Из Касимовского района Рязанской области пришла грустная весть – сгорела деревянная Покровская церковь в селе Лався. Заброшенный, руинированный, не раз перестроенный, этот храм, согласно историческим известиям, восходил к началу XVII века. Он погиб почти не изученным в ночь на 12 октября 2018 года. Сгорел полностью, дотла, не дождавшись ни инвесторов, ни антикризисных государственных мер по части деревянного зодчества.
Примечательно, что в 2010 году к селу Лався вплотную подошел бушевавший в то лето лесной пожар Рязанской Мещеры, но храм и большую часть села удалось отбить.
В апреле 2011 года Покровска церковь в Лавсе решением рязанских властей была включена в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Восемь лет спустя огонь ее таки уничтожил. По предварительным данным, это был сознательный поджог.
В сентябре 2018 года благотворительный фонд «Белый ирис» организовал обследование Покровской церкви профессиональными реставраторами; были сделаны обмеры и фотофиксация, на очереди была разработка проекта консервации и противоаварийных работ. Не успели…
Предлагаем вниманию читателей заметки реставратора Александры Антиповой, обследовавшей храм в Лявсе незадолго до его гибели:
«Два года назад в результате сотрудничества с Касимовской епархией был открыт большой пласт деревянного зодчества данного региона, выраженный преимущественно в культовой архитектуре, относящейся к периоду как XIX, так и ХVIII веков. Среди прочих храмов особо отмечался самой епархией Покровский храм в селе Лався, так как в статистическом описании Владимирской епархии датой основания этого деревянного храма числилось начало XVII века. Стояла она в тот период в селе Щербаково, откуда в 1777 году помещиком Зыбиным была перенесена в село Лався. Два месяца назад благотворительным фондом «Белый ирис» в рамках грантового проекта были организованы работы по исследованию объекта и выпуску комплекта противоаварийной документации.
Итак, в середине сентября мы приехали в Лавсю, в очередной раз по-человечески удивились, как наши святыни еще стоят (состояние объекта было поистине критичное). Отсняли храм, взяли контрольные размеры, определили ряд интересных особенностей: как минимум две серьезные переделки, связанные с полной переборкой (по всей вероятности, первая – при перевозке, и вторая – при поновлениях и переоборудовании в XIX веке). Среди частично обрушенных конструкций четверика успели выявить остатки холста с масляными росписями – свидетельство того, что храм был первоначально холодный, обитый холстом под роспись (стандартное решение для деревянных храмов Рязанской области XVIII и XIX веков), впоследствии, при устройстве в трапезной печей для отопления, утепленный сплошным оштукатуриванием по дранке. И уехали… С полным пониманием, что вернемся уже для введения противоаварийных конструкций. После чего сможем наконец-то изучить четверик, самый ранний объем памятника, представляющий бесспорный научный интерес, несущий в себе следы ранее не изучавшегося плотницкого мастерства Рязанского края, на самом раннем (выявленном) объекте…
Мы не успели.
Недавно реставратор И.Н. Шургин поднял в докладе на конференции в Кижах очень важный вопрос: страшно уже даже не то, что мы с такой скоростью теряем наши памятники, а то, что мы даже не успеваем «снимать»/«считывать» с них информацию. Мы не можем не только сохранить для потомков объекты, но даже передать им свои знания. Потому что эти знания мы не успели приобрести сами. Объекты уходят навсегда. И сколько уже ушло, и сколько всего мы не узнаем о своей культуре никогда.
Весной 2018 года в Касимовском районе сгорел другой деревянный храм, который не дождался специалистов и архивной фиксации – Покровский храм (старый Преображенский) в селе Спас-Клепики, датированный предварительно 1860-м годом и включенный в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Сейчас в регионе выявлено 16 объектов деревянной храмовой архитектуры. Три памятника утрачено за последние два года, из них в том числе храм Покрова Пресвятой Богородицы, датированный церковными описями 1693 годом.
И ведь никто не побежит, громко восклицая, что сейчас мы восстановим святыню и возродим деревянное храмовое зодчество Рязанской области. А ведь в данном случае это было бы по-настоящему полезно…»
Из предварительного рапорта протоиерея Серафима Правдолюбова, октябрь 2018 года:
«Сгорели оставшиеся руины древнего Покровского храма дер. Лався. У жителей осталось не подтвержденное фактами убеждение о том, что это был организованный поджог. Причина такого восприятия – заметили огромное пламя огня, почти мгновенно охватившее со всех сторон по окружности всю купольную часть здания. Пожарные приехали как всегда быстро, а приехав, увидели, что конструкция уже догорает. Обливали только все вокруг водой, чтобы пламя не повредило новый маленький храм, расположенный в 30–50 метрах от бывшего догоравшего храма».
Из репортажа «Российской газеты», : сентябрь 2018 года.
«У храма Покрова в деревне Лався под Касимовом давно нет ни колокольни, ни купола, ни даже просто крыши. Староста прихода Анна Степановна о временах, когда храм был целым, рассказывает, стоя среди серых потемневших от дождей и времени деревянных стен с осыпавшейся штукатуркой.
– Вот тут стояла печка, тут певчие, тут “Илья Пророк” висел в ризе, – показывает Анна Степановна. – А “Боголюбивую” мужики выносили 1 июля, ходили по деревне, и в тот день у нас никто не работал.
От утвари храма осталось лишь два креста – стальной с иконостаса и деревянный со вставками, очень похожий на тот, тяжеленный, что я когда-то носил на крестном ходе. Оба стоят в готовящемся к освящению неподалеку от остова старой церкви новом храме – для него нашлись и стройматериалы, и рабочая сила, и руководящая воля. Людям нужен храм, и сложить его из бревен, конечно, быстрее и дешевле, чем поднимать развалину XVIII века».
Досье.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы была перевезена в Лавсю в 1777 г. помещиком Зыбиным из села Щербаково. Самое раннее упоминание в патриарших Окладных книгах – «Церковь Покровъ Пресвятые Богородицы в Гусской волости на лесу» – относит постройку храма к началу XVII в.
«Церковь деревянная, сохранилась без существенных изменений и до настоящего времени; престолов в ней три: главный во имя Покрова Прес. Богородицы, в трапезе: во имя Архистратига Михаила и св. безсребренников Косьмы и Дамиана. Утварью, ризницей и Св. иконами не богата. Из Св. икон особенно чтима прихожанами икона св. пророка Илии, украшенная серебро-позлащенной ризой; икона эта почитается «явленной»; явилась она, по преданию, в глухой лесистой местности в 8-х верстах от села Веркуц и затем поступила в Лавсинскую церковь. На месте явления иконы существует деревянная часовня, в которую 20-го июля бывает крестный ход…» (из местных церковных ведомостей конца XIX в.).
Церковь была деревянная, на кирпичном цоколе, облицованном белым камнем. Срублена из лафета (протесанного с двух сторон кругляка), бревна, выявленные в обрушенных конструкциях четверика, в диаметре достигали 40-45 см. На момент осмотра реставраторами в сентябре 2018 г. представляла собой четверик, завершающийся восьмериком под купол (завершение обрушено), с двумя прирубленными поздними крыльцами. Алтарный объем пятигранный, перекрытый куполом, изнутри был подшит восьмигранным ложносводчатым потолком. Трапезная прирубалась к храму с заметным расширением и соединяла весь объем с колокольней. Из трапезной в четверик при последней перестройке был устроен широкий портал, обрамлявшийся круглыми колоннами (имитация на каркасе, несущая внутри жимные конструкции). Колокольня обрушилась в ХХ веке – по местному преданию, в результате подрубания ее угла местным жителем, добывавшим так материал для растопки печи. Остатки колокольни и трапезной были разобраны на дрова.
Недавно рядом с аварийным Покровским храмом была поставлена новая небольшая церковь из бруса, в которой проводились службы. На территории сохранились остатки кирпичной ограды с белокаменными резными элементами.
Фото предоставлены Александрой Антиповой