Святитель Гавриил, архиепископ Рязанский и Зарайский

17 апреля 1785 г – †1862 г. 7/20 апреля (На Рязанской кафедре с 1837 по 1857 год).
     Святитель Гавриил ( Георгий Иванович Городков) родился 17 апреля 1785 году в селе Городковичи Спасского уезда Рязанской губернии в семье пономаря Иоанна Яковлевича и жены его Евдокии Филипповны. С детства Георгий не отличался крепким здоровьем, часто прихварывал, но в его слабом теле обитал могучий дух, и неугасимым пламенем горела любовь христианская. Кротость и милосердие соединялось в нем с твердым характером, волей, необыкновенным трудолюбием и тонкой наблюдательностью.

17 апреля 1785 г – †1862 г. 7/20 апреля (На Рязанской кафедре с 1837 по 1857 год).
     Святитель Гавриил ( Георгий Иванович Городков) родился 17 апреля 1785 году в селе Городковичи Спасского уезда Рязанской губернии в семье пономаря Иоанна Яковлевича и жены его Евдокии Филипповны. С детства Георгий не отличался крепким здоровьем, часто прихварывал, но в его слабом теле обитал могучий дух, и неугасимым пламенем горела любовь христианская. Кротость и милосердие соединялось в нем с твердым характером, волей, необыкновенным трудолюбием и тонкой наблюдательностью.
      В 1808 году он закончил Рязанскую духовную семинарию и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. Ему суждено было обучаться при ректоре академии архимандрите Филарете (Дроздове) и инспекторе — архимандрите Филарете (Амфитеатрове), знания духовной жизни которых затронули самое сокровенное в душе юноши. В 1814 году, по окончании академии, Георгий получил степень магистра богословия и был назначен профессором на кафедру богословия в Рязанскую духовную семинарию. С детства смиренный, глубоко духовно настроенный, он жил совершенным отшельником и, не будучи монахом, проводил строгое монашеское житие.
      В 1815 году в Рязанском Спасском монастыре Георгий принял монашество с именем Гавриила, а 1 декабря того же года был возведен в сан архимандрита и назначен наместником Свято-Троицкого монастыря. Но пробыл он на этом посту недолго. В 1817 году архимандрит Гавриил возглавил Орловскую духовную семинарию, а через два года путь его лежал в Нижний Новгород: там он принял ректорство Нижегородской семинарией и был назначен настоятелем Макариевского Желтоводского монастыря.
Два года жил отец Гавриил «у преподобного Макария», возрастая духовно, и в 1821 году переведен был настоятелем Печерского Нижегородского монастыря.
      Спустя семь лет, 20 мая 1828 года в Санкт-Петербургском Казанском соборе архимандрит Гавриил был возведен в сан епископа и направлен в Калужско-Боровскую епархию, где просвещенный и деятельный, кроткий и простой архипастырь заслужил уважение верующих. В один из Великих постов он страдал изнурительной лихорадкой, и врачи были не в силах помочь ему. Однажды он задремал и во сне увидел старца, который приказал ему отслужить молебен перед иконой Владычицы «Милостивой». Проснувшись, он тотчас вызвал иеромонаха, который и отслужил его. После молебна владыка встал и прошел по комнате, а ночью спокойно уснул. На другой день дома прослушал все богослужения этого дня, а в Великий Четверг уже сам возглавил службу в соборе и совершил обряд умовения ног. Это исцеление святитель считал чудесным и относил к иконе Божией Матери «Милостивая», которой благословил его Рязанский преосвященный Феофилакт при постриге в иночество. В келье его пред образом всегда теплилась лампада. Знамение оставило глубокий след в душе святителя.
      Но всего три года пробыл святитель в Калуге. В 1831 году митрополит Московский Филарет рекомендовал его — как «испытанного в усердии и отличных способностей архипастыря» — на Могилевскую кафедру, дабы справиться с великой задачей – возвращением униатов в лоно Православной Церкви. За время пребывания святителя Гавриила на Могилевской земле Православие приняли около 60 тысяч католиков. Для жителей Могилева, а впоследствии Рязани преосвященный был «олицетворением простоты» — за это его уважали даже католики. Сама внешность святителя Гавриила: благообразное лицо с большими голубыми глазами, худощавость, тихая походка — располагала к нему. В общении с людьми он избегал укорения, ибо, как говорил сам: «Укорять — значить раздражать, а раздражать — значит уменьшать способность к принятию истины».
      С 1837 года, в течение двадцати лет, владыка Гавриил возглавлял Рязанскую епархию. 21 июля 1837 года рязанцы с радостью встречали нового владыку. Городское духовенство с крестом, хоругвями и святыми иконами, многочисленные верующие собрались на Соборной площади пред Ильинской церковью. Кафедральный протоиерей здесь же вручил ему архипастырский жезл Стефана Яворского. Сразу по приезде владыка был опечален недавно постигшим город бедствием. Проезжая по площади к собору, он видел дымящиеся развалины домов и лавок, сгоревших при пожаре, истребившем большую часть города. Архипастырь в своих проповедях укреплял дух несчастных погорельцев, ободрял словами любви и сердечного участия. Во время пожара пострадали многие городские церкви. Впоследствии именно радением владыки Гавриила они были обновлены.
      Особое внимание преосвященного привлек самый величественный храм города — Успенский кафедральный собор, к тому времени совершенно обветшавший. Еще более печальный вид представляла собой недостроенная колокольня перед ним. Владыка обратился к рязанцам с просьбой о пожертвованиях на необходимые работы, и его просьба нашла отклик в их сердцах. Уже через три года святитель торжественно освятил колокольню, а в 1857 году, на престольный праздник Успения Пресвятой Богородицы, преосвященный Гавриил совершил первую службу в благолепном соборе.
       Прибыв из Могилева в Рязань, святитель с прискорбием узнал о жалком положении Успенской церкви на своей родине — в селе Городковичи, и решил устроить там новый храм. На строительство он истратил свое жалование и даже вынужден был продать кое-что из своей одежды. Кротость, любовь к людям соединялись в нем с твердым характером, необыкновенной работоспособностью, знанием нужд духовенства. Служил владыка всегда благоговейно. На рязанской земле он построил и украсил множество храмов. За время его пребывания в Рязани было завершено строительство соборной колокольни в кремле, перекрыта крыша Успенского собора, главы которого были усеяны звездами по голубому полю и увенчаны крестами.
      С именем епископа Гавриила связано еще одно важное событие в жизни верующих — перенесение чудотворной иконы «Знамение» — Корчемной из закрытой к тому времени корчмы. Достойна упоминания история чудотворного образа Пресвятой Богородицы. Икона та находилась в божнице некой вдовы, одержимой недугом пьянства. Когда же расточила она все свои средства, принесла пресвятой образ в корчму, чтобы обменять на вино. Спустя несколько дней, раскаявшись в своем поступке, она поспешила отдать корчемнику деньги, а икону вернуть. Поставив образ в божницу, на следующий день женщина его там не обнаружила. Она поспешила в корчму. Икона была там. Склонясь пред образом Пречистой, с великим сокрушением умоляла вдова Царицу Небесную не лишать ее Своего покрова. И Господь Бог не отверг ее покаяния и обратил сей случай во спасение ее души, ибо с того дня вдова более уже не вкушала вина. Прослышав о случившемся чуде, рязанцы стали приходить в корчму, чтобы поклониться святому образу. Корчемник затеплил пред иконой неугасимую лампаду, и пред ней стали совершать молебное пение. Через некоторое время икону перенесли в приходскую церковь, но и оттуда невидимой силой она вновь была перенесена в корчму. В 1850 году корчма закрылась, и чудотворный образ крестным ходом был перенесен в церковь преподобного Симеона Столпника.
      Летописи повествуют, что в 1848 году она спасала рязанцев от холеры, от страшного лесного пожара. В те годы Рязанский край постигли страшные бедствия: неурожай 1838 года, засуха 1840-го, вспышка холеры в 1848 году унесли много жизней. Умерло 155 священнослужителей. И все эти годы святитель Гавриил старался облегчить жизнь рязанцев, щедро жертвуя на помощь бедствующим свои средства. Во время голода при архиерейском доме постоянно пекли хлеб, который раздавали нуждающимся.
      В трудное время святитель лично явился к губернатору и показал ему кусок черного, как торф, «голодного хлеба», тем самым открыв ему глаза на страшные народные бедствия. По настоятельным просьбам преосвященного Гавриила губернатор Рязани ходатайствовал о помощи перед министром внутренних дел, и совместными усилиями владыки, губернатора и благотворителя Рюмина удалось снизить цену на хлеб в семь раз.
Чтобы избавить от голодной смерти вдов и детей, владыка распорядился, чтобы Попечительский совет удвоил им пособия и сверх того выдавал единовременные суммы для пропитания. Преосвященный также создал для них училище с полным обеспечением. Призывая благотворителей жертвовать на доброе дело, владыка сам подавал пример многочисленными пожертвованиями как деньгами, так и книгами для библиотек училища.
      В 1848 году, во время эпидемии холеры, преосвященный благословил совершать особый молебен и крестный ход, в которых сам принимал участие. Преосвященный Гавриил любил поэзию и сам писал псалмы и духовные канты, которые пользовались популярностью среди жителей Рязани. Интересовался владыка и наукой. Его ученик, святитель Иннокентий Херсонский, регулярно снабжал его новинками богословской литературы. Архиепископ Гавриил был также замечательным «археологом» и любителем рязанской старины. Именно он обнаружил среди документов Духовной Консистории в 1837 году древние записи, свидетельствующие об основании Переяславля Рязанского в 1095 году. К середине XIX столетия в России назрела необходимость написания трудов по истории Русской Церкви, которые могли бы служить пособиями при ее изучении в духовных учебных заведениях. С этой целью Св. Синод издал указ о составлении исторического и статистического описания епархий. Эта работа совпала со временем управления Рязанской епархией епископом Гавриилом. Владыкой незамедлительно был открыт Церковно-Исторический Комитет, который успешно работал в течение долгого времени. Было подготовлено множество подготовительных материалов по истории Рязанского края, у жителей губернии оживился интерес к изучению церковной старины. Главным вдохновителем деятельности Комитета был сам Преосвященный: он был душой дела и нес на своих плечах громадный и кропотливый труд. Впоследствии замечательная по исторической ценности обширная библиотека старинных рукописей, собранная святителем Гавриилом и переданная им Ольгову монастырю, попала в Епархиальное Древлехранилище.
      Благоговейное отношение владыки к святыням выразилось в почитании им чудотворного образа Феодоровской Божией Матери. Он сделал все возможное для прославления этой иконы, благословив устроить в честь нее придел в Сергиевском храме Свято-Троицкого монастыря, и на своих руках во главе торжественного крестного хода 24 октября 1852 года перенес чудотворный образ из Борисо-Глебского храма в обитель в освященный в тот же день придел. Жители Рязани — участники незабываемого события — шли по улицам, припорошенным первым снегом, словно белым покровом. 
      В 1856 году святитель Гавриил был вызван в Москву для участия в миропомазании на царство императора Александра II, который за долговременное и усердное пастырское служение» наградил преосвященного Гавриила алмазными знаками ордена святого благоверного князя Александра Невского. В 1858 году владыка ушел на покой и поселился в Рязанском Ольговом монастыре, где проводил время в делах благотворительности. Незадолго до ухода на покой святитель посетил Казанский женский монастырь. Игуменья устроила трапезу. И вдруг в горницу вошел неизвестный человек (как выяснилось позже – умалишенный) и направился к владыке, как бы за благословением. Преосвященный сам встал навстречу ему, но как только хотел благословить незнакомца, тот так сильно ударил святителя по голове, что владыка упал. Человек был арестован полицейскими, и при расследовании, оказался иеродиаконом Александровской лавры Варлаамом, прибывшим в Рязань и жившим здесь у родного брата, диакона Спасоярской церкви. Случай этот произвел на святителя Гавриила сильное впечатление, и тяжелое чувство не покидало его до самой кончины.
      8 июня, в день святого великомученика Феодора Стратилата, рано утром на соборной колокольне раздался звучный голос главного колокола. Одинокие звуки его дрожали в воздухе и разливались над Рязанью. Вскоре на галерею, ведущую из архиерейских палат в кафедральный собор, вышел кроткий архипастырь, чтобы в последний раз совершить в нем Божественную литургию. Шестнадцать убеленных сединами священнослужителей предстояли во время священнодействия. Подобного архиерейского служения до того дня не видела Рязань. Отслужив литургию, святитель обратился к настоятелю кафедрального собора со словами: «Отец протоиерей! Возьми жезл сей, который вручил мне Господь Бог, и передай моему преемнику!»
      Поселившись в Ольговом монастыре, владыка летом подолгу сидел у стен обители, устремив взор на дорогую сердцу Рязань. За время пребывания святителя Гавриила в монастыре были выстроены настоятельские деревянные келий, каменная ограда вокруг обители, к алтарю Троицкой церкви пристроили каменную ризницу. Вскоре он избрал место погребения, повелев рабочим вырыть могилу и выложить кирпичом своды склепа возле правого клироса южного придела Троицкого храма. Во время работ владыка пришел осмотреть место своего упокоения и долго стоял над ним в задумчивости. С начала 1862 года 77-летний владыка настолько изнемог, что не мог уже подняться с постели. В Неделю Ваий он исповедался и причастился Святых Христовых Тайн, соборовался. 7 апреля 1862 года, накануне Светлого Христова Воскресения, святитель Гавриил отошел ко Господу.
      По распоряжению его преемника, архиепископа Смарагда, погребение святителя Гавриила было совершено в пяток Светлой седмицы в Архангельском соборе Рязанского кремля. Семь дней пребывало тело святого в душном помещении, но никто не заметил ни запаха тления, ни какого-либо изменения в лице. Местные жители рассказывали, что по молитвам покойного святителя прекратились обвалы берега, и монастырю, где он провел последние годы своего земного странствия, больше не угрожала опасность. 16 июля 1999 года в Успенском кафедральном соборе г. Рязани по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архиепископ Гавриил был прославлен в лике местночтимых святых. 13/26 октября 1999 года, в день празднования Иверской иконы Божией Матери, были обретены мощи святого Гавриила и впоследствии перенесены в Свято-Троицкий монастырь г. Рязани, где положены в специально устроенную для них раку.
Память святителя Гавриила празднуется 7/20 апреля — в день преставления святого; 13/26 октября — в день обретения его честных мощей (1999 г.) и 21 декабря/3 января — в день открытия мощей в рязанском Троицком монастыре (2000 г.)
 
По материалам сайта Рязанской епархии
 
Изложил Олег Полонский
 
 

 

 



 

 

Статистика

Все права защищены; 2024 Храмы Рязанщины