Церковь Никольская села Ялмонт. Фото Андрея Агафонова, 1989
(в 68 пер. от у. г.)
и за реками Ялмою и Ирою. В церкви с. Ялмонта, как видно из грамоты еп. Владимирскаго, до половины прошлаго столетия находился антиминс, освященный патриархом иоакимом. Упоминаемая в писц. и дозорн. кн. XVII ст. в с. Ялмонте Никольская церковь, при которой в XVIII ст. упоминается придел Ильинский, «14 июня 1754 г. сгорела от молнии. Июля 7 того же года дана была благословенная грамота на построение в с. Ялмонте, вместо сгоревшей, церкви Николая чудотворца с пределом пророка Божия Илии, на том же преждебывом церковном и престольном месте и в тож храмонаименование новой церкви», а 9 февраля 1756 г. церковный староста деревни Валовой крестьянин Макар Тимофеев доносил преосв. Владимирскому Платону, что новопостроеная в с. Ялмонте Никольская с Ильинским приделом. церковь состоять к освящению в готовности, и испрашивать на освящение ея благословенную грамоту, которая и дана была в апреле того же года. Из надписи, находящейся на крестах под престолами, видно, что Никольская—настоящая церковь освящена была 13, а придельная —Ильинская 14 мая означеннаго года. В 1775 . г. испрашивалось дозволение на перекрытие Никольской церкви, в 1808 г.— на распространение ея и исправление в ней разнаго рода ветхостей, в ноябре 1809 г. дано разрешение, согласно просьбе иер. Павла Петрова, на возобновление в
настоящей церкви иконостаса. В марте 1856 г. причтом и прихожанами испрашивалось дозволение под существующим холодн. Никольским с приделом Ильинским храмом устроить храм теплый в честь Рождества Богородицы и Собора Иоанна Предтечи на каменном фундаменте, для каковой постройки прихожане изявили готовность жертвовать
лесом, кирпичем и денежным пособием. Вследствие полученнаго от епар. начальства разрешения, с 1858 —62 г. произведена была перестройка колокольни и устройство теплой церкви. В сентябре 1863 г. причтом Никольской церкви испрашивалось дозволение на освящение двух престолов в новоустроенной Богородицерождественской с Предтеченским приделом церкви, которая и освящена была 29 сентября того же года наместн. Радовицкаго мон. Арх. Владимиром при участии благочиннаго и местных священников. В 1872 г. заключен договор с крестьянином с. Пощипова П.В. Ликишевым на устройство новаго иконостаса в Никольской церкви, а в 1883 г. производилось расписание внутренних стен той же церкви. Из памятников древности, находящихся в Никольской церкви, обращают на себя внимание:
«Лета 7192-го майя в 1 день построен сии животворящи кр-т в Володимерской уезд в Муромское селцо к церкви Николая чудотворца в селцо Ялмонт на мирские денги».
2) Напрестольное евангелие, изд. в 7162 (1654) г., с следующею по листам
надписью: «Лета 7188 сентебря в 1 день дал сию книгу евангелие напрестольное с евангелисты серебреными, обложено бархатом травчатым церкви Николая чудотворца, что у столпа на Покровке поп Алексей Яковлев сын Волков Володимерскаго уезду Муромского селца в село Ялмонти к церкви великого чудотворца Николая для поминовения души столника Ивана Автономова сына Еропкина и по сродникам в вечное поминовение». Подобнывая же надпись находится и на Постной Триоди.
(*) Для характеристики Козодавлева, товарища по воспитанно в Лейпциге Радищева и др., не лишним считаем привесть ответ его преосв. Сергию: «На отношение вашего преосвященства от 2 сего Майя», писал Козодавлев, «о впавших, Егорьевскаго уезда, сельца Филисова, крестьяи моих в некоторое заблуждение, я писал в Москву действительному статскому советнику Андрею Александровичу Петрову-Соловово, который тем моим имением издавна управляет, и просил его, чтоб он обратил на сие обстоятельство внимание свое и вошел бы с вашим преосвященством по сему делу в сношение, какия надежнейшия средства могли быть приняты к пресечению таковаго злоупотребления. ииоелику же люди сии единственно по простоте и невежеству заблуждаются в вере: то и кажется мне, что исправлять их надобно духом кротости, вразумлять их, и советами и увещаниями приводить их на истинный путь. Сие есть дело сельскаго священника и он без сумнения в сем успеет, ежели примером своим не соблазн, но любовь к Богу и ближнему распространять будет. Я полагаю, что такия меры могут быть ближайшия к достижению в сем деле надлежащаго успеха. Строгость тут не у места, Дух кротости и свободы может быть действительнее всего. Их надобно просветить, и для того должно читать священное писание. А чтобы читать оное: то должно завести школы и если сие нужно я в моих деревнях: то я охотно на то пожертвую. На счет исправления таковых несчастных я ссылаюсь на слова одного отличнаго церкви нашей пастыря. Я хотя и не имею счастия знать его лично: но весьма много почитаю его. В одном месте своего сочинения написал он, что «сии бедные лишенные способов читать глаголы живота вечнаго остаются доселе во мраке заблуждений и разных низких предразсудков, разделяющих их иногда на самые зловредные толки». Далее он говорить: «Ежели раскроем историю, повествовательницу дел человеческих: то везде увидим, что самые идолопоклонники и магометане несравненно ревностнее распространяли и хранили свои религиозныя басни и заблуждения». Наконец в другом месте он же прекрасно разсуждает так: «весьма редкие из них имеют и читают слово Божие. От сего-то недостатка книг живота вечнаго распространяются те суеверия и расколы, которые расторгають единство христианства и терзают св. Церковь. Ища ревностно своего спасения, но не имея в руках книг оное указующих, бедные и жалкие слепцы обращаются к суеверным преданиям и зловредными сочинениям, который напоевают их только духом дерзости и упорства, совсем скрывая от них свет Небесной Истины. Они черпают и пьюот из мутных кладезей, потому что нигде не видят и не находят чистых источников Израилевых. От сего же происходит и то весьма вредное суеверие, по которому, из самых впрочем добрых и усердных христиан, за великий грех почитают даже прикоснуться к Евангелию. Такия суеверныя мысли и толки, кажется, истребились бы, или по крайней мере нарочито уменьшились, ежели бы книги истиннаго слова Божия были везде распространены в достаточном количестве. Наполнив грады, селы и веси, они, при помощи Христа Спасителя, превозмогли бы и навсегда изгнали те душе вредныя сочинения, которыя ныне у многих находятся в толь великом уважении и которые впрочем служат к пагубе душ христианских. Слово Божие, распространившись, само собою чрез единое чтение, без всяких истолкователей, весьма было бы сильно обратить заблуждающих на путь истины и показать средства ко спасению». Я думаю, слова сии известны вашему преосвященству больше, нежели кому другому. Я мысленно лобызаю десницу написавшаго оныя, хотя и прошу сочинителя обратить на заблудших овец деревень моих пастырское внимание. Я повторяю, что я все готов употребить на заведение в деревнях моих училищь. Впрочем я всеусерднейше благодарю ваше пре—ство за уведомление меня о таковом произшествии с крестьянами моими».
сыску чрез бурмистра нашего, вследствие указнаго предписания, хотя мы к вам попам и явились и довольно от вас слышали предлагаемаго поучения; только впредь ни слышать
онаго, ни к вам являться не хотим; равно Греко – Российской церкви не принимаем и в церковь ходить и образам покланяться не будем и попов к себе со всякой потребой в домы принимать не желаем». Это заявление в подлиннике представлено было к преосв. Сергию при рапорте свящ. с. Ялмонта и с. Ушмора. Вследствие такого заявления крестьян дер. Фелисовой предположено было донесть о том Св. Синоду и сообщить гражданскому начальству; но ни Св. Синоду, ни гражданской власти сообщений об упорстве крестьян дер. Фелисовой почему-то не было сделано. Какия были сделаны распоряжения Анд. Алексиетровым – Соловово касательно крестьян дер. Фелисовой — не известно; но в поданых в 1824 г. в Консисторию причтом с. Ялмонта клировых ведомостях показано, что «раскольников в их приходе не имеется». Из показания с. Ялмонта диакона Герасима Андреева видно, что некоторые из совратившихся в молоканскую секту, благодаря увещаниям священников, обратились к Православной церкви, некоторые померли,
а некоторые, по распоряжению вотчиннаго начальства, переведены были в другия губернии.
Дозорн. кн. Патриар. Ведомства, № 44, л. 5 – 6. (Опис. Арх. Мин. Юстиции. Т. 2, стр. 17). Прош. прапорщ, Гр.Афанасьева о построении в с. Ялмонте нов. Никольской церкви. 1756 г. № 30. — Прош. с. Ялмонта прихожан о перекрытии церкви. : 1775 г. — Прош. прихожан о дозволении распространить Никольск. в с. Ялмонте. церковь , и исправить в, ней ветхости. 14 сент. 1808 г.— Прош. иер. Никольск., ц., о дозволении возобновить в , ней иконостас. 11 ноября , 1809 ц.т—Рапорт благочин. о смерти, с. Ялмонта Никольской церкви иep. Иоанна,.,Мнхайлова., 17 декабря 1810 г,— Рапорт благочин. о смерти иер. с. Ялмонта иер. Андрея Ефимиева. 21 апр. 1816 г.—Прош. Причта и, прихожан Никольской в с. Ялмонте
церкви о дозволении внизу существовавшаго храма устроить теплую с. 2 престолами церковь. 21 марта 1856 г. № 1648.— Прош. причта с. Ялмонта об освящ. церкви, 6 сент. 1863 г.
№. 7078.— Указ Консист. на имя наместн. Радовицк. м. арх. Владимира об освящении церкви в. с. Ялмонте. 6 сент. 1863- г. № 6336.— Paп. Арх. Владимира об освящении церкви в с. Ялмонте. 7 окт. 1863 г. № 67.—
Дело, по доношению с. Ялмонта свящ. Симеона Федорова, о уклонившихся с-ца
Филисова крестьянах в секту молоканскую. 1 апреля 1818 г.; № 1.—
Историко-статистич. сведения о Никольской, церкви с., Ялмонта, сост. в 1883 г.
диаконом М. Сервилиным. Русск. Старина. 1878 г. Ноябрь, стр. .410, примеч.
3.—Клир. вед. с 1805—90 г. Р. е. в. 1875 г. № 8. Сп. н. м. Ряз.губ. №: 833— 842, 960 и 961, 1058, 1075—1079. Акт. Арх. Экспед. Т. IV, № 204.)
Антоний Андреев уп. в т. г. .
Самуил иоаннов . уп. в т. г.
Михаил уп. в 1681, и 1693 г.
Иаков уп. в т. г.
Лев уп. в т. г.
Фаддей уп. в 1693 г.
Артемий Афанасиев уп. в 1745 г.
Димитрий Афанасиев ,у.п. в т., г,
Иоан Димитриев уп. в 1745 и 1773 г.
Кирилл Афанасиев уп. с 1762—99 г, (умер, в 1813, г.)
Максим Васильев уп. с . 1779 г. по 30 дек. 1790 , г.
Евфимий Максимов уп. с ,1790 —1802 г.
Герасим Никитин уп. с 1792 —-1801 r.
Стефан Кириллов уп. с 1799 по, 30 авг. 1824 г.
Андрей Евфимиев уп. с 1801 —— 16 г.
Иоанн Михайлов уп. с 1802—10 г.
Павел Петров уп. с 1803—13 г.
Симеон Феодоров р. в 1811 г. выб. в 1824 г.
Иоанн. Алексиев Высоков уп. с 26 окт. 1813 до 22 ноябр. 1857 г.
Василий Ерофеев Затишин уп. с 2 февр. 1825 — 76 г.
Иаков Григорьев Сапфиров уп. с 6 окт. 1826 — 35 г.
Иаков Стефанов Бенедиктов уп; с 1835—42 г.
Алексий Антониев Орлов уп. с 1842—45 г.
Петр Алексиев Орлов уп. с 21 ноябр. 1846 по 19 окт. 1878 г.
Павел ииетров Фидатов уп. с 10 мар. 1857 — 74 г.
Иоанн Васильев Зелепцов уп. с 22 ноября 1878—85 г.
Тимофей Яковлевич Постников сост. с 24 ноябр. 1882 г.
Иоанн Алексиевич Чельцов сост. С 30 июля 1885 г.