История возникновения собора Бориса и Глеба имеет многовековую историю. Время построения храма относится к 1152 году. В течение долгого времени храм был главным в Переяславле Рязанском. Существует мнение, что сам город первоначально назывался Борисоглебов.
После разорения Рязани татарами столица Рязанского княжества была перенесена в Переяславль Рязанский, а с переселением туда в конце XIII века святителя Василия, епископа Рязанского и Муромского, соборный храм стал называться кафедральным. В начале XVI века в результате набегов на Переяславль Рязанский крымских татар кафедральный собор так пострадал, что прибывший в город в 1522 году епископ Иона II был вынужден перевести свою кафедру в Успенский собор Рязанского кремля. А на месте обветшавшей церкви преосвященный Иона вскоре построил новый каменный храм, простоявший до 1620 года. В период так называемого «смутного времени» на Рязань напали польские войска и отряд казаков под предводительством гетмана Сагайдачного. 30 июля 1618 года после неудачного приступа кремля они опустошили и разрушили храмы и весь город. Борисоглебская церковь после этого разорения через два года обрушилась. Не ее месте был построен деревянный храм, третий по счету. Но из-за опасности обвала он был построен немного в стороне от старого места, так что могила святителя Василия Рязанского, находившаяся в храме, оказалась в церковном дворе. Деревянная церковь простояла недолго. В 1687 году на ее месте был воздвигнут новый каменный Борисоглебский собор, сохранившийся до наших дней.
Автором проекта новой церкви, построенной в ярусной композиции, является талантливый зодчий Яков Бухвостов. В дальнейшем западная часть собора неоднократно перестраивалась. В 1841 году была расширена трапезная часть храма, в 1870-1873 годах трапезная расширялась и была построена новая колокольня. В результате этих перестроек храм принял форму креста. Примерно в те же годы были устроены и освещены приделы в честь Боголюбской и Корсунской икон Божией Матери, во имя Святителя Николая, чудотворца и великомученика Иоанна Нового.
XX век открыл новую страницу в истории Борисоглебского собора. Он снова становится кафедральным. По этому случаю 20 января 1947 года архиепископ Димитрий в сослужении рязанского духовенства и при стечении многочисленный прихожан отслужил торжественный молебен. 12 января 1948 года собор посетил Святейший Патриарх Алексий I. По его благословению в храме начались большие ремонтно- реставрационный работы. Своды и стены собора были заново расписаны художниками из Палеха братьями Блохиными. В левом пределе был реставрирован весьма редкий иконостас XVIII века. В церковном дворе был построен крестильный храм во имя праведных Иоакима и Анны и установлен новый памятник на могиле святителя Василия Рязанского.
История сохранила для нас имена тех, кто потрудился в церкви святых страстотерпцев Бориса и Глеба. При иерее Родион, служившем с 1673 по 1710 год был построен существующий ныне храм. Протоиерей Иоанн Аляркинский был настоятелем собора в 1788-1792 годах. В 1898 году о. Иоанн был пострижен в монашество с именем Иероним, был архимандритом Солотчинского Рождество-Богородичного монастыря и одновременно ректором Рязанской духовной семинарии. Из его трудов наибольшей известностью пользуются «Рязанские достопамятности», которые служат одним из главных пособий для изучающих историю Рязанского края.Священник Михаил Виноградов, служивший в соборе в 1845-1869 годах, известен как выдающийся церковный композитор. Из соборных настоятелей нашего времени следует отметить протоиерея Бориса Скворцова, служившего в соборе с 1947 по 1965 годы. Позже он был призван к архиерейскому служению. Архимандрит Авель был настоятелем собора с 1969 по 1970 год. Затем нес послушание в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон. Немало сделал для благолепия храма протоиерей Иоанн Смирнов, впоследствии архиепископ Орловский и Брянский Глеб В богослужебной практике собора есть свои особенности. В отличие от других храмов епархии по давней традиции в соборе совершаются две Божественные литургии; по воскресеньям за вечерним богослужением читается акафист Боголюбской иконе Божией Матери, а по средам еженедельно совершается всенощное бдение с чтением акафиста святителю Василию Рязанскому у его чтимой иконы.
Среди святынь храма верующие рязанцы особо почитают Феодоровскую, Корсунскую, Казанскую, Феодотьевскую иконы Божией Матери.
Среди святынь храма верующие рязанцы особо почитают Феодоровскую, Корсунскую, Казанскую, Феодотьевскую иконы Божией Матери.
по материалам церковных изданий