Покровская церковь села Лопатино (сельское поселение Успенское)

Покровская церковь села Лопатино
Покровская церковь села Лопатино. Фото Андрея Агафонова

В окладных книгах монастырям, церквам и часовням Рязанской епархии, учиненных при преосвященном Иосифе, митрополите Рязанском и Муромском, в 1676 г., впервые упоминается лопатинский храм: «Покровская церковь, двор попа Ивана». По новому окладу 1676 г. «дани с Покровской церкви положено рубль двенатцеть алтын пять денег»1. При церкви было «церковныя пашни десять четвертей в поле, а в дву по тому ж, сенных покосов на тритцеть копен». В его приход входили село Лопатино и деревня Журавинка. Окладная книга сообщала: «В том селе Лопатине да в деревни Жюравинке сорок три двора крестьянских, деветь дворов бобыльских и всего 53 двора»2. Из этой записи наиболее наглядно становится ясно, что изначально речь шла о двух разных селениях, которые позднее слились в одно под общим именем «село Лопатино, Журавинка тож».

1 Добролюбов И.В. Историко-статистическое описание… Т. 2. С. 175.
2 Книги окладные монастырям, церквам и часовням Рязанской епархии, учиненные при преосвященном Иосифе, митрополите Рязанском и Муромском, в 1676 году / [А.И. Цепков] Рязань: Александрия, 2004. С. 353.

И.В. Добролюбов свидетельствует: «На место построенной в XVII столетии и обветшавшей церкви в 1768 г. поставлена была новая деревянная церковь в прежнее наименование»3. Из священников, служивших в XVII–XVIII вв. в лопатинской Покровской церкви, помимо упоминавшегося в 1676 г. Иоанна, известны Иосиф Исидоров (с 1688 г.), Иоанн Иосифов (с 1704 г.), Василий Феоктистов (до 1736 г.), Ермил Абрамов (с 1734 г.), Иоанн Васильев (с 1736 г.), Василий Фокин (с 1739 г.), Сергий Иоаннов (с 1789 г.), Илия Иоаннов (в 1791–1809 гг.)4 Согласно описанию, приведенному в экономических примечаниях к планам Генерального межевания Скопинского уезда, составленных в 1779 г., «село Журавинка» лежало «на правой стороне реки Верды и по обе стороны верха Логоватого». По данным 3-й ревизии податных сословий Российской империи, проводившейся в 1761–1765 гг., в селе было 83 двора, в которых проживали 204 крепостные души мужского пола и 187 – женского. В селе действовала «церковь деревянная Покрова Пресвятой Богородицы»5.
По сообщению И.В. Добролюбова, в 1825 г. Покровская церковь в Лопатине была «обновлена», т. е. капитально отремонтирована. Почти всю 1ю половину XIX в. приходским священником в селе прослужил Иоанн Анкидинович Сперанский (в 1809–1847 гг.). После него настоятелями храма были Николай Алексеевич Гиацинтов (в 1847–1855 гг.) и Иван Кузьмич Вышатин (1855–1897 гг.)6 и Василий Иванович Кобозев (с 1897 г.)7.

3 Добролюбов И.В. Историко-статистическое описание… Т. 2. С. 175.
4 Там же. С. 176.
5 РГАДА. Ф. 1355, оп. 1, д. 1240, л. 16 об; д. 1241, л. 11 об.
6 Добролюбов И.В. Историко-статистическое описание… Т. 2 . С. 175–176.
7 В.И. Кобозев (1868–1940) служил священником в Покровской церкви в Лопатине до конца 1920-х гг. Позднее он переехал в Скопин, где и прожил свои последние годы.

В 1864 г. в селе было основано церковно-приходское училище. Оно разместилось в доме сельского священника. Средства на аренду помещения и жалованье наставнику предоставлялись Палатой государственных имуществ. В 1866 г. в училище обучались 35 мальчиков8.
Природные условия села способствовали развитию в нем мукомольного промысла. Если в 1850 г. на картах А.И. Менде при нем показаны 1 водяная и 1 ветряная мельницы, то к 1868 г. при нем уже упоминаются «3 ветряные мельницы, из них 2 о двух и 1 об одном поставе и водяная мельница о двух поставах»9.
O Покровской церкви в Лопатине в 1884 г. И.В. Добролюбов сообщал: «Существующая в настоящее время каменная Покровская церковь с двумя приделами начата постройкою 2 (14) июля 1872 г.10, за недостатком средств в ней отделан один только придел в честь Сретения Господня, который освящен был в 1879 г. ноября 18 (30). На день Вознесенья Господня из Покровской церкви ежегодно совершается крестный ход вокруг полей прихожан; на этот день, по замечанию старожилов, по исстари заведенному обычаю, богомолье вокруг полей совершается во всех селениях Скопинского уезда, принадлежавших некогда к коннозаводской волости. В приходе к Покровской церкви при 352 дворах числится мужского пола 1169, женского пола 1217. В Покровском причте по штату 1873 г. положены 1 священник и 1 псаломщик»11. Строительство Покровского храма было завершено лишь в 1887 г. Два других придела во имя Покрова Пресвятой Богородицы и в честь святителя Николая Мирликийского достроили еще позже. Образцом для храма послужила Никольская (позднее также Покровская) церковь в Скопине. Церковное здание в Лопатине получилось меньше по размеру и более простым по архитектуре12.

8 Памятная книжка Рязанской губернии на 1868 год, Рязань, 1868. С. 238–239.
9 Там же. С. 612–613.
10 По информации А.В. Серегина, во время реставрационных работ, проводившихся в Покровском храме села Лопатино в 2010-х гг., был найден закладной камень с высеченной надписью «Заложен в 1872 году священником прихода Иоанном Вышатиным 2 июля».
11 Добролюбов И.В. Историко-статистическое описание… Т. 2. С. 175–176.
12 Скопинский помянник. Воспоминания Дмитрия Ивановича Журавлева. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. С. 22.

Церковно-приходская школа при Покровской церкви временами не работала, и тогда епархиальное начальство выражало свое неудовольствие по поводу нерадения местных священников и требовало организовать в селе хотя бы школу грамоты. Однако в отчете о церковно-приходских школах за 1895/1896 учебный год как местный священник В. Кобозев, так и учитель лопатинской школы П. Хитров были отмечены «за особенные заботы, трудолюбие к занятиям и выдающиеся успехи»13.
Благодаря относительной близости к уездному городу Скопину, лопатинские крестьяне имели небольшие дополнительные заработки от сбыта продуктов и поденной работы. Отдельные крестьяне были довольно зажиточными, пользовались банковскими услугами и могли себе позволить благотворительность. Например, в 1902 г. крестьянин Илья Мекаев «по книжке сбербанка при Скопинском казначействе» завещал в пользование причту Покровской церкви проценты с капитала в 250 рублей «за вечный помин»14.
В 1905 г. в селе «Журавинка, Лопатино тож» насчитывалось 510 дворов, в которых проживали 1650 мужчин и 1737 женщин. В селе имелись «церковь каменная, церковно-приходская школа, водяная мельница, казенная винная лавка, просорушка»15
В 1908 г. селе Лопатине было 319 детей в возрасте от 8 до 11 лет. 149 из них обучались в церковно-приходской школе. Кроме законоучителя, которым был священник Покровской церкви, в ней работали еще двое учителей. Лопатинскую школу также посещали дети из близлежащей деревни Вороновки16.
Частым явлением сельской жизни конца XIX – начала ХХ в. были эпидемические заболевания, вызванные общей антисанитарией и острым дефицитом квалифицированной медицинской помощи. Лопатино не было в этом смысле исключением. Например, по данным земской статистики, в 1913 г. больше всего жители села страдали от скарлатины – ей переболели 117 человек17.

13 Рязанские епархиальные ведомости, № 1 (1 января 1897 г.). С. 218
14 Рязанские епархиальные ведомости, № 15 (1 августа 1902 г.). С. 230.
15 Населенные места Рязанской губернии / составлены под. ред. чл.-секретаря ком. И.И. Проходцова. Рязань: Рязан. губ. стат. ком., 1906. С. 636–637.
16 Школьная сеть Скопинского уезда Рязанской губернии. Скопин: Тип. Е.В. Богданова, 1908. С. 6–7
17 Журналы Скопинского уездного земского собрания ХLIХ очередного созыва 1913 года. Скопин, 1914. С. 440.

Случались в жизни Лопатина и другие происшествия. Например, в том же 1913 г. «Рязанские епархиальные ведомости» писали: «…Бурею 3 июня с. г. шпиль и кресты на церкви» села были сломаны18.
В 1914 г. в Покровской церкви в Лопатине служил священник Василий Иванович Кобозев. В это время при церкви было 3 десятины (3,3 га) усадебной земли и 33 десятины (36 га) пахотной. При церкви имелась библиотека – 45 книг. В приходе действовали две школы – церковно-приходская и земская. В церковный приход входили село Лопатино с 605 дворами, в которых проживали 1745 мужчин и 2073 женщины, и деревня Вороновская слобода, в которой было всего 10 дворов, а проживали 33 мужчины и 37 женщин19.
Важное значение для истории села Лопатина начала ХХ в. имеют записки профессора Московского института землеустройства Дмитрия Ивановича Журавлева (1901–1979), изданные в 2015 г.7 Их автор был потомком династии священнослужителей Покровской церкви – дьяконов Фомы Алмазова, Максима Фомина (1756–1836) и Федора Максимова Журавлева (1797–1877).
Важное значение для истории села Лопатина начала ХХ в. имеют записки профессора Московского института землеустройства Дмитрия Ивановича Журавлева (1901–1979), изданные в 2015 г.20 Их автор был потомком династии священнослужителей Покровской церкви – дьяконов Фомы Алмазова, Максима Фомина (1756–1836) и Федора Максимова Журавлева (1797–1877).

17 Журналы Скопинского уездного земского собрания ХLIХ очередного созыва 1913 года. Скопин, 1914. С. 440.
18 Рязанские епархиальне ведомости, № 13–14 (1–15 июля1913 г.). С. 411.
19 Писцовые книги Рязанского края. XVII в. 2-е изд. Т. 1. Вып. 3: Краткое описание приходов и церквей Скопинского уезда Рязанской губернии за 1914 год по данным клировых ведомостей / Подгот. А.И. Цепков. Рязань: Узорочье, 1998. С. 581–582.

Вспоминая свое детство, проведенное в Лопатине, он писал: «Село было большое – по географии Семенова (том 2, 1902 г.) 2300 жителей. Центр села, но не геометрический – громадная площадь, покрытая травой и в зеленой части именуемая «пажа». На площади единственная в селе церковь. В ней три престола, главный – в честь Покрова Пресвятой Богородицы, – праздник 1 октября ст. ст. Один из приделов освящен уже на моей еще детской памяти. Причт – трое: священник, дьякон, псаломщик. В церковной ограде густо разросшиеся деревья. У ограды – колодец питьевой воды, помню его еще новым. Рядом с церковью на запад небольшое здание церковно-приходской школы. На моей памяти стояло оно одиноко, без ограды, кругом пусто. Эта единственная школа открыта в 80-е или в начале 90-х годов. На север от церкви «погост» – огороженное старое кладбище, где все наши могилы. Там кирпичная часовня – на месте, где стоял престол старой церкви. На погосте и вокруг него ветлы. Теперь кладбище заброшено, ни часовни, ни ограды, ни дерев. Лишь кое-где сохранились могилы и кресты. Целы и наши могилы – холмики. Был я около них последний раз 17 сентября 1960 г. Новое кладбище – за селом, по дороге на Павелец. Теперь хоронят только на нем. С северной стороны площади мирская изба – место сельских сходок и пребывания сельских властей, пожарный сарай, кабак «казенка» – казенная продажа водки, единственная в селе лавчонка Чумихиных.
По окончании Рязанской духовной семинарии отец автора Иван Дмитриевич Журавлев (1874–1956) в 1896–1899 гг. служил учителем церковно-приходской школы в Лопатине. По свидетельству Д.И. Журавлева, «…моложе 25 лет в духовный сан не посвящали. Чтобы получить место священника, надо было поработать учителем церковно-приходской школы. Положение о церковно-приходских школах издано 13 июня 1884 г., и с этого года их открывали во многих селах. Кадры учителей – в основном семинаристы и епархиалки, реже – духовенство. Окончив семинарию в июне-июле 1895 г., только через год папа «Скопинским отделением Рязанского Епархиального училищного Совета назначен учителем церковно-приходской школы села Лопатина. 18 августа 1896 г. по 15 августа 1899 г.» (из послужного списка).
…Мало что могу написать о работе учителем. Когда открыта школа в Журавинке, Лопатино тож? – Знаю лишь – после 1884 г. Школа помещалась в маленьком доме близ входа в церковь. Вокруг – ни двора, ни сада, никаких жилых изб. Хорошо была знакома нам, ребятишкам, но только снаружи: «Здесь папа учил». Когда я был в Журавинке в 1954 г., она стояла, кажется, заброшенная. Один учитель занимался одновременно со всеми классами. Похвальные грамоты в церковно-приходских школах раздавали щедро. Они нравились крестьянам. Это было важно. Выплачивали жалованье учителю, а на содержание школы, часто даже на постройку, отпускали ничтожные средства. Бесплатным заведующим обязан быть местный священник. Он и обеспечивал все необходимое у помещиков, местных богатеев, крестьянского мира… Это еще одна иллюстрация к положению духовенства в царской России. Прогрессивная общественность страны считала распространение церковно-приходских школ мероприятием реакционным, захватом клиром воспитания молодежи в свои руки. Пожалуй, верхи власти этого и хотели. Но практически для государства – это самые дешевые школы, для духовенства – неоплачиваемая, многим тягостная нагрузка. А общеобразовательные программы одинаковы с министерскими школами. Учителем пения, конечно, бесплатно, был дедушка Д.Ф.[Журавлев]»20.
В записках Д.И. Журавлева отмечены некоторые бытовые особенности жизни лопатинцев начала ХХ в.: «В Журавинке престольный праздник – Покров, 1-го октября по старому стилю. На Покров играли свадьбы. В церкви венчали с утра до вечера дня два, три подряд. Право самостоятельно отправлять церковные службы имеют иерей и епископ. Диакон – только помощник. Таинство венчания может совершаться, как и все церковные службы, совсем без дьякона. На долю Д.Ф.[Журавлева] выделялось определенное количество свадеб, а он должен был пригласить вместо себя священника со стороны. Позже венчал папа.
В феврале 1934 г. в связи эпидемией сыпного тифа закрыли церковь.

Покровский храм с. Лопатино
Фото с сайта Скопинской епархии

В середине 2000-х гг. закрытый с 1938 г. и пострадавший от продолжительного использования для нужд колхоза Покровский храм в Лопатине был возвращен верующим. К 2009 г. были восстановлены купол и кровля основного объема церковного здания. Работы по возрождению Покровской церкви продолжаются. Храм является действующим и числится по 1-му Скопинскому благочинию Рязанской митрополии. Его настоятелем является протоиерей Максим Валерьевич Косоруков.

Отрывки из книги “Прошлое Скопинской земли в очерках по истории её сёл и деревень”. Лазинка–Южный. Том 2 / В.А. Коростелев, М.А. Российский. – М. : Вече, 2017. стр. 30-56.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Статистика

Все права защищены; 2024 Храмы Рязанщины