Свято-Иоанно-Богословский мужской монастырь

Наместник – епископ Шацкий ИОСИФ (МАКЕДОНОВ)
Адрес: 391132 с. Пощупово, Рыбновского района

Монастырь издревле прославился своей чудотворной иконой святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и Святым источником.

Наместник – епископ Шацкий ИОСИФ (МАКЕДОНОВ)
Адрес: 391132 с. Пощупово, Рыбновского района

Богословский общежительный мужской монастырь 3-го класса находится в 25 верстах от Рязани, близ села Окаемова. Время построения монастыря неизвестно, но там где летописи хранят глубокое молчание, обширное поле открывается для народной фантазии, которая основание монастыря относит к глубокой древности и наполняет историю его разными легендарными событиями, которыя впрочем лет четыреста спустя попадают в письменные памятники и выдаются за несомненые факты.

Но не подлежит сомнению только то, что Богословский монастырь если существовал ранее, то до половины XVII столетия находился на другом месте. В выписи с писцовых книг 1553 года монастырь значится “в кологороди на украйне, а в нем церковь деревянна Иван Богослов”; в писцовых книгах 1628 и 1629 годов монастырь показан ” в пониском стану на реке Прости”, где он и ныне находится, а то место, где прежде находился монастырь, в описной книге 1673 года называется “старым монастырем”, а позднее “старым Богословом”. Судя по народному преданию доселе сохранившемуся в устах народа до XVII столетия Богословский монастырь находился в Михайловском уезде, между селами Плахиным и Высоким, вследствие чего вся восточная часть Михайловскаго уезда, по левую сторону реки Прони, с 25 селами, принадлежавшими прежде к числу вотчин монастыря, носит и доселе название Богословщины. По замечанию Тихомирова, разделяемому и Барановичем в его описании Рязанской губернии, Батыю, шедшему из Рязани в Коломну, совершенно было не по дороге заходить в то место, где ныне находится Богословский монастырь, тогда как чрез Михайловский уезд Батыю лежала прямая дорога. Калайдович в письмах своих к А. Ф. Малиновскому приводит веские доказательства на то, что самое основание Богословскаго монастыря случилось только два столетия спустя после нашествия Батыя. Но перенесение монастыря на настоящее (третье) место, в нем первоначально XVII столетии устроен был деревянный храм в честь Иоанна Богослова, в котором в XVII столетии по ветхости храма служба не совершалась, но вместо которого в том же столетии воздвигнут был каменный храм в то же наименование, существующий, хотя в измененном виде, и доселе. Успенский храм, построенный также в XVII столетии, в 1869 году за ветхостью был разобран.

До 1764 года в вотчинах Богословаго монастыря считалось 400 дворов, в коих было 3794 душ мужскаго пола. По указу Св. Синода от 22 марта 1865 года в нем введено общежитие. В настоящее время за монастырем состоит 100 десятин пахотной и 80 луговой земли, неприкосновеннаго капиталу в билетах 21.093 рубля, не окладных доходов в течении 1883 года поступило 6817 рублей 26 копеек, как гласят оффициальные монастырские очеты, братии находится 80 человек. При монастыре устроена сельская школа и богадельня.
Из священных предметов древности, находящихся в сем монастыре, особеннаго заслуживает внимания храмовая икона св. Ап. и ев. Иоанна Богослова, к которой Батый, устрашенный явлением апостола, по словам грамоты патр. Адриана, “приложил герб и печать свою златую”. В 1652 году эта печать снята с иконы Иоанна Богослова, находившейся в половине XVII столетия в Рязанском Успенском соборе, употреблена на напозлащение водосвятной чаши архиепископом Мисаилом.

В 1837 году, настоятелем в Иоанно-Богословский монастырь был назначен строитель Раненбургской Петропавловской пустыни иеромонах Иннокентий, с производством его в сан игумена (1837-1853 г.г.). Епархиальное начальство предписало ему принять должные меры к поддержанию обители от совершенного упадка и разрушения. Игумен начал сбор пожертвований, но собрано было немного. На эти деньги в трапезной при Успенской церкви были устроены два придела с “малым украшением” резьбой и позолотой, устроена небольшая гостиница из четырех комнат для приезжающих в монастырь богомольцев, исправлен монастырский скотный двор, к настоятельскому корпусу пристроено крыльцо.
Все остальное оставалось в прежнем состоянии. Богомольцев в обители было мало, даже в Рязани немногие знали об этом монастыре. Малочисленная братия жила в полуразвалившихся келиях, в двухэтажном братском корпусе, в котором первый этаж был каменный, а второй деревянный – весь гнилой с истлевшей тесовой крышей. Внутренняя площадь монастыря покрывалась в летнее время густою травой, которой накашивали каждый год несколько копен. Одна только узкая тропа от братских келий к церкви показывала, что здесь еще есть живые люди. В таком виде монастырь застал 1860 год.

В конце 1859 г. недалеко от монастыря, в селе Медведево, купил себе дачу почетный потомственный гражданин, московский купец первой гильдии (впоследствии – статский советник) Давид Иванович Хлудов. При приезде своем туда из Москвы летом следующего, 1860 года, он в первый же праздник был в монастыре за литургией. Состояние обители поразило Давида Ивановича: таких бедных монастырей еще не приходилось ему видеть. Иоанно-Богословский собор со своим запустелым верхним храмом и ветхим нижним, первым обратил на себя внимание. Давид Иванович Хлудов на свои средства реконструировал собор, сделав его одноэтажным. В соборе устанавливается новый иконостас, иконы для которого были написаны известным рязанским художником Николаем Васильевичем Шумовым. Храм был освящен во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова 5 октября 1862 г. архиепископом Смарагдом (Крыжановским).

В конце 1864 г. настоятель Богословского монастыря архимандрит Феодосий (1859 – 1864 г.г.), по преклонности лет и слабости зрения, удалился на покой по прошению, а на его место, на настоятельскую должность, назначены были три кандидатуры. Среди них был казначей и духовник рязанского архиерейского дома иеромонах Виталий. Д.И. Хлудов неоднократно слышал от рязанского купца Н.Г. Соколова и других, добрые отзывы об отце Виталии. Зная хорошо бедственное положение Иоанно- Богословского монастыря он желал, чтобы настоятелем туда был определен человек деятельный и энергичный, который мог бы поднять обитель из развалин и привести ее в благолепный вид. Давид Иванович подал архиепископу Иринарху (Попову) прошение об определении в настоятели Богословского монастыря иеромонаха Виталия. Здесь же Д.И. Хлудов предлагал монастырь из штатного преобразовать в общежительный, обещая при этом, в случае удовлетворения его прошения, отдать обители свою дачу с усадьбой и прилегающими к ней лесом и лугом, а также выстроить за монастырской оградой каменную гостиницу.

22 марта 1865 г. Святейший Синод утвердил иеромонаха Виталия настоятелем Свято-Иоанно-Богословского монастыря с обращением монастыря в общежительный. В течение последующих 15 лет облик обители совершенно преобразился. Изменился сам порядок жизни монастыря. Общежитие в нем было введено по уставу Коневского монастыря с очень строгими, жесткими правилами. Прежде инокам выдавалась треть доходов из монастырской кружки, которой они могли распоряжаться по своей воле. Теперь же они должны были все получать от монастырского священноначалия, ничего при этом, не считая своим. Бескорыстный труд, послушание и молитва – вот путь, по которому должна была идти вся братия.

Много трудов пришлось положить отцу Виталию (с 19 сентября 1863 г. – игумен; с 21 мая 1870 г. – архимандрит), много скорбей понести. Но его смирение и любовь перебороли все. Несмотря на строгие правила, обитель в конце XIX века имела уже более ста человек братии.
В ней вводится благолепный, более продолжительный чин богослужения, а впоследствии – и замечательное вечернее правило с поклонами, приучающее постепенно насельников к умной Иисусовой молитве, существенно-важной части монашеского подвига. Строгость монастырской жизни и бесчисленные чудеса, явленные от иконы св. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова и на святом источнике, расположенном вблизи монастыря, привлекали в обитель многочисленных паломников со всех концов России. Милостью Божией, трудами отца Виталия росло число жертвователей. Но главным из них оставался Давид Иванович Хлудов.

В 1868 году по ветхости был разобран старый Успенский храм, (впоследствии на этом месте была устроена памятная часовня). В этом же году, на средства Д.И. Хлудова, начато, а через два года окончено, строительство нового Успенского храма, расположенного несколько восточнее прежнего. Храм был освящен 23 и 30 августа 1870 г. архиепископом Алексием (Ржаницыным). Фасад храма сделан в древнем византийском стиле и имеет вид четырехгранного креста с четырьмя парапетами в верхней части стен. Успенский храм (в отличие от Иоанно-Богословского собора, остававшегося летним) был сделан теплым, зимним, с двумя духовыми печами, устроенными под полом. Сам пол был из подольского мрамора. Такими же, были устроены и паперть с лестницей ведущей в храм. В него входили через наружные железные двери, весившие вместе с рамкою и железною аркою над ними более 100 пудов. На храме была одна глава с медным вызолоченным крестом. Еще один такой же небольшой крест был устроен над папертью. Внутри храма четыре столпа, на которые опираются арки и стрельчатые своды. Храм был трехпрестольный. Центральный, главный престол – во имя Успения Пресвятой Богородицы; правый – в честь Тихвинской иконы Божией Матери и преп. Давида Селунского (имя ангела Давида Ивановича Хлудова); левый – в честь святителя Николая Чудотворца. В храме были установлены новые резные позолоченные иконостасы. На средний престол из старого Успенского собора была перенесена цельная доска, сделанная, по преданию, из дуба, на котором когда-то явилась икона святого Иоанна Богослова. По сравнению с прежними размерами она была несколько уменьшена.

В 1873 году храм был расписан московскими художниками. В алтаре над престолом было изображено коронование Божией Матери, на горнем месте – Тайная вечеря, Боголюбская икона Божией Матери и Архангел Михаил. В правом приделе над престолом – Господь Благословляющий, на горнем месте – сошествие Святого Духа, в левом приделе – над престолом – Господь вседержитель, взятие на небо Божией Матери. В церкви по всему своду – Символ веры, по бокам вверху – страсти Христовы, внизу по бокам – изображения на сюжеты Евангельских притч, а также – различные святые, особенно Киево-Печерские. Над западной дверью изображен кающийся перед всем народом в храме разбойник.

В Успенском храме находился в зимнее время чудотворный образ святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, на обеих сторонах которого, стараниями Давида Ивановича Хлудова были устроены в 1864 г. серебряно-вызолоченные ризы чеканной работы, с разными эмалевыми украшениями весом 20 фунтов 30 золотников каждая. Икона эта помещалась за правым средним клиросом в богатом, мозаической работе, киоте, сделанном егорьевским купцом Хреновым с рисунка архитектора Скоромашко по заказу Давида Ивановича. Этот киот был искусно составлен из разных пород, отполирован и мог полностью разбираться. По углам его, находились четыре колонны с изображениями Спасителя, Божией Матери и разных святых, также составленные из нескольких пород дерева. Кругом киота, стараниями того же Давида Ивановича Хлудова была устроена медная литая решетка. В летнее время чудотворный образ находился в холодном Богословском храме в обыкновенном киоте, за правым клиросом к южной стене. Когда икону носили по домам, на ее место ставилась копия. Особое внимание в Успенском храме обращало на себя большое, живописной работы распятие Господа нашего Иисуса Христа с предстоящими, размещенное на тумбе. Венцы как на Спасителе, так и на Божией Матери и Иоанне Богослове были сребро-позлащенные; крест с тумбою в высоту более 5 аршин.

В 1868 – 1878 г.г. строится новый трехэтажный братский корпус на 45 келий. В нем оборудуются сапожная, швейная мастерские, где обученные ремеслу иноки шили одежду и обувь для братии, хлебопекарня, квасоварня, рухлядная. Для входа в корпус были сделаны два парадных крыльца. Снаружи здание было обелено известью.

В 1875 году к внешней стороне южной стены монастыря был пристроен большой двухэтажный корпус, до наших дней не сохранившийся. На втором его этаже была устроена братская трапезная и 6 келий для трапезников; внизу – братская кухня, столовая для рабочих и странноприимный дом для паломников. За короткий срок были также построены новый каменный ледник, каменная баня и трехэтажная житница с подвалом. В 1866 году был выкопан глубокий колодец со специальным подъемным устройством (ранее воду приходилось возить на лошадях в бочках снизу из-под холма).

В 1868 году московскими художниками расписывается Иоанно-Богословский собор. В алтаре на своде помещено изображение Святой Троицы, на восточной стене – моление Спасителя о Чаше и жены мироносицы; в церкви наверху – Господь Саваоф, Сын Божий и ангелы; на стенах – лики трех Вселенских Святителей и святого Николая Чудотворца; далее в трапезе на сводах – Святой Дух; по стенам – четыре изображения из жизни святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, а на всей западной стене – Страшный Суд.

Каменная ограда с четырьмя башнями, существовавшая вокруг монастыря, была частью перестроена, частью поправлена и покрыта вновь железом. На двухэтажных башнях были устроены шпили из белого железа, а на них, вместо флюгеров, живописные по железу изображения ангелов. В юго-восточной башне неусыпаемо читалась Псалтирь, в других размещались слесарня, кузница и кладовая. Во всех башнях также размещались жилые келии.
В 1867 году была подновлена роспись Святых ворот, а часть изображений написана вновь. С одной стороны ворот был изображен Апокалипсис, а с другой – сотворение мира; над вратами – икона Успения Пресвятой Богородицы, на стенах – разные святые. Деревянные створчатые двери Святых ворот были обиты с наружней стороны листовым железом. На них было изображено чудо святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова над Батыем.
Был вновь отделан настоятельский корпус, на первом этаже которого теперь помещалась просфорная. В старой колокольне разместили ризницу, а на ее шатровом верху были помещены часы с боем, выписанные Давидом Ивановичем Хлудовым из Англии.

На святом источнике, расположенном вблизи монастыря и издавна известного своими целебными свойствами была в 1874 году построена пятиглавая каменная часовня. В нее был перенесен один из предельных иконостасов старого Успенского храма. Посреди часовни был устроен каменный водоем, за часовней – две деревянные купальни – мужская и женская.
В 1867 году построено училище для крестьянских детей села Пощупово. Монашествующие обители ежегодно обучали в нем более 70 мальчиков. Все необходимые учебные принадлежности также предоставлялись за счет монастыря.

Вне монастырской стены, к юго-востоку, напротив въездных ворот в том же 1867 году был построен большой двухэтажный каменный гостиный двор для богомольцев на 16 номеров. В 1871 году рядом строится еще одна гостиница – деревянная, летняя – на 17 номеров, до наших дней не сохранившаяся.

Большое монастырское хозяйство включало в себя: кирпичный завод, хутор близ деревни Раменки в 8 верстах от обители, при нем 140 дес. земли, пожертвованной Д.И. Хлудовым, мукомольную мельницу в 50 верстах от монастыря в с. Высоком Михайловского уезда, фруктовые сады (до 2000 деревьев), пасеку на 125 ульев, участки пахотной, луговой земли и леса в разных местах, озеро за р. Окой, скотный двор , пруд-садок, где помещалась пойманная рыба.

Уже после смерти Давида Ивановича Хлудова, но на его средства, в 1901 году по проекту рязанского архитектора И.С. Цеханского строится 80-метровая колокольня, самый большой колокол на которой весил 545 пудов. В колокольне размещалась большая библиотека, в которой хранились старинные книги XVII-XVIII веков.

С 1892 года на Борисоглебской улице в Рязани монастырь имел свое подворье, состоящее из деревянного дома, пожертвованного мещанином Александром Михайловичем Москалевым.

Текст статьи с сайта www.gorod.ryazan.ru

Статистика

Все права защищены; 2024 Храмы Рязанщины