Собор Бориса и Глеба в Рязани

 
История возникновения собора Бориса и Глеба имеет многовековую историю. Время построения храма относится к 1152 году. В течение долгого времени храм был главным в Переяславле Рязанском. Существует мнение, что сам город первоначально назывался Борисоглебов.

 
После разорения Рязани татарами столица Рязанского княжества была перенесена в Переяславль Рязанский, а с переселением туда в конце XIII века святителя Василия, епископа Рязанского и Муромского, соборный храм стал называться кафедральным. В начале XVI века в результате набегов на Переяславль Рязанский крымских татар кафедральный собор так пострадал, что прибывший в город в 1522 году епископ Иона II был вынужден перевести свою кафедру в Успенский собор Рязанского кремля. А на месте обветшавшей церкви преосвященный Иона вскоре построил новый каменный храм, простоявший до 1620 года. В период так называемого «смутного времени» на Рязань напали польские войска и отряд казаков под предводительством гетмана Сагайдачного. 30 июля 1618 года после неудачного приступа кремля они опустошили и разру­шили храмы и весь город. Борисоглебская церковь после этого разорения через два года обрушилась. Не ее месте был построен деревянный храм, третий по счету. Но из-за опасности обвала он был построен немного в стороне от старого места, так что могила святителя Василия Рязанского, находившаяся в храме, оказалась в церковном дворе. Деревянная церковь простояла недолго. В 1687 году на ее месте был воз­двигнут новый каменный Борисоглебский собор, сохранившийся до наших дней.
Автором проекта новой церкви, построенной в ярусной композиции, яв­ляется талантливый зодчий Яков Бухвостов. В дальнейшем западная часть со­бора неоднократно перестраивалась. В 1841 году была расширена трапезная часть храма, в 1870-1873 годах трапезная расширялась и была построена новая колокольня. В результате этих перестроек храм принял форму креста. Примерно в те же годы были устроены и освещены приделы в честь Боголюбской и Корсунской икон Божией Матери, во имя Святителя Николая, чудотворца и великомуче­ника Иоанна Нового.
XX век открыл новую страницу в истории Борисоглебского собора. Он снова становится кафедральным. По этому случаю 20 января 1947 года архиепископ Димитрий  в сослужении рязанского духовенства и при стечении мно­гочисленный прихожан отслужил торжественный молебен.  12 января 1948 года собор посетил Святейший Патриарх Алексий I. По его благословению в храме начались большие ремонтно- реставрационный работы. Своды и стены собора были заново расписаны художниками из Палеха братьями Блохиными. В левом пределе был реставрирован весьма редкий иконостас XVIII века. В церковном дворе был построен крес­тильный храм во имя праведных Иоакима и Анны и установлен новый памятник на могиле святителя Василия Рязанского.
          
История сохранила для нас имена тех, кто потрудился в церкви святых стра­стотерпцев Бориса и Глеба. При иерее Родион, служившем с 1673 по 1710 год был построен существующий ныне храм. Протоиерей Иоанн Аляркинский был настоятелем собора в 1788-1792 годах. В 1898 году о. Иоанн был пострижен в монашество с именем Иероним, был архимандритом Солотчинского Рождество-Богородичного монастыря и одновременно ректором Рязанской духовной семи­нарии. Из его трудов наибольшей известностью пользуются «Рязанские досто­памятности», которые служат одним из главных пособий для изучающих исто­рию Рязанского края.Священник Михаил Виноградов, служивший в соборе в 1845-1869 годах, известен как выдающийся церковный композитор. Из соборных настоятелей нашего времени следует отметить протоиерея Бо­риса Скворцова, служившего в соборе с 1947 по 1965 годы. Позже он был при­зван к архиерейскому служению. Архимандрит Авель был настоя­телем собора с 1969 по 1970 год. Затем нес послушание в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон. Немало сделал для благолепия храма протоиерей Иоанн Смирнов, впоследствии архиепископ Орловский и Брянский Глеб В богослужебной практике собора есть свои особенности. В отличие от дру­гих храмов епархии по давней традиции в соборе совершаются две Божествен­ные литургии; по воскресеньям за вечерним богослужением читается акафист Боголюбской иконе Божией Матери, а по средам еженедельно совершается всенощное бдение с чтением акафиста святителю Василию Рязанскому у его чтимой иконы.
 Среди святынь храма верующие рязанцы особо почитают Феодоровскую, Корсунскую, Казанскую, Феодотьевскую иконы Божией Матери.

по материалам церковных изданий

Статистика

Все права защищены; 2024 Храмы Рязанщины