Поиск

Св.князь Роман Рязанский

(память 19 июля/1 августа)
 
      Святой благоверный князь Роман Олегович Рязанский (в миру Ярослав) родился незадолго до нашествия татар на Русскую землю, в 1237 году. Он происходил из доблестного рода рязанских князей, заботившихся о вере и благочестии. Родоначальник рода, пра внук святого равноапостольного великого князя Владимира, князь Ярослав-Константин и его дети князья Михаил и Феодор прославились святостью жизни. Внук Константина Владимир Святославич был примером бескорыстия и самоотвержения, святой Муромский чудотворец Петр также был внуком Константина. Дед святого князя Романа князь Олег основал Ольгов Успенский монастырь недалеко от Рязани. Два деда — князья Юрий и Олег Игоревичи — погибли в 1237 году за веру и отечество в битве с Батыем.
      Святой князь Роман умножил добродетели своих предков и прославив Рязанскую землю многими подвигами духовной жизни. Детство и юность святого князя Романа пришлись на самый первый период монголо-татарского ига, и это оставило отпечаток на судьбе святого князя Романа. В это время он был разлучен со своими родителями. Об отце святого князе Олеге Игоревиче известно, что он был взят Батыем в плен и вернулся на родину в 1252 году. Остается загадкой, как уцелел от татар юный князь Роман. Существует предположение, что он был увезен епископом Рязанским и Муромским Евфросином Святогорцем в Муром.
      Лишенный родных и крова, святой князь Роман с юности шел к христианскому подвигу путем скорбей и страданий. По благочестивому русскому обычаю воспитание его было церковное. Кроткий князь с юности постепенно утверждался в православной вере. Благочестие и терпение, любовь к отчизне и совершенная преданность воле Божией отличали будущего страстотерпца и исповедника.
      Когда отец вернулся из татарского плена, благоверный князь был уже семейным человеком. Его супруга княгиня Анастасия происходила из рода великого князя киевского и отличалась искренней верой и благотворительностью. Трое сыновей — княжичи Феодор, Ярослав и Константин — воспитывались в благочестии и православной вере.
20 марта 1258 года, после кончины отца князя Олега, перед смертью принявшего монашеский постриг, благоверный князь Роман вступил на престол обширного Рязанского княжества, которое в то время медленно восстанавливалось после татарского погрома.
      Князь Роман принял управление княжеством с одной надеждой на Промысел Божий и в продолжение двенадцати тяжелейших лет своего княжения сумел сохранить Рязанские земли от новых разорений. Благоверный князь со слезами молился о своей родине и старался облегчить участь разоренного народа. Словом и примером своей жизни он внушал окружавшим любовь к родной земле и Церкви. Татарские сборщики дани часто злились на святого князя, так как он постоянно удерживал их от насилий и заступался за обиженных.
      Однажды один из баскаков донес хану Менгу-Темиру, что благоверный князь Роман хулит хана и поносит его языческую веру. Нашлись люди, которые подтвердили клевету, и хан вызвал князя в Орду на суд. Спокойно выслушал печальную весть кроткий князь и стал собираться к хану, к горести семейства и всех жителей Рязани, искренно его любивших.
      Отправляясь в путь, благоверный князь Роман распределил между сыновьями уделы своего княжества и причастился Святых Христовых Таин. В Орде князь Роман, по слову летописца, в клевете «полностью оправдался», но этого было мало. По повелению хана благоверного князя стали принуждать принять татарскую веру и отказаться от христианства. Но Роман с негодованием отказался это сделать, сказавши: “Не достоит православным христианом, оставя веру свою православную, приимати веру басурманскую”. Тогда татары стали его жестоко избивать и пытать. Затем ему заткнули рот и, заковав цепями, бросили в темницу.
      В душном подземелье, связанный по рукам и ногам, князь Роман слабел телом, но укреплялся духом. Он предчувствовал, что его ожидает, и только усердно молился. Жребий его уже был решен ханом: он дал татарам повеление умертвить благоверного князя Романа. С жестокими ругательствами извлекли мученика из темницы, и повели на место казни. Князь спокойно шел на мучение, на лице его отражалось чувство христианского смирения и душевного спокойствия, которые даются в удел немногим. Он не страшился принять смерть, но не знал, что его ожидает мучительная медленная кончина.
      Пришедши на место казни, святой Роман в последний раз решил испытать силу своего слова над варварами и начал укорять их в суеверии и жестокости, грозил им гневом Божьим. Ему отрезали язык, а затем предали страшным мукам: выкололи глаза, обрезали губы. Затем начали рубить по частям: сначала отсекли пальцы рук и ног, потом руки и ноги. В довершение содрали с него кожу и воткнули в тело копьё. Это произошло 19 июля 1270 года.
      Предание гласит, что святые мощи мученика Романа Рязанского были тайно перенесены в Рязань и там с благоговением преданы земле. Место погребения осталось неизвестным. Церковное почитание благоверного князя Романа в лике святых началось сразу же после его мученической кончины. Современники называли его новым мучеником и сравнивали с великомучеником Иаковом Персянином.
      В 1812 году, в день памяти благоверного князя Романа, русские войска одержали первую победу при Клястицах. В память об этом на стене Московского храма в честь Христа Спасителя был написан образ святого князя Романа. По преданию, на иконах благоверный князь изображался так: «Князь средних лет, с волосами русыми, кудрявыми, падающими на плечи тонкою волною, в собольей шубе на плечах, в бархатной поддевке; правая рука простерта на молитву, а левая держит город с церковью». С 1854 года совершается в Рязани крестный ход и молебен в день памяти святого Романа. В 1861 году в Рязани освящен храм в честь благоверного князя Романа. Во время Божественной литургии в этом храме поется тропарь страстотерпцу Роману, мудрому устроителю Рязанской земли, молитвеннику, исповеднику, защитнику православной веры.
 
 
      Жития святых  с сайта Рязанской епархии