Церковь Св.Николая в Касимове

Церковь св. Николая Чудотворца

Никольская церковь сооружена 1705 году. Она  располагается к северу от Соборной площади, самой высокой точки города, на месте которой стояла в XIV—XVII вв. крепость Касимова. Никольская церковь построена по благословенной грамоте митрополита Рязанского и Муромского Стефана Яворского посадским человеком Яковом Петровичем Яцковым. В XVII веке здесь был Никольский монастырь, а вся территория к северу от крепости за Никольским оврагом называлась Новым посадом и усиленно заселялась русскими.

Никольская церковь сооружена 1705 году. Она  располагается к северу от Соборной площади, самой высокой точки города, на месте которой стояла в XIV—XVII вв. крепость Касимова. Никольская церковь построена по благословенной грамоте митрополита Рязанского и Муромского Стефана Яворского посадским человеком Яковом Петровичем Яцковым. В XVII веке здесь был Никольский монастырь, а вся территория к северу от крепости за Никольским оврагом называлась Новым посадом и усиленно заселялась русскими.

Церковь св. Николая Чудотворца

 


Одноглавая каменная Никольская церковь представляет собой небольшой двухсветный четверик, завершенный сомкнутым сводом. С востока к нему примыкает такой же ширины полукруглая одноэтажная апсида. Первоначальная трапезная являлась продолжением стен четверика. В XIX веке церковь была расширена за счет двух симметрично расположенных пристроек, в которых размещаются приделы с полукруглыми апсидами. Так было испорчено в XIX веке большинство церквей не только в Касимове. В это время появилось даже образное выражение: «надо церковь распузить». Фасады Никольской церкви скромно оформлены лопатками и простой формы карнизами. Окна обрамлены полуколоннами и треугольными фронтончиками. В церкви сохранился резной позолоченный иконостас XVIII века. Живопись интерьера в 1950 года реставрирована, а в трапезной части церкви — дополнена. Высокая трехъярусная колокольня завершается большим барабаном с главой, переходящей в шпиль.

Вот что говорится о Никольской церкви в «Истории города Касимова с древнейших времен» Н.И.Шишкина:
“…Николаевская или Никольская церковь есть вторая по древности в городе Касимове. Первоначально на месте теперешней каменной церкви была деревянная, о которой упоминается в писцовых книгах Воейкова и Ракова… Настоящая каменная Николаевская церковь, как значится в церковных записях, была построена в 1701 году Петром Ауповым из посадских, т.е. из жителей нового посада, расположенного около Николаевской церкви и Казанского монастыря. Около Николаевской церкви существовал Николаевский мужской монастырь. Николаевский мужской монастырь существовал до 1784 года, в течение некоторого времени в нем были архимандриты, но их было только двое: Олимпий и Феофан. Олимпий Кангулов был из купцов касимовских, известен по своему искусству в иконописании: написанный им в Городовой магистрат большой образ Казанской Божией Матери хранится до сих пор в Благовещенской церкви, его же работы образ стоит в Касимовском Казанском девичьем монастыре. В 1784 году Николаевский монастырь был упразднен, архимандрита Феофана перевели тогда в Ольгов монастырь, а монахи были переведены в Рождественский Елатомский монастырь. В Николаевском монастыре возле ворот священником Благовещенской церкви Феодором была построена каменная келия, келия эта теперь разрушена. В 1744 году в Николаевском монастыре было 4 монаха и 2 бельца. Этот монастырь уничтожен за неимением средств к существованию…
…Около церкви росли два огромных вяза, один из них лет шесть тому назад сломало бурей, но один уцелел; сломанный вяз имел три аршина в окружности; смотря на такую громадность, можно судить о их древности, так как вяз принадлежит к долгорастущим деревьям; надо предполагать, что эти вязы – остатки леса, окружавшего Николаевскую церковь в древности. Возле алтаря настоящей Николаевской церкви находятся надгробные камни с полустертыми славянскими надписями. На самом большом камне я мог разобрать несколько слов, из которых видно, что под ним похоронен какой-то Иеромонах. Сзади алтаря Николаевской церкви находится каменная часовня, воздвигнутая на могиле одного подвижника благочестия, скончавшегося лет сорок тому назад, Петра Семеновича, который вел жизнь праведную и воздержную и был как светильник горящий пред Богом; жития его было 124 года…”

Ныне в древней церкви вновь звучат молитвы, и слышно церковное пение. А колокола, как и прежде, созывают народ на молитву в храмы и монастыри.

По материалам сайта www.gorodec-foto.narod.ru

Статистика

Все права защищены; 2024 Храмы Рязанщины