Церковная старина села Малинок (Мих. у.)

Несколько лет тому назад мною предложено было воспитанникам Рязанской Семинарии собрать в сообщить в Комиссию — сведения об оставшейся в их местных сельских храмах старине. Несколько учеников охотно отозвались на призыв и дали простые безыскусственные описания, которые могут служить интересным материалом для церковно-бытовой истории Рязанской enapхии. Поэтому печатание выдержек из таких сообщений – не безполезно. К числу таких ученических сообщений относится и настоящая „Заметка” о старине в с. Малинки.
Ст. Яхонтов.

 

Труды Рязанской архивной комиссии, 1907 г. т XXII, вып.1. Под редакцией С.Д. Яхонтова
Труды Рязанской архивной комиссии, 1907 г. т XXII, вып.1. Под редакцией С.Д. Яхонтова
Из достопримечательностей церкви села Малинок можно указать на резное изображение Спасителя, распятого на кресте, и предстоящих: Божий Матери, Иoaннa Богослова и Mapии Магдалины, стоящей на коленях и лобзающей ноги Распятого Христа.
Самое Распятие сделано из заграничного дерева, при чем крест размером в вышину 51/2 арш. в широту 5 1/4 верш. и, толщину 2 верш., а Спаситель распятый 2 аршина 13 верш. Размеры же предстоящих соответственно распятию.
Когда и откуда эти иконы появились в церкови — точных указаний нет. Но существует в приходе предание(передавал Алексей Трифонов Кульков и Сергей Кулешов (крестьяне с. Малинок).): по одному преданию иконы первоначально находились в Италии, а по другому в Голландии, и были достоянием одного римского гражданина (одного немца). У него они долгое время находились в пруде и служили помостом, на котором моют белье; за тем были поставлены как украшение в конюшню к лошадям.
По преданию некто из владельцев с. Малинок (Егужинский, Мельгунов ??), у которого в зависимости было с. Малинки (и у которого по преданию были имения в других губерниях — Московской, Петербургской и Тульской) случайно был в Италии, и узнав о поругании икон, решился во чтобы то ни стало прибрессти их в церковь своего имения. Предлагал итальянцу в вознаграждение все, что он ни пожелает, но тот долго не соглашался продать их и наконец, чтобы отказаться, предложил покупателю самые не выполнимые условия — уступить их за столько пудов золота, сколько окажется весу во всехъ четырех иконах; как не невыполномо было это условие, но владелец с. Малинок будучи религиозным и в надежде на помощь Божью решился и на это. Тогда положили иконы на весы и в них оказалось столько весу, сколько в трех золотых монетах.
Относительно переправы икон существуют различные предания, по одним их Мельгунов вез водою в Петербург, по другим в Москву, частью водою, частью сухопутьем, и случайно завез в с. Малинки чрез Тульскую губернию, и на время поставил в церковь. Когда иконы везли в Малинки, то многие ругались над этими святынями, и хулители тотчас же поражались различными болезнями и все наказанные тогда только получали исцеление, когда являлись в Малинки на поклонение оскорбленным ими иконам. По прошествии времени, по распоряжению владельца, иконы назначено вести из Малинок в его подмосковное имение; вынесли иконы из церкви и уложили как следует. Тронули лошадей, но лошади оказались не в силах вести этих святынь; — к ним присоединили других лошадей — тоже оказалось без пользы и сколько лошадей ни поставляли — все напрасно, наконец на помощь лошадям присоединился во множестве народ и тоже безуспешно: экипаж оставался не движим. Тут все признали, что иконанм никуда не угодно идти из Малинок; поэтому решились снова внести их в церковь, что и исполнили без труда; доложили барину о всем и он охотно поверил и согласился оставить в Архангельской церкви села Малинок.
Как давно существуют в Малинках эти иконы — предание не определяет этого времени. Только один крестьянин Петр Варфоломеев Крантов, ныне умерший, говорил, что его дед переносил эти иконы из старой церкви в новую, существующую ныне; а настоящая Архангельская церковь в с. Малинках освящена в 1787 г – в марте, как видно из хранящейся грамоты в церкви, выданной Семеоном, еп. Рязанским и Шацким. Следовательно достоверно можно сказать, что иконы существуют не менее 117 лет, если не более.
Из всех четырех икон большим изяществом отличается изображение распятаго Господа Иисуса Христа: прочие изображения не отличаются таким изяществом работы. Судя по художеству возможно допустить, что эти иконы — произведения двух мастеров, а не одного: икона Распятого Христа это произведение одного, а прочие три иконы – другого.
В настоящее время Maрия Магдалина не касается устами ног Спасителя, а уста её выше ступней на 2 вершка, это оттого, что самый крест был внизу подпилен вершка на два лет 25 тому назад. Отрезок и опилки хранятся в церковном ящике.
Находящееся в с. Малинках изображение Распятого Господа пользуется уважением не только прихожанам означенной церкви, но известно и в других селах – к востоку, северу и югу верст за 40, а к западу верст за сто и более. Много народу на поклонение кресту приходит из Тульской губернии. С запада и теперь приходят верст за 150. Ныне приурочивают поклонение к ярмаркам, а прежде ходили все лето.
Существуют-ли знамения от икон в настоящее время – трудно сказать, ибо богомольцы, отслужив молебен, тотчас же возвращаются домой и не расказывают, что их побуждает идти в Малинки, что они пришли сюда по oбещанию и что некоторые в их окрестных силах получали от сих икон исцеления.
Достоверный случай знамения от иконы Спасителя передавал предместник нынешнего священника с. Малинок о. Иоанн Тимофеевичъ Орлин (1884) своему преемнику о. К. Черкасову. „Однажды на ярмарку по своим обязанностям заявился сюда пристав Александр Петрович Злобин и объявляет о. Ианну, как своему хорошему знакомому, что по предписанию начальства он, пристав, должен удалять резные изображения из церквей, — и если кто будет препятствовать ему в этом деле, то ему предписано предпринимать решительные полицейские меры. А потому он не может пощадить и здешнего креста, хотя он и значительно поддерживает благосостояние церковное, привлекая богомольцев.
Сообщив об этом, становой, как никогда не видавший здешних икон отправился в церковь посмотреть, что это за крест, пользующийся такой славой, но вскоре возвращается опять к о. Иоанну, бледный, и с волненим заявляет: „ну, батюшка, прежде я слыхал много о вашем кресте, во ко всем рассказам относился с пренебрежением. Теперь же сознаю свою ошибку. Когда я вошёл в церковь, то на кресте увидел не резное изображение, а настоящего умирающего человека, и из под венца его струятся, живые потоки крови. А потому ни под каким видом не пойду я против ваших святынь. Пусть, кто другой удаляет их, но не я. И я согласен перенесть, что угодно от начальства за ослушание, лишь бы оставить здешний крест в покое”.
Изображение Распятого на Кресте Спасителя вырезано неизвестно из какого дерева. Из него вытекают по местам клейкии капли, они повиду подобны янтарю, появится капля и блестит, оставаясь застывшей. Здесь у князя Волконского был управляющий Петр Васильев Дамов. Он интересовался этим крестом и собирал о нем сведения.
Дамов передавал о. К. Черкасову, что лет 50 тому назад капли эти появлялись в правом боку Спасителя. Лет 50 тому назад был устроен крестовоздвиженский алтарь. С этого времени, передавал он, Дамов, капли стали появляться из левого бока Спасителя, стороны обращенной к правому алтарю(Крест стоит на лево от Воздвиж. алтаря.), а в правом их не было заметно. В 1903 году капли замечены в нескольких местах: в левом боку, в правом, на том месте, где появлялись 50 л. тому назад по словам Дамова, в углублении боковой раны, затем на правом бедре, на груди и в нескольких местах по лицу. На самом же кресте их нет. При этом замечено, что в левом боку они стали появляться в меньшем количестве. Капли по желанию больных снимались и снимаются свящ. с. Малинок, и при этом должно заметить: пока в известном месте капля не снята, другая же не появляется; а когда снимут в.скором времени появляется другая в застывшем виде.
По свид. о. Иоанна Добролюбова, в кн. его „Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии“ в Малинках значится пять дворов боярских; какие это были бояре, ниоткуда не видно. Предание же гласит, что село по крепостной зависимости переходило от одних господ к другим. Сохранились в памяти народа две фамилии: «Мельгунов» и «Егужинский».

Фамилия Мельгуновых 1) в метриках значится с 1780 г. по 1804 г. включительно; а Егужинских в этих документах нет. Отсюда можно заключить, что последние были ранее первых — Мельгуновых. Церковный же синодик вполне подтверждает этот вывод. Синодик составлен. о. Василием Семеновым(соврем. Мельгуновых) в 1792 г.
О. Василий, как видно, при заведении умерших в помяннике руководствовался хронологическим порядком 2). Так при перечне умерших он на 1-м месте ставить не свой род, а роды тех иереев и причта, которые жили до него. Так сначала идет «Родъ иерея Илии Иларионова и Алексея Кириллова и дьякона Григория Казмина», затем «род дьячка Димитрия Андреева» и уже в 3 х «род иерея Василия Семенова». По выписе же о. И. Добролюбова.
2) Синодик составлен отделами; на полях его отмечено, чей род, напр.: «род иерея Ильи Иларионова и Алексея Кириллова и дьякона Григория Казмина», “род графа Андрея Артемоновича Матвеева».

 

Волконские „Светлейшие“

Димитрий Петрович умер, по преданию, скоропостижно, сидя въ кресле; хоронили, по преданию, на Покров (по метрич. кн. 1812 года 31-го сентября умер от водянки) в церкви. По преданию, был погребена в церкви; затем по желанию супруги перевезен в село Суханово. В 1900 г. при перестилке церковных полов обнаружен у северной стены склеп, оказавшейся пустым; склеп оставлен неприкосновенным.
Екатерина Алексеевна (супруга его)
Петр Михайлович
Григорий Петрович Петр Григорьевич
Петр Петрович (служит при посольстве в Англии).

 

Синодик

Составлен иереем Василием Семеновым в 1792 году. Надо полагать списан с существовавшего ранее и составлен в хронологическом порядке, ибо па первом месте (после ,государей) записан род Илии Иларионова и т. д. , а не самого Василия Семенова.

 

Порядок такой
Благочестивейшие государи …
Род иереев Илии Иларионова и Алексея Кириллова и дьякона Григория Казмина.
Родъ дьячка Дмитрия Андреева.
Род иерея Василия Семенова.
Род графа Андрея Артемоновича Матвеева. Артемона убиенного, Евдокии, графа Андреа, графини Марфы, графа Федора; (позднейшая прибавка) Гордиа;
Род графа Сергея Павловича Егужинскаго. Графа Павла, графа Гавриила, графини Анны, графини Марии, девцы Анастасии; (с нов. стр. друг. чернил.) Андреа, Владимира, Димитрия, Mapии, Агриппины, Анастасии 3-х;
Род Алексея Петровича Мельгунова. Петра 2: Алексия 2; Ефимии, Елены, Наталии; (др. чернил.) Александра 2:Иоанна, Елизаветы 3: Cepгия, Анны 2: Николая, Екатерины 2: Княгини Наталии; Петра,
Владимира.
Род господина Михаила Иоакимовича Матюшкина. Андреа, Иоанна, Иоакима, Петра, Димитрия, Михаила, Евдокии, Григория, Афонаса, Екатерины, Димитрия, Герасима.
Род Григория Владимировича Уланова. Еленферия, Марка, Валадимера, Иоанна, Монтиа, Григория, Иакова, Петра yбиеинаго, Никандра убиеннаго, Иоанна, Василия, Марины, Maрии, Дарии, Mapии. Устинии девицы, Григориа.
Род Игнатия Матвеева. Матвеа, Игнатиа, Пимена, Феодота, Петра, Михаила, Дарии, Mapии, Ирины, Наталии.
Род Василия Терентьева Фролова – Богреева и господина Глебовского. Иеромонаха Tapaсия, иерея Михаила, Алексея, Марии, Анастасии, Василия, Терентия, Федора, Феодосии, Татьяны,Дарии, Каллиника, (друг, рук.) Акилины, Пимена.
Род Егора Семеновича капитана Шелухина. Симеона, Феодоры, Саввы, Анастасии, Евдокима, Алимпия, Петра, Иоанна, Артемия, Моисея, Александры, Симеона.
Род Тимофеа Петрова Пракудина. Тимофея, Kceнии, Михаила убиен., Иоанна, Василия, Василия, Maтфиа, Иакова, дочер. Mиxia, Bacилиа, Иоанна, Емелиана.
Труды Рязанской архивной комиссии, 1907 г. т XXII, вып.1. Под редакцией С.Д. Яхонтова. Сообщ. учен. Семин. В. Черкасов. Рязань. Типография Губернского Правления. 1908

 

Статистика

Все права защищены; 2024 Храмы Рязанщины