Покровская церковь, именовавшаяся со времени основанія своего до конца прошлаго столѣтія соборною, упоминается уже въ приправочн. Пронскихъ кн. 7105 и 7106 (1597 и 98) г., гдѣ она описывается такъ: «въ городѣ жъ Пронску церковь соборная Покрова Святей Богородицы древяна клѣтцки да въ предѣлѣ Николы Чудотворца, а въ церквѣ образы строенье государя царя и великаго князя Ивана Васильевича всеа Русіи, а въ церкви образовъ: деисусъ на празелени да двери царскіе на празелени да образъ Пречистые Богородицы запрестольныя на бѣле да мѣстной образъ Покрова святей Богородицы пядница на золотѣ съ пеленою, а у неѣ двѣ гривны серебреные одна позолочена, да свѣча поставная, да на лѣвой сторонѣ образъ распятіе Христово, да въ придѣлѣ Николы чудотворца на золотѣ пядница съ пеленою, вѣнецъ позолоченъ серебрянъ, да у образа пять гривенокъ серебреныхъ ветхихъ да гривна басмяная ветха серебрена, да гривна сѣтчатая серебрена да деисусъ на празелени, три образы малая пядница да образъ Николы чудотворца можайской большая пядница на бѣли, а въ царскихъ дверей мѣсто запонъ, на престолехъ на обѣ ихъ индитьи крашенинные, кадило мѣдяное, сосуды церковные древяные; да къ Николѣ же чудотворцу, что въ придѣлѣ, дали донскіе казаки два колокола, вѣсу въ нихъ пудъ».
Земли церковной при Покровской Ц. въ тѣхъ же припр. кн., показано «тридцать пять чети».
Въ дворовой переписи, составленной, по указу великаго государя царя и великаго князя Ѳеодора Алексѣевича, въ 7186(1678) г. стольникомъ Александромъ Васильевичемъ Лепуновымъ да подьячимъ Онисимомъ Невѣжинымъ, «въ Пронску внутри городе» при соборной Покровской церкви «на церковной землѣ» показано: во дворѣ попъ Наумъ Гордѣевъ съ дѣтьми; во дворѣ братъ ево поповъ родной церковной дьячокъ Иванъ Гордѣевъ съ дѣтьми; во дворѣ дьячокъ сынъ ево Поповъ Михайло Наумовъ съ дѣтьми; да на церковной же землѣ за городомъ: во дворѣ великаго государя плотничьи дѣти Микулка да Куска Ѳомйны дѣти Черного, у Микулки сынъ Ѳедоско 2 лѣтъ; во дворѣ изъ Печерниковъ розсыльшиковъ сынъ Савинко Петровъ съ сыномъ съ Карпикомъ, Карпикъ 12 лѣтъ; въ кельи нищей Калинка Игнатовъ съ сыномъ Васкою; въ кельи нищей Алешка Клеменовъ съ сыномъ Лункою, Лунка году; въ кельи нищей Ивашка Семеновъ съ сыномъ Парѳенкою, Парѳенко 2 лѣтъ; въ кельи нищей Ивашко Прохоровъ съ дѣтьми съ Васкою, съ Родькою, съ Сенкою, Васка 12 лѣтъ, Родька 6 лѣтъ, Сенека 2 лѣтъ, а тѣ нищіе питаютца милостынею. Въ окл. кн. 1676 г. въ составѣ Покровскаго прихода показано всего 30 дворовъ, въ числѣ коихъ было два двора площедныхъ подьячихъ, два двора пушкарскихъ, два двора воротниковъ, восемь дворовъ дворниковъ, дворъ казеннаго сторожа, дворъ казеннаго плотника, тринадцеть дворовъ бобыльскихъ и вдовьихъ и нищихъ. Подъ.1734 г. въ Покровскомъ приходѣ значится только 21 дв., а въ причтѣ 2 попа, дьячекъ и пономарь. Существующая нынѣ каменная Покровская церковь съ придѣлами Борисоглѣбскимъ и Алексіевскимъ начата постройкою по храмозданной грамотѣ архіеписк. Алексія въ 1749 г., а освящена въ 1756 г. по грамотѣ преосв. Димитрія, придѣлъ Алексіевскій устроенъ въ 1839, а освященъ 14 января 1840 г.
Изъ находящихся въ означенной церкви иконъ особенное вниманіе обращаетъ на себя икона Божіей Матери Казанскія, какъ по своей древности, такъ по благочестивому усердію къ ней Пронскихъ гражданъ, почитающихъ ее за чудотворную. Икона эта имѣетъ въ длину 6 четв., а въ ширину 5, украшена серебряно-вызолоченнымъ окладомъ съ таковыми же вѣнцами на Богоматери и Предвѣчномъ Младенцѣ, письма иконнаго.
Объ этой иконѣ существуетъ преданіе, что она принесена въ г. Пронскъ изъ самой Казани однимъ изъ участниковъ взятія столицы царства Казанскаго. — За недѣлю предъ праздникомъ Пятьдесятницы ежегодно бываетъ изъ Покровской церкви крестный ходъ въ сельцо Алексѣевское, гдѣ существовала прежде Алексіевская церковь, упоминаемая въ 1734 г., съ 54 дв. по упраздненіи церкви въ 1840 г., сельцо это вошло въ составъ прихода Покровскаго. Церковной земли во владѣніи причта нынѣ состоитъ 63 дес. 350 кв. саж.
Въ 1840 г. къ Покровскому причту поступила церковная земля упраздненной въ сельцѣ Алексѣенскомъ церквивъ количествѣ 33 дес., но въ 1843 г. окт. 19 подполковн, Д. Н. Масловымъ, вмѣсто этой земли, находящейся отъ города не ближе 3 верстъ, внесенъ былъ въ Рязанскій Приказъ Обществен. Призрѣнія капиталъ въ количеств 6.000 руб. ассигн., процентами съ котораго Покровскій причтъ пользуется и до нынѣ. Въ составъ прихода къ Покровской церкви входятъ 125 дв., въ коихъ м. п. 346, ж. п. 384.
Въ 1840 г. къ Покровскому причту поступила церковная земля упраздненной въ сельцѣ Алексѣенскомъ церквивъ количествѣ 33 дес., но въ 1843 г. окт. 19 подполковн, Д. Н. Масловымъ, вмѣсто этой земли, находящейся отъ города не ближе 3 верстъ, внесенъ былъ въ Рязанскій Приказъ Обществен. Призрѣнія капиталъ въ количеств 6.000 руб. ассигн., процентами съ котораго Покровскій причтъ пользуется и до нынѣ. Въ составъ прихода къ Покровской церкви входятъ 125 дв., въ коихъ м. п. 346, ж. п. 384.
Раскольниковъ безпоповщинской секты за 1850 г. показано: 7 м., 14 ж.; въ 1860 г. — 3 м., 7ж.; въ 1880 г. о сектантахъ умалчивается. По штату 1873 г. въ Покровск. причтѣ положены 1 свящ. и 1 псал.
Раскольниковъ безпоповщинской секты за 1850 г. показано: 7 м., 14 ж.; въ 1860 г. — 3 м., 7ж.; въ 1880 г. о сектантахъ умалчивается. По штату 1873 г. въ Покровск. причтѣ положены 1 свящ. и 1 псал.
(Книги приправочные города Пронска Каменскаго стану письма и мѣры Третьяка Григорьевича Вельяминова съ товарищи лѣта 7105 и 106 году. Нук . , хранят, въ Московскомъ Архивѣ Министерства Юстиціи въ числѣ писцовыхъ кн. Подъ № 354.
Приправочн. кн. г. Пронска 1597 и 98 г., изд. Ряз. Губерн. Статистич, Комитет, въ 1884 г., стр. 2 и 4. Окладн. кн. 1676 г. л. 166. Переписи, кн. г. Пронска 7186 (1678) г. Рукой., хранящ. въ Моск. Архив. Мин. Юстиц. въ числѣ писцов, книгъ за № 13.341, л. 47—53. Книги записи, ставленник. Рук., хранящ. въ библ. Рязанск. Семинар. подъ № 493, 494 и 498.
Извѣстія о количествѣ церквей въ Рязанск. епарх. за 1734 г. л. 2, № 59 и 86. Клир. Вѣд. съ 1805—80 г.).
Извѣстія о количествѣ церквей въ Рязанск. епарх. за 1734 г. л. 2, № 59 и 86. Клир. Вѣд. съ 1805—80 г.).
Изъ священнослужителей Покровской ц. извѣстны:
Малахія уп. въ 1597 г.
Наумъ Гордѣевъ у п. Въ 1676 и 87 г.
Прот. Артемій Наумовъ р. 25 мая 1693 г. (во іер. 21 іюля 1687 г.).
Ермилъ Михайловъ р. въ 1692 г. дек. 6.
Іоаннъ уп. въ 1734 г/
Аѳанасій уп. въ 1734, ум. Въ 1746 г;
Сергій Аѳанасьевъ р. въ 1746 г. ян в. 21.
ІІрот. ТроФимъ Ѳеодоровъ уп. въ 1755 и 60 г.
Іоаннъ Алексіевъ пу. въ1760г.
Прот. Іоаннъ уп. въ 1784 г.
Авраамій ѵп. въ 1777 и 1784 г.
Прот. Емелліанъ уп. въ1789г.
Іоаннъ Тимоѳеевъ уп. съ 1783-1821 г.
ГІавелъ Іоанновъ Братолюбскій р. въ 1821 г. марта 12.
ТроФимъ Смирновъ
Николай Никитичъ Красновъ уп, съ 24 Февраля 1857 —69 г.
Матѳей Тимоѳеевичъ Молчановъ сост. съ 1869 г.
Наумъ Гордѣевъ у п. Въ 1676 и 87 г.
Прот. Артемій Наумовъ р. 25 мая 1693 г. (во іер. 21 іюля 1687 г.).
Ермилъ Михайловъ р. въ 1692 г. дек. 6.
Іоаннъ уп. въ 1734 г/
Аѳанасій уп. въ 1734, ум. Въ 1746 г;
Сергій Аѳанасьевъ р. въ 1746 г. ян в. 21.
ІІрот. ТроФимъ Ѳеодоровъ уп. въ 1755 и 60 г.
Іоаннъ Алексіевъ пу. въ1760г.
Прот. Іоаннъ уп. въ 1784 г.
Авраамій ѵп. въ 1777 и 1784 г.
Прот. Емелліанъ уп. въ1789г.
Іоаннъ Тимоѳеевъ уп. съ 1783-1821 г.
ГІавелъ Іоанновъ Братолюбскій р. въ 1821 г. марта 12.
ТроФимъ Смирновъ
Николай Никитичъ Красновъ уп, съ 24 Февраля 1857 —69 г.
Матѳей Тимоѳеевичъ Молчановъ сост. съ 1869 г.
Добролюбов И. В. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии…. – Зарайск, 1884 – 1891. т.2, стр 4 – 7
Древяна клецки
Термин «древяна клецки» означает, что деревянная церковь была построена клетью – простым прямоугольным срубом из бревен, так же, как строились жилища простых людей.В дву по тому ж
означает: чтобы узнать площадь всех трёх полей, надо умножить на 3. В древней Руси существовала трёхполосная система земледелия. Одно поле засевалось озимыми, другое — яровыми, а третье оставалось под паром. Размеры каждого поля были примерно одинаковые, и поэтому писцы обычно измеряли площадь только одного поля, которое под паром, и приписывали «а в дву потому ж». Десятина примерно равна одному гектару (≈ 1,09 га).Пелена – плат, который подвешивался под иконы нижнего ряда иконостаса, а также под особо чтимые иконы, стоявшие в храме на отдельном постаменте или в киоте.Празелень– краска неяркого зеленого цвета. Широко использовалась в иконописи. Вероятно, природная П. представляла собою глакуонит – «зеленую землю», главным местом добычи которой было Копорье и другие места России. П. могли называть также неяркую зеленую краску из природной окиси хрома, получаемую из минерала, который в XVIII в. стали называть волконскоит. С помощью химических анализов обнаружена в иконописи начиная с XI в. В русских рукописях составление тона П. описывается так: ярь, бель, шафрану больше; ярь, желть, желть, синь; желть, синь, бель; вохра, синь и т.п. Цвет, которым исполняют поземы, подрясники у преподобных, палаты и т.д.Гривна
ж. стар. род медальона, ладонки, образка, медного, серебряного, золотого, обычно створчатого, носимого на цепи, на шее; жалованные гривны, что ныне ордена;
крупная серебряная монета, вероятно также носимая на шее; ныне десять копеек. При Петре ?: гривна серебра 16 лотов; гр. золота 56 червонцев. При Ярославе, в гривне было 20 ногат или 50 резаней, полагая по две резани на куну или мордку, или 40 гривен на 7 фунтов серебра. Чаял, гривна: ан десять копеек! Кто гривны не бережет, сам рубля не стоит. Гривна, да гривна, ан и двадцать копеек. Противна, как нищему гривна. Что шаг, то гривна. Рублю гривна не ровня. Сыр коровай примите, а золоту гривну положите, свадебн. С гривенки на гривенку ступает, полтиною ворота запирает, зажиточен и тчив. Гривенка, гривняга, гривняжка умалит.
Гривенка встарь означала вес; фунт (при Шуйском)?
Подвеска у образов, приклад. Я гривенку подвесила своему ангелу, червонец.
У портных, гривенка вм. гривка, вырезка в одежде сзади, для воротника. Гривенник м. или гривенный, пск. гривошник, монета в десять копеек; гривенник серебряная, а гривенный медная, в три копейки серебра, которую народ, по старой памяти, перекладывает на медный счет.
Гривенный прилаг. стоящий гривны; к ней относящийся. Гривенничать, торговать или копить по мелочи; скупо торговаться.
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль ВладимирБасма– это тонкая металлическая пластинка, на которой рельеф получен тиснением с матрицы. Матрица из меди, камня, железа и даже из дерева имела рельефный узор. На нее накладывали небольшого размера тонкий листок металла, преимущественно из серебра.
Кирпичная церковь, построенная в 1749-1756. Здание типа восьмерик на четверике с высоким восьмериком, с трапезной и колокольней под куполом. В трапезной приделы Борисоглебский и Алексиевский (устроен в 1840 вместо упраздненной церкви). До 1790-х храм имел статус городского собора. В церкви хранился чтимый Казанский образ Божией Матери. Храм стоял на городище домонгольского Пронска. Закрыта не позже 1930-х, вскоре разобрана.
Источник: www.nashipredki.com