, предприняв военный поход против императора Максенция, Константин увидел знамение. Христианские священники пояснили ему его суть, рассказали о триединстве Бога, о воплощении его во Христе, о распятии и Воскресении. Первыми указами своими он дал возможность христианам совершать свои богослужения, а тем, кто оставался в языческой вере, — беспрепятственно следовать их традиции. Он отменил все развлечения, связанные с насилием и кровопролитием, запретил казнь на кресте, установил день Воскресения общим днём отдыха и сделал много полезного для всего римского народа. Со временем Константин стал во главе всей Римской империи. Он установил порядки и на востоке, и на западе. Только языческий Рим недолюбливал нового императора. Потому столицу пришлось устроить в небольшом византийском городке. Новую столицу назвали Константинополь.
Но, воцарившись, Константин не мог забыть, кому он был обязан своим новым духовным рождением. Его волновала участь креста Господня, на то время утраченного где-то в палестинских землях. И в 325 году, когда войны окончились и начался расцвет христианства, он вернул из изгнания свою мать Елену, возложил на неё царскую корону и обратился с просьбой пойти в Иерусалим и разыскать крест, на котором был распят Иисус Христос. Елене на то время было 80 лет. По свидетельству историка Евсевия, «старица с юношескою быстротою» отправилась в Иерусалим. Она разыскивала все места в Палестине по земному пути Христа, воздвигала над ними храмы и часовни. Но важной целью было древо Господне, местонахождение которого указал старец Иуда под языческим капищем Венеры. Капище было разрушено, возвышенность начали расчищать, обнаружив сразу три креста. Какой из них Господень стало понятно в тот момент, когда мимо возвышения несли усопшего на погребение и после возложения того, что был крестом Христовым, усопший восстал из мёртвых.
Оттого в церковном богослужении и в день святых равноапостольных царицы Елены и царя Константина по сей день читают тропарь креста Господня. В память о том чудесном событии Православная церковь празднует Крестовоздвижение ежегодно 14 сентября. Свершилось это в 326 году, когда многие из язычников и иудеев приняли веру Христа, среди них был и старец Иуда, указавший царице Елене место Голгофы. Святой крест был затем положен в серебряный ковчег для поклонения и хранился во вскоре выстроенном на том месте храме. Умерла Елена через год после событий воздвижения креста. Константин пережил мать на десять лет. Матери и сыну христианский мир обязан обретением святынь, связанных с земной жизнью Христа в Палестине.
Храм, названный в честь равноапостольных Константина и Елены в Нагорном Ряжского района, на Рязанской земле такой один. А потому вспомнить эпизод этой библейской истории не кажется неуместным. Тем более что с середины позапрошлого века сохранились в рязанском храме и росписи. Потому поводом приехать в Нагорное может стать, как минимум, желание проявить уважение к мастеру, расписавшему храм в далёком 1868 году. Не секрет, что православный храм можно воспринимать как библейскую энциклопедию в иллюстрациях. Каждый храм — это весь цикл от грехопадения до современных святых. Что же можно увидеть под Ряжском?
Христос благословляет детей. Фото Константина Шорина
Наверное, лучше остальных сохранилась красочность фрески, на которой Христос благословляет детей. На иконе изображено евангельское событие, когда женщины принесли к Иисусу своих младенцев, дабы тот благословил их. Но апостолы, думая, что учитель устал, хотели было не пустить к нему. Негодуя, Христос произнёс: «Пустите детей приходить ко мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдёт в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их».
Вход Иисуса в Иерусалим на ослёнке. Фото Константина Шорина
Вход Иисуса в Иерусалим на ослёнке — ещё один различимый на стене ряжского храма сюжет, но уже не так хорошо сохранившийся, как упомянутый выше. Православные объясняют, что выбор средства передвижения связан с тем, что древние палестинцы считали осла домашним животным. Иисус на страдания шёл добровольно, а потому кротко въехал не на лошади, как завоеватель, а на осле. И ослик — это символ мирного прихода.
“Этот сюжет возможно изображает сцену исцеления. ФФото Константина Шорина
Третий, сохранившийся на стене храма сюжет, совсем неявен и, скорее всего, изображает сцену, где Христос исцеляет больных. Одна из известных картин на тему у Рембрандта с одноимённым названием. На гравюре более сорока персонажей, работа признана едва ли не лучшей у автора.
Ещё одно изображение Христа мы видим напротив алтарной части на одной из стен четверика. Этот библейский сюжет не иначе как Преображение Господне — евангельское событие, которое произошло с Иисусом и его учениками Иоанном, Петром и Иаковом. За шесть дней до него состоялась беседа Спасителя со своими апостолами. Он рассказал им о том, что в скором времени он будет убит, но через три дня после своей погибели воскреснет. Заметив, что некоторые из его учеников огорчились из-за этих слов, Христос решил показать им всё своё величие и божественность. Сын Божий предложил апостолам подняться в гору Фавор для молитвы. Во время моления произошло чудо, а именно — Христово преображение. Лицо Спасителя сияло, как солнце, а одежда его стала белой, как свет. При этом событии произошло и явление ветхозаветных пророков Моисея и Илии, которые молвили с Иисусом о его исходе.
” Преображение Господне. Фото Константина Шорина
На стенах храма мы также видим ещё четырёх святых. Один из них со скрещенными на груди руками, двое других держат в руках по свитку, последний книгу, стоя при этом одной ногой на мече.
Храм, хоть и заброшен, но прихожане не обходят его вниманием. Видно, что неравнодушные наводят какой-никакой порядок, приходят поразмыслить сюда о тягости и бренности бытия.
Казанская церковь – уникальная: многолепестковый центрический храм, шестнадцатилепестковый план и объемная композиция Фото: Константин Шорин
Спасибо за исправление.