Святая Иулиания Лазоревская и Муромская

 «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом», – призывал апостол Петр.   

Этим словам следовало немало женщин и среди них – праведная Иулиания Лазаревская. Родилась Иулиания в 30-х годах XVI столетия в Москве, в семье благочестивых дворян Иустина и Стефаниды Недюревых. Родители ее отличались сострадательностью к бедным и благочестием. В шесть лет Иулиания потеряла мать. Ее взяла к себе в Муром на воспитание бабушка Анастасия Лукина и воспитывала шесть лет, до своей кончины. С ранних лет отличалась девочка послушанием, смирением и молчанием, стремилась к молитве и посту. Умирая, бабушка просила тетку Иулиании взять к себе племянницу на воспитание.

 «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом», – призывал апостол Петр.   

Этим словам следовало немало женщин и среди них – праведная Иулиания Лазаревская. Родилась Иулиания в 30-х годах XVI столетия в Москве, в семье благочестивых дворян Иустина и Стефаниды Недюревых. Родители ее отличались сострадательностью к бедным и благочестием. В шесть лет Иулиания потеряла мать. Ее взяла к себе в Муром на воспитание бабушка Анастасия Лукина и воспитывала шесть лет, до своей кончины. С ранних лет отличалась девочка послушанием, смирением и молчанием, стремилась к молитве и посту. Умирая, бабушка просила тетку Иулиании взять к себе племянницу на воспитание.

      Нелегкой была жизнь юной Иулиании в доме родственников. У тетки праведной Иулиании, Натальи Араповой, было девятеро своих детей. И хотя Иулиания была послушна, тетка часто выговаривала ей за строгость жизни, а двоюродные сестры смеялись над ней: «О, безумная, зачем в молодости плоть свою изнуряешь и красоту девственную губишь?» Ее почти насильно заставляли с утра есть и пить. Она же старалась молча отойти от них, была кротка, от смеха и всякой игры удалялась и, как бы сверстницы ни приглашали ее петь и играть, не соглашалась. За рукоделием Иулиания часто просиживала целые ночи: обшивала вдов и сирот. Скоро молва о ее человеколюбии  быстро разнеслась по окрестным селениям.

      Ближайшая церковь от их усадьбы находилась в двух верстах, потому в девичестве Иулиании ни разу не довелось побывать в ней. Не имея духовных наставников, она еще в юности соблюдала все заповеди Господни. Благочестивая жизнь девицы привлекла внимание владельца села Лазаревского, что недалеко от Мурома, Георгия Осорьина, который вскоре и женился на 16-летней Иулиании. Венчались они в церкви праведного Лазаря. Венчавший их священник Потапий, позже ставший архимандритом, наставил новобрачных , как жить мужу с женой в молитве, посте и делах милосердия, как насаждать добродетель между домочадцами. Слова священника глубоко запали в душу юной Иулиании, и она свято следовала им всю свою жизнь. Поселилась Иулиания в доме свекра и свекрови. Они полюбили кроткую и приветливую невестку и, увидев ее благоразумие, поручили ей вести домашнее хозяйство.

      Хлопоты по дому не прервали духовных подвигов праведницы. С детства Иулиания имела обычай долго молиться и класть до сотни земных поклонов, а потом только отходить ко сну. Приучала она к тому и своего мужа. Чистая сердцем Иулиания сокрушалась, что не выпало на ее долю стать монахиней. Она кормила и обшивала сирот, вдов, больных, погребала бездомных. И все это делалось ею втайне. Знала об этом только одна маленькая служанка, с которой она посылала милостыню. Но и живя в браке, Иулиания часто проводила жизнь иноческую. Когда Георгия Осорьина вызывали на царскую службу на два-три года, оставшись одна и получив свободу к подвигам, праведница проводила все ночи без сна в молитвах. А однажды ночью во время молитвы бесы наслали на нее сильный страх, и она, испугавшись, легла в постель и крепко заснула. Но и во сне увидела она пришедшие к ней полчища вооруженных бесов, намеревавшихся ее убить. Бесы твердили ей: «Если ты не оставишь своего дела – убьем!» И тогда стала праведница усердно молиться. И явился ей святитель Николай и разогнал бесов. Чудотворец поднял десницу и благословил ее, говоря: «Дочь моя, мужайся и крепись и не бойся бесовского нападения». Она проснулась и увидела святого наяву, похожего на огненное явление, выходящего из комнаты, быстро встала и пошла за ним. Но Святитель вдруг исчез, хотя сени были заперты. Обрадовалась Иулиания такой вести и стала еще прилежнее творить добро.

      У Иулиании родилось десять сыновей и три дочери. Четыре сына и две дочери умерли в младенчестве. Когда же были убиты два уже взрослых сына, она хотела оставить дом и уйти в монастырь, но супруг убедил ее не оставлять детей. Юрий Осорьин, человек грамотный и весьма благочестивый, обратил её внимание на слова подвижника VI века преподобного Космы-отшельника: «Не спасут нас ризы монашеские и не погубят ризы белые, если творим Богу угодное. Если кто уходит в монастырь, не желая заботиться о  детях, — не любви Божией ищет, а покоя». Убежденная справедливостью этих слов, Иулиания согласилась остаться в семье. Но теперь она взяла на себя и подвиги особые: живя с мужем как брат с сестрой, она по понедельникам и средам вкушала один раз, по пятницам совсем не принимала пищи, стала спать на дровах, почти всю ночь проводила в молитве, днем, вернувшись из храма, до поздней ночи занималась домашними делами.

      Через 10 лет умер её муж. Иулиания прожила во вдовстве девять лет. В начале XVII века в царствование Бориса Годунова (1598 — 1605) разразилось на Руси страшное бедствие – великий голод. В это страшное время Иулиания продала скот и все свое движимое имущество и кормила хлебом, купленным по дорогой цене, не только свою челядь, но и всех, просивших у нее милостыню. Вскоре Иулиания вынуждена была переселиться в нижегородские пределы, в село Вочнево. По ее указанию слуги собирали траву-лебеду и кору с дерева вяза и готовили из них хлеб. Тем хлебом и сама питалась, и детей, и слуг кормила. Тем же хлебом питала Иулиания приходивших к ней нищих. Соседи спрашивали их: «Что к Иулиании в дом ходите? Она и сама с голоду умирает…» А нищие отвечали: «Много сел мы обходим и чистые хлеба собираем, а так в сладость не наедались, как сладок хлеб у этой доброй вдовы». Испытывая два года тяжелую нужду, Иулиания не возроптала, не пала духом, но была благодушна и радостна, как всегда. Огорчало ее лишь то, что поблизости не было храма.

      26 декабря 1603 года милостивая Иулиания заболела. Днем она лежала в постели, непрестанно творя молитву, а ночью сама вставала и молилась, никем не поддерживаемая.

На рассвете 2 января 1604 года позвала праведная Иулиания своего духовного отца священника Афанасиячобы причаститься. Она позвала детей, слуг и всех крестьян своего села, наставляя их в любви и делах милосердия. Затем простилась со всеми, легла, трижды перекрестилась, обвила четки вокруг руки и произнесла: «Слава Богу за все. В руки Твои, Господи, предаю дух мой. Аминь». И скончалась. И в час разлучения души ее от тела видели все на голове ее золотой венец и белое покрывало. А ночью видели все горящие свечи, и дом весь наполнился благоуханием. Скончалась праведная Иулиания в Нижегородской вотчине, а ночью явилась она одной своей служанке и приказала везти ее в пределы Муромские и похоронить около церкви святого праведного Лазаря рядом со своим мужем Георгием. Здесь же впоследствии была погребена и ее дочь, схимонахиня Феодосия.

      В 1614 году, когда рыли могилу для сына праведной Иулиании, Георгия, обрели святые мощи праведницы нетленными. Они источали благовонное миро, от которого многие получили исцеление. На поклонение праведной Иулиании приходили богомольцы из Мурома и окрестных селений и приносили больных детей. В 1899 году почитатели праведницы устроили новую кипарисовую гробницу, обложенную позолоченной и посеребренной медью. А в начале XVIII века у деревни Делево Владимирской епархии явилась чудотворная икона праведной Иулиании, и на месте ее явления образовался святой колодец. Над колодцем построили часовню, названную её именем. После 1917 года часовня была разрушена, а икона праведной Иулиании Лазаревской находилась в церкви села Мусково. Перед разрушением храма в конце 30-х годов икона чудесным образом «ушла» из храма в село Лазаревское. Праведная Иулиания и поныне благодатными молитвами своими подает каждому по нуждам его. Особую же благодать имеет святая помогать страждущим детям, особенно младенцам.

     

      По материалам сайта Рязанской епархии

 

Статистика

Все права защищены; 2024 Храмы Рязанщины