Церковь Никольская села Ялмонт

Церковь Никольская села Ялмонт. Фото Андрея Агафонова, 1989
Церковь Никольская села Ялмонт. Фото Андрея Агафонова, 1989

Ц. Никольская.
(в 68 пер. от у. г.)
Ялмонт, расположенный при р. Пре, на большой дороге, идущей из Егорьевска в Касимов, и окруженный двумя озерами —с севера Перцовым, а с юга Бабьим, в качестве погоста упоминается в списке с писц. Владимирск. кн. В. Крапоткина 145 — 156 (16 37 —1648) г. и описывается так: «В Яльмульской кромине погост на реке на Пре, а на погосте церковь Николы Чудотворца да другая церковь святые мученицы Парасковеи, нарицаемыя Пятницы, древяны, клетцки, а в церквах образы и книги и ризы и колоколам всякое церковное строение приходных людей, да на погостеж: двор поп Иван Ондроников, двор поп Онтон Ондреев, двор поп Самойло Иванов, двор дьячок Куземко Иванов, двор пономарь Володька Исаев, двор просвирница Маланьица Иванова доч, да церковиых бобылей: двор Ортюшка Евдокимов, двор Онтропко Михеев, двор … Ондреев, двор Левка Давыдов —питаютца от церкви Божии; пашни церковные паханые середние земли и с новоросчистною пашнею 12 чети в поле, а в дву потомуж, сена по болоту 20 копен». В 1674 г. Ялмонт в числе других селений отчислен был от. Рязанской епархии в патриаршую область.
В дозорн. кн. 1681 г. церковь Николая чудотворца в селе Ялмонте показана от деревни Черной в 8 верстах, от деревни Беловской в 7 вер., за озерами Черным и Погоским
и за реками Ялмою и Ирою. В церкви с. Ялмонта, как видно из грамоты еп. Владимирскаго, до половины прошлаго столетия находился антиминс, освященный патриархом иоакимом. Упоминаемая в писц. и дозорн. кн. XVII ст. в с. Ялмонте Никольская церковь, при которой в XVIII ст. упоминается придел Ильинский, «14 июня 1754 г. сгорела от молнии. Июля 7 того же года дана была благословенная грамота на построение в с. Ялмонте, вместо сгоревшей, церкви Николая чудотворца с пределом пророка Божия Илии, на том же преждебывом церковном и престольном месте и в тож храмонаименование новой церкви», а 9 февраля 1756 г. церковный староста деревни Валовой крестьянин Макар Тимофеев доносил преосв. Владимирскому Платону, что новопостроеная в с. Ялмонте Никольская с Ильинским приделом. церковь состоять к освящению в готовности, и испрашивать на освящение ея благословенную грамоту, которая и дана была в апреле того же года. Из надписи, находящейся на крестах под престолами, видно, что Никольская—настоящая церковь освящена была 13, а придельная —Ильинская 14 мая означеннаго года. В 1775 . г. испрашивалось дозволение на перекрытие Никольской церкви, в 1808 г.— на распространение ея и исправление в ней разнаго рода ветхостей, в ноябре 1809 г. дано разрешение, согласно просьбе иер. Павла Петрова, на возобновление в
настоящей церкви иконостаса. В марте 1856 г. причтом и прихожанами испрашивалось дозволение под существующим холодн. Никольским с приделом Ильинским храмом устроить храм теплый в честь Рождества Богородицы и Собора Иоанна Предтечи на каменном фундаменте, для каковой постройки прихожане изявили готовность жертвовать
лесом, кирпичем и денежным пособием. Вследствие полученнаго от епар. начальства разрешения, с 1858 —62 г. произведена была перестройка колокольни и устройство теплой церкви. В сентябре 1863 г. причтом Никольской церкви испрашивалось дозволение на освящение двух престолов в новоустроенной Богородицерождественской с Предтеченским приделом церкви, которая и освящена была 29 сентября того же года наместн. Радовицкаго мон. Арх. Владимиром при участии благочиннаго и местных священников. В 1872 г. заключен договор с крестьянином с. Пощипова П.В. Ликишевым на устройство новаго иконостаса в Никольской церкви, а в 1883 г. производилось расписание внутренних стен той же церкви. Из памятников древности, находящихся в Никольской церкви, обращают на себя внимание:
Из памятников древности, находящихся в Никольской церкви, обращают на себя внимание:
1) Напрестольный осмиконечный серебряный крест с следующею надписью:
«Лета 7192-го майя в 1 день построен сии животворящи кр-т в Володимерской уезд в Муромское селцо к церкви Николая чудотворца в селцо Ялмонт на мирские денги».
2) Напрестольное евангелие, изд. в 7162 (1654) г., с следующею по листам
надписью: «Лета 7188 сентебря в 1 день дал сию книгу евангелие напрестольное с евангелисты серебреными, обложено бархатом травчатым церкви Николая чудотворца, что у столпа на Покровке поп Алексей Яковлев сын Волков Володимерскаго уезду Муромского селца в село Ялмонти к церкви великого чудотворца Николая для поминовения души столника Ивана Автономова сына Еропкина и по сродникам в вечное поминовение». Подобнывая же надпись находится и на Постной Триоди.
К числу церковных зданий принадлежит дом, в котором помещается в настоящее время церковно-приходская школа, открытая 21 авг. 1879 г. свящ. И. Зеленцовым и состоявшая до 1886 г. в ведении земства, а с 1887 г.— Епархиальнаго Училищнаго Совета. Церковной земли при Никольской церкви состоять: под церковью и 2 кладбищами 944 кв. саж., усадебной 4 дес. 2102 кв. саж., пахатной 58 дес. 2176 кв. дес., луговой 8 дес. 1945 кв. дес., под дровяным лесом 12 дес. 1350 кв. саж., под болотом 20 дес. 65 кв. саж., под озером Перцовым и р. Прою 68 дес. 51 кв. саж. Кроме того, в 10 вер. от села находится пустошь, принадлежащая церкви, в которой состоит луговой и лесной земли 48 дес. 1446 кв. сажень. План и межевая книга на церковную землю у причта имеются и хранятся в церковной ризнице.
В состав прихода входят след. деревни:
Князево (в 4 вер.) с 6 дв. , Воронино (в 6 вер.) с 78 дв., Высокая (в 6 вер.) с 26 дв., Выскорево (в 5 вер.) с 29 дв., Казыкино (в. 3 вер.) с 42 дв., Дорофеевская (в 4 вер.) с 26 дв., Филелеевская (в 2 вер.) с 3 3 дв., Подсвятье (Касенино) (в V2 вер.) с 4 дв., Дромино (Горбушино) (в 1 вер.) с 17 дв., Фелисово (в 3 вер.) с 100 дв., Ханино (в 3 вер.) с 26 дв., Ивановское (в 4 вер.) с 32 дв., Евлево (в 4 вер.) с 15 дв., Тюрвище (в 4 вер.) с 33 дв. и Семеновская (в 6 вер.) с 18 дв., в коих числится м. п. 1425, ж. п. 1607, в том числе грамотн. м. п. 422, ж. п. 55. Раскольников, поморскаго согласия, проживающих в дер. Ворониной, 31 чел. об. п.
Раскол в означенной деревне обнарузкился в 1861 г., распространителем его был той же деревни крестьянин Григорий Никонов.
В 1818 г. в дер. Фелисовой, как доносил священ. Симеон Феодоров, принадлежавшей тогда министру внутренних дел Осипу Петровичу Козодавлеву, крестьяне, список которых приложен к доношению священника, 26 февраля означеннаго года на общем сходе открыто заявили о себе, что они принадлежать к молоканской секте и не желают принадлежать к числу православных и от исполнения христианских обязанностей совершенно отказываются, а девушки отказались от вступления в законный брак, показывая, что они имеют уже у себя «женихов любовных» . В мае того же года преосв. Сергий обратился к Осипу Петровичу Козодавлеву с просьбою «обратить свое внимание на отпадших от церкви и предавшихся порочным заблуждениям крестьян его вотчины дер. Фелисовой и предпринять ближайшия меры к пресечению таковаго заблуждения и о последствиях распоряжения почтить его уведомлеиием. По получении ответа от Козодавлева, посланнаго 17, а полученнаго 27 мая (*), преосвящ. Сергием вызван был в Рязань священник с. Ялмонта Симеон Феодоров, от котораго Консистория, по резолюции самого преосв. Сергия, потребовала показания о том: 1) каким образом обращается он с прихожанами, отпадшими от Православной церкви, 2) делал ли им пастырския наставления и увещания, сопровождаемый духом христианской кротости и смирения, 3) примечал ли в них исправление и раскаяние, или еще большее упорство иожесточеиие, 4) не находил ли для себя трудностей и не имел ли нужды в таких наставлениях и помощи, 5) не желает ли но сему делу избрать себе кого-либо в помощники, и кого имянно?

(*) Для характеристики Козодавлева, товарища по воспитанно в Лейпциге Радищева и др., не лишним считаем привесть ответ его преосв. Сергию: «На отношение вашего преосвященства от 2 сего Майя», писал Козодавлев, «о впавших, Егорьевскаго уезда, сельца Филисова, крестьяи моих в некоторое заблуждение, я писал в Москву действительному статскому советнику Андрею Александровичу Петрову-Соловово, который тем моим имением издавна управляет, и просил его, чтоб он обратил на сие обстоятельство внимание свое и вошел бы с вашим преосвященством по сему делу в сношение, какия надежнейшия средства могли быть приняты к пресечению таковаго злоупотребления. ииоелику же люди сии единственно по простоте и невежеству заблуждаются в вере: то и кажется мне, что исправлять их надобно духом кротости, вразумлять их, и советами и увещаниями приводить их на истинный путь. Сие есть дело сельскаго священника и он без сумнения в сем успеет, ежели примером своим не соблазн, но любовь к Богу и ближнему распространять будет. Я полагаю, что такия меры могут быть ближайшия к достижению в сем деле надлежащаго успеха. Строгость тут не у места, Дух кротости и свободы может быть действительнее всего. Их надобно просветить, и для того должно читать священное писание. А чтобы читать оное: то должно завести школы и если сие нужно я в моих деревнях: то я охотно на то пожертвую. На счет исправления таковых несчастных я ссылаюсь на слова одного отличнаго церкви нашей пастыря. Я хотя и не имею счастия знать его лично: но весьма много почитаю его. В одном месте своего сочинения написал он, что «сии бедные лишенные способов читать глаголы живота вечнаго остаются доселе во мраке заблуждений и разных низких предразсудков, разделяющих их иногда на самые зловредные толки». Далее он говорить: «Ежели раскроем историю, повествовательницу дел человеческих: то везде увидим, что самые идолопоклонники и магометане несравненно ревностнее распространяли и хранили свои религиозныя басни и заблуждения». Наконец в другом месте он же прекрасно разсуждает так: «весьма редкие из них имеют и читают слово Божие. От сего-то недостатка книг живота вечнаго распространяются те суеверия и расколы, которые расторгають единство христианства и терзают св. Церковь. Ища ревностно своего спасения, но не имея в руках книг оное указующих, бедные и жалкие слепцы обращаются к суеверным преданиям и зловредными сочинениям, который напоевают их только духом дерзости и упорства, совсем скрывая от них свет Небесной Истины. Они черпают и пьюот из мутных кладезей, потому что нигде не видят и не находят чистых источников Израилевых. От сего же происходит и то весьма вредное суеверие, по которому, из самых впрочем добрых и усердных христиан, за великий грех почитают даже прикоснуться к Евангелию. Такия суеверныя мысли и толки, кажется, истребились бы, или по крайней мере нарочито уменьшились, ежели бы книги истиннаго слова Божия были везде распространены в достаточном количестве. Наполнив грады, селы и веси, они, при помощи Христа Спасителя, превозмогли бы и навсегда изгнали те душе вредныя сочинения, которыя ныне у многих находятся в толь великом уважении и которые впрочем служат к пагубе душ христианских. Слово Божие, распространившись, само собою чрез единое чтение, без всяких истолкователей, весьма было бы сильно обратить заблуждающих на путь истины и показать средства ко спасению». Я думаю, слова сии известны вашему преосвященству больше, нежели кому другому. Я мысленно лобызаю десницу написавшаго оныя, хотя и прошу сочинителя обратить на заблудших овец деревень моих пастырское внимание. Я повторяю, что я все готов употребить на заведение в деревнях моих училищь. Впрочем я всеусерднейше благодарю ваше пре—ство за уведомление меня о таковом произшествии с крестьянами моими».

В ответ на это иер. С. Феодоров показал, что он при всяком удобном случае вступает с отпадшими от Православной церкви в разговоры, внушая им важность христианскаго вероисповедания, приводя на то доказательства и св. писания; но они внушениям и наставлениям его не только не внемлят, но и стараются христианское учение опровергать пустыми и вздорными нелепостями. По устному приказанию преосвященнаго он усугублял все меры привести заблудших к раскаянию и обращению к Православной церкви, но успеть в сем не мог. Помощника себе иметь считает необходимым и для того избирает с. Ушмора священ. Игната Михайлова. По получении этих сведений от свящ. С. Феодорова, указом К— рии от 30 августа 1818 г., согласно резолюции преосв. Сергия, предписано было свящ. с. Ушмора прикомандировать к свящ. С. Феодорову для вспомоществования в деле обращения заблудших; при чем обоим им подтверждалось, чтобы не делали крестьянам каких-либо притеснений или угроз, чтобы не ожесточить их еще более, а чтобы старались преклонить их кротостию, любовию и снисходительностию, а наипаче терпением по примеру апостольскому. Какия будут последствия в порученном им деле, о том они должны были рапортовать преосвященному чрез каждые три месяца.
Но 17 ноября крестьяне дер. Фелисовой дали от себя такого рода заявление: «по
сыску чрез бурмистра нашего, вследствие указнаго предписания, хотя мы к вам попам и явились и довольно от вас слышали предлагаемаго поучения; только впредь ни слышать
онаго, ни к вам являться не хотим; равно Греко – Российской церкви не принимаем и в церковь ходить и образам покланяться не будем и попов к себе со всякой потребой в домы принимать не желаем». Это заявление в подлиннике представлено было к преосв. Сергию при рапорте свящ. с. Ялмонта и с. Ушмора. Вследствие такого заявления крестьян дер. Фелисовой предположено было донесть о том Св. Синоду и сообщить гражданскому начальству; но ни Св. Синоду, ни гражданской власти сообщений об упорстве крестьян дер. Фелисовой почему-то не было сделано. Какия были сделаны распоряжения Анд. Алексиетровым – Соловово касательно крестьян дер. Фелисовой — не известно; но в поданых в 1824 г. в Консисторию причтом с. Ялмонта клировых ведомостях показано, что «раскольников в их приходе не имеется». Из показания с. Ялмонта диакона Герасима Андреева видно, что некоторые из совратившихся в молоканскую секту, благодаря увещаниям священников, обратились к Православной церкви, некоторые померли,
а некоторые, по распоряжению вотчиннаго начальства, переведены были в другия губернии.
Таким образом молоканская секта хотя оффициально в дер. Фелисовой в 1824 г. значится и не существующей, но тайные последователи этой секты в означенной деревне заметны и в настоящее время. По штату 1873 г. в причте при Никольской церкви положены: 1 свящ. и 1 псал., указом Св.. Синода от 9 сент. 1882 г. за № 4072, положены: 2 свящ.,1 диакон и 3 . псаломщика. . .
(Спис. с писц.; Владимирск. кн. В.Крапоткина 7145—7156 (1637—1648) г. ,№ 12603, кн. 1, л. 756.
Дозорн. кн. Патриар. Ведомства, № 44, л. 5 – 6. (Опис. Арх. Мин. Юстиции. Т. 2, стр. 17). Прош. прапорщ, Гр.Афанасьева о построении в с. Ялмонте нов. Никольской церкви. 1756 г. № 30. — Прош. с. Ялмонта прихожан о перекрытии церкви. : 1775 г. — Прош. прихожан о дозволении распространить Никольск. в с. Ялмонте. церковь , и исправить в, ней ветхости. 14 сент. 1808 г.— Прош. иер. Никольск., ц., о дозволении возобновить в , ней иконостас. 11 ноября , 1809 ц.т—Рапорт благочин. о смерти, с. Ялмонта Никольской церкви иep. Иоанна,.,Мнхайлова., 17 декабря 1810 г,— Рапорт благочин. о смерти иер. с. Ялмонта иер. Андрея Ефимиева. 21 апр. 1816 г.—Прош. Причта и, прихожан Никольской в с. Ялмонте
церкви о дозволении внизу существовавшаго храма устроить теплую с. 2 престолами церковь. 21 марта 1856 г. № 1648.— Прош. причта с. Ялмонта об освящ. церкви, 6 сент. 1863 г.
№. 7078.— Указ Консист. на имя наместн. Радовицк. м. арх. Владимира об освящении церкви в. с. Ялмонте. 6 сент. 1863- г. № 6336.— Paп. Арх. Владимира об освящении церкви в с. Ялмонте. 7 окт. 1863 г. № 67.—
Дело, по доношению с. Ялмонта свящ. Симеона Федорова, о уклонившихся с-ца
Филисова крестьянах в секту молоканскую. 1 апреля 1818 г.; № 1.—
Историко-статистич. сведения о Никольской, церкви с., Ялмонта, сост. в 1883 г.
диаконом М. Сервилиным. Русск. Старина. 1878 г. Ноябрь, стр. .410, примеч.
3.—Клир. вед. с 1805—90 г. Р. е. в. 1875 г. № 8. Сп. н. м. Ряз.губ. №: 833— 842, 960 и 961, 1058, 1075—1079. Акт. Арх. Экспед. Т. IV, № 204.)
Из священнослужителей означенной церкви известны:
Иоанн Андроников уп. в 1637 г.
Антоний Андреев уп. в т. г. .
Самуил иоаннов . уп. в т. г.
Михаил уп. в 1681, и 1693 г.
Иаков уп. в т. г.
Лев уп. в т. г.
Фаддей уп. в 1693 г.
Артемий Афанасиев уп. в 1745 г.
Димитрий Афанасиев ,у.п. в т., г,
Иоан Димитриев уп. в 1745 и 1773 г.
Кирилл Афанасиев уп. с 1762—99 г, (умер, в 1813, г.)
Максим Васильев уп. с . 1779 г. по 30 дек. 1790 , г.
Евфимий Максимов уп. с ,1790 —1802 г.
Герасим Никитин уп. с 1792 —-1801 r.
Стефан Кириллов уп. с 1799 по, 30 авг. 1824 г.
Андрей Евфимиев уп. с 1801 —— 16 г.
Иоанн Михайлов уп. с 1802—10 г.
Павел Петров уп. с 1803—13 г.
Симеон Феодоров р. в 1811 г. выб. в 1824 г.
Иоанн. Алексиев Высоков уп. с 26 окт. 1813 до 22 ноябр. 1857 г.
Василий Ерофеев Затишин уп. с 2 февр. 1825 — 76 г.
Иаков Григорьев Сапфиров уп. с 6 окт. 1826 — 35 г.
Иаков Стефанов Бенедиктов уп; с 1835—42 г.
Алексий Антониев Орлов уп. с 1842—45 г.
Петр Алексиев Орлов уп. с 21 ноябр. 1846 по 19 окт. 1878 г.
Павел ииетров Фидатов уп. с 10 мар. 1857 — 74 г.
Иоанн Васильев Зелепцов уп. с 22 ноября 1878—85 г.
Тимофей Яковлевич Постников сост. с 24 ноябр. 1882 г.
Иоанн Алексиевич Чельцов сост. С 30 июля 1885 г.

Добролюбов И. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской Епархии: В 4 т. — Аутентичное издание. — Рязань: Изд-во РГПУ, 1996. Т.З. стр. 428 – 434

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Статистика

Все права защищены; 2024 Храмы Рязанщины