Село Новопанское находится в 12 километрах от города Михайлова. Оно образовалось в 1795 году, когда сюда переселили пашенных солдат Паншенской слободы города Михайлова и жителей Лещинской слободы. Тогда же в эти места перенесли деревянную церковь Рождества Богородицы, что находилась в Лещинской слободе. В начале XIX века старый сельский храм сильно обветшал, и, в конце концов, был сломан. В 1805 году было решено построить новую каменную церковь на месте прежней. Интересно, что сломанная деревянная церковь пошла на обжиг кирпичей для нового храма.
Строительство продолжалось до 1815 года, и в том же году новую церковь освятили. За несколько десятилетий число прихожан значительно увеличилось, и Рождественская церковь стала тесноватой. Поэтому в 1886 году было начато строительство новой трапезной храма. Вокруг церкви была устроена каменная ограда с деревянным решетником и с небольшой часовней рядом с алтарем. Церковь состоит из алтарного полукружия и удлиненной трапезной части. Внутри храм был оштукатурен и расписан на библейские темы. Над главным престолом когда-то была навешена сень в форме венца. Древних и чем-либо замечательных икон, как и других ценных предметов в храме не имелось. Церковная библиотека содержала около пятидесяти книг. Из документов в церкви хранились – план на церковную землю 1843 года, метрические книги – с 1780 года, обыскные книги – с 1802 года.
Служители церкви перешли в село Новопанское вместе с перенесением туда самого храма. Притч состоял из священника и двух причетников. В 1885 году в штат введена должность дьякона. Доходы церкви составляли требы прихожан, вещественные сборы и прибыль от аренды церковной земли. За церковью значилась земля – 48 десятин пахотной, 15 десятин луговой и 3 десятины усадебной.
В состав прихода, кроме села Новопанского, входила деревня Воронка. Всех прихожан к 1890 году числилось 1757 мужиков и 1814 женщин, из них около 60 человек подозревались к принадлежности к сектам хлыстов и скопцов. Также к сектантам принадлежали некоторые келейницы храма. Они нередко устраивали сектантские собрания и воспитывали девочек в неправославном духе. Местные священники как могли, боролись с этим явлением, но полностью искоренить дух сектантства не удалось никому. Известно, что активный борец с ересью священник И.В. Малинин в 1841 году пал жертвой клеветы сектантов, и был переведен в другой, бедный приход, где некоторое время исполнял обязанности дьячка.
В приходе некоторые келейницы жили группами по восемь человек, зарабатывая тем, что читали псалмы по умершим селянам, плели кружева и занимались шитьем. Других способов заработать в приходе не было. Крестные ходы в селе Новопанском совершались в Фомино воскресенье к часовне посреди села и в день Вознесения Господня по полям и лугам. В деревне Воронке крестный ход проходил вокруг полей. При крестном ходе совершался молебен перед часовней, и освящались семена овса для ярового посева. Затем семена разбрасывались священниками в народ. В деревне Воронке освящение семян производилось во время хождения с иконами на Пасхе. Во время крестного хода вокруг полей пели молебны Спасителю, Божьей Матери, архангелу Михаилу, св. Николаю Чудотворцу, св. апостолу Иоанну Богослову, пророку Илии, мученикам Фролу и Лавру, мученику Трифону, мученику Харалампию. Во время засухи крестные ходы совершаются несколько раз по полям в селе и деревне. С 1880 года в селе Новопанском существовала земская школа. Ныне храм давно закрыт и разорен. Уже не слышны пения псалмов, не звучат колокола, и только ветер гуляет по разрушенному зданию церкви. Надеемся, что Церковь Рождества Богородицы вновь обретет свою красоту, и там вновь зазвучат молитвы во славу Божию.
По материалам Иоанна Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии».