Поиск

Св. Мелетий, епископ Рязанский и Зарайский

       ноября 1835 г. — 27 января 1900 г.

      Святитель Мелетий, епископ Рязанский и Зарайский родился 11 ноября по новому стилю 1835 года в селе Немском  Нолинского уезда Вятской губернии в семье священника Косьмы Павловича Якимова и супруги его Александры Капитоновны. В семье Михаил был младшим сыном. Отец будущего святителя окончил Вятскую духовную семинарию, был человеком деятельным, исполненным любви ко всему живому, и потому не мог примириться с гибелью жившими на приходе раскольниками. Он проповедовал не только в храме, но часто посещал дома прихожан.
      Во время появления Михаила на свет батюшка Косьма отсутствовал: необходимо было следить за постройкой дома для священнослужителей. Услышав долгожданную весть, он обрадовался, созвал всех рабочих и, угощая их, восклицал: «Радуйтесь со мною, Бог даровал мне сына!» Через год после рождения сына Михаила Косьма Павлович тяжело заболел и 18 октября 1837 года, когда мальчику не исполнилось и двух лет, умер. Его супруга осталась с малолетними детьми на руках и почти без средств к существованию. Семья была обречена на крайнюю бедность. Михаилу и его старшему брату Павлу было не до забав, свойственных их возрасту. Молитва и чтение Священного Писания стало главным в их жизни. Михаил всё чаще стал задумываться об уединении. Именно тогда, в раннем детстве, в нем созрело твердое решение идти по стопам отца. Первоначальное воспитание и образование Михаил Якимов получил в вятских духовно-учебных заведениях, в том числе Вятской духовной семинарии. Еще до ее окончания у него возникло желание уйти в монастырь. Он обратился к настоятелю Успенского Трифонова монастыря ректору Вятской духовной семинарии архимандриту Амвросию с просьбой о пострижении в монашество. И вот 26 марта 1857 года Михаил Якимов был пострижен в рясофор без перемены имени. Его послушанием стало исполнение обязанностей библиотекаря и проповедника. С 1 сентября он получил должность учителя Священной истории и нотного пения в Вятском духовном училище, а затем — надзирателя за учащимися и семинаристами, жившими в монастыре. Однажды один из его друзей, Федор Кабардин, убедил молодого инока продолжить образование в академии. Получив благословение, Михаил отправился в Казань. Сдав экзамены и пройдя собеседование, Михаил приступил к занятиям. Через полгода  в феврале 1859 года он был пострижен в мантию под именем Мелетия. А вскоре был рукоположен во иеродиакона.
В 1862 году иеродиакон Мелетий по указу митрополита Филарета был направлен миссионером в Иркутскую епархию в Посольский Спасо-Преображенский монастырь на Байкале. Свою деятельность он начал в Селенгинском бурятском ведомстве и в конной бурятской бригаде Забайкальского казачьего войска. В декабря текущего года Мелетий был рукоположен во иеромонаха. За пять лет он обратил и окрестил более 500 человек, в том числе и шаманов.Среди миссионерских трудов Мелетий написал сочинение «О переводной церковно-канонической литературе в древней России», за которое в 1865 году был удостоен степени кандидата богословия.
         Для православных Кударинского стана отец Мелетий построил храм, освященный во имя св. Апостолов Петра и Павла. 1 июня 1867 года он переехал в Тунгуйскую степь, населенную ламаитами и окруженную поселениями раскольников. И здесь для новокрещеного населения им устраивается несколько храмов по р. Хилке: в Ташелане, Тарбагатае, Катаевском, в Узком Лугу, на Кирети. Усердные труды будущего святителя скоро привлекли к нему внимание: он был награжден набедренником, через два года — получил благословение Святейшего Синода за обращение в Православную веру из язычества 200 человек и архипастырскую благодарность преосвященного Парфения за построение храмов.
    Проповедников не хватало, и миссионеры часто меняли место жительства. В 1872 году Мелетий получил назначение проповедовать среди бурят и тунгусов на границе Монголии, где освятил Цакирскую церковь. В следующем 1973 году Мелетий был назначен начальником Иркутского отдела духовной миссии и настоятелем Ниловой пустыни в Саянских горах. Все 12 лет миссионерской службы отец Мелетий терпел в Сибири материальные трудности: местные власти миссии не помогали; жалование не превышало 150 рублей. Но и из этих скудных средств они должны были значительную часть тратить на поездки по делам миссии, причем, на довольно большие расстояния. С учреждением православного миссионерского братства в Москве жалование миссионеров возросло до 400 рублей, но и эти деньги миссионеры тратили на нужды миссии.
Отец Мелетий, помимо своей основной деятельности, занимался также вопросами
церковно-приходских школ на окраинах страны. Миссионер также отправляется в Казань для изучения методов перевода христианских книг на языки малых народов России. В Казани он прожил до мая 1875 года. В работе по переложению христианского учения на разговорный бурятский язык отцу Мелетию помогал его келейник бурят Яков Чистохин. В Казани вышла его первая книга на бурятском языке «Поучение к новокрещенным о святой христианской вере».
      Возвратившись в Иркутск, отец Мелетий продолжал работу по переводу православных книг на бурятский язык и в следующем году подготовил для издания четыре статьи, которые были напечатаны отдельной книгой. Продолжалось и его сотрудничество с журналом «Иркутские Епархиальные ведомости». Главной же заботой отца Мелетия оставалась миссионерская деятельность. Ей он отдавал все свои силы, все свое время: за 5-летнее управление архимандрита Мелетия в Иркутской миссии было обращено в православную веру 11 695 язычников. Успехи Церкви на востоке Российской Империи не остались без внимания: 5 августа 1878 года архимандрит Мелетий был назначен епископом Духовной миссии в пределах Забайкальской области; 5 ноября того же года — во епископа Селенгинского со званием начальника Забайкальской духовной миссии. До 1880 года новый епископ пребывал в Посольском Спасо-Преображенском монастыре, а затем переехал в город Читу, чтобы быть ближе к своим «инородческим» прихожанам.
      В апреле 1880 года епископ Мелетий был представлен к ордену святого благоверного князя Владимира III степени. В 1881 году исполнилось 200 лет Забайкальской духовной миссии. Перед этим преосвященный Мелетий в течение 3-х месяцев объехал все Забайкалье: служение в ознаменование юбилея миссии было проведено им во всех храмах. В 1882 году владыка организовал и открыл в Чите церковное Братство св. Кирилла и Мефодия и святителя Иннокентия, что способствовало увеличению числа церковно-приходских школ. За время управления епископом Мелетием Забайкальской миссией было обращено и просвещено святым крещением 3956 язычников-шаманистов.
      В 1888 году преосвященный Мелетий был назначен на Якутскую кафедру, где он
начал свою деятельность с обозрения обширной епархии. В дальнейшем, несмотря на жесточайшие погодные условия, владыка даже в зимние месяцы ежегодно объезжал улусы, проповедуя слово Божие, служа в храмах епархии Божественную литургию. Особенно заботился о просвещении народа: в крае было открыто много церковно-приходских школ. За 5 лет в епархии освящено 14 церквей, намечено было открыть 15 новых приходов, заложено несколько новых церквей, при всех церквах открывались церковно-приходские школы, что способствовало религиозно-нравственному просвещению в епархии. Не было такого вопроса в окружающем мире, который бы не затронул в той или иной степени его внимания с самого момента прибытия на якутскую кафедру. Когда он узнал, что в лесах, изолированно от общества живут прокаженные, по его инициативе в «Якутских Епархиальных ведомостях» в 1890 году была напечатана статья «Проказа в Вилюйском округе». Публикация нашла отклик. В пользу прокаженных  в Якутской области по решению обер-прокурора Св. Синода К. П. Победоносцева был открыт прием пожертвований. На пожертвования была возведена церковь во имя св. великомученика Пантелеимона, выстроен зимний лазарет. Освящение колонии самим архиереем состоялось 5 декабря 1892 года во время обозрения им храмов Вилюйского округа. Кроме того, по предложению преосвященного, попечитель лепрозория, вилюйский купец И. В. Харитонов, выстроил усыпальницу в честь св. праведного Лазаря Четверодневного, пожертвовал 500 пудов хлеба для больных. Активная позиция епископа Мелетия способствовала прекращению эпидемии. Заботу о прокаженных Колымского округа он возложил на приходское попечительство Средне-Колымского Покровского собора, в том числе строительство богадельни, отвечающей по санитарным нормам ее назначению.
     В феврале 1893 году владыка Мелетий был избран почетным членом православного Князь-Владимирского братства в Берлине. Вместе с тем все трудности  миссионерских трудов, занятия епархиального управления, отдаленность этой обширнейшей территории Российской империи от центра, чрезвычайно суровые климатические условия, бездорожье, не мешали литературной деятельности владыки. Из-под его пера выходили многочисленные статьи, книги, проповеди, миссионерские записки и отчеты, содержащие интересные исторические и этнографические факты, регулярно печатавшиеся в номерах журнала «Иркутские Епархиальные ведомости». Святитель приложил столько трудов и стараний к процветанию Якутского края, что современники искренне и с полным правом называли его апостолом Якутии. В 1895 году указом императора Николая II святитель Мелетий был сопричтен к ордену святого благоверного великого князя Александра Невского.
     Однако на склоне лет все чаще давали знать о себе многочисленные болезни. Не раз задумывался святитель о том, что хорошо бы последние годы жизни провести на родной, русской земле. И вот его желание исполнилось: 14 октября 1896 года преосвященный Мелетий был назначен на Рязанскую кафедру. 27 декабря он отбыл из Якутска к новому месту служения. После долгого пути преосвященный Мелетий с курьерским поездом прибыл на станцию «Рязань», где его встретили губернатор Н. С. Брянчанинов, преосвященный Полиевкт, епископ Михайловский, члены Консистории, ректор и инспектор семинарии, городской голова, представители учреждений и горожан. С Рязанского вокзала под колокольный звон всех церквей города владыка проследовал в Рождественский кафедральный собор. Здесь епископ Мелетий произнес первую назидательную речь, в которой кратко рассказал о своей более чем 30-летней службе в Сибири. По окончании речи владыка совершил благодарственный молебен Господу Богу.


     

Несмотря на недуги, владыка совершал подвиг служения Богу в духе апостольской ревности, христианской любви, кротости. Ознакомившись с делами Епархиального управления, владыка начал с поездок по своей новой епархии. Он побывал в самых отдаленных ее уголках с обозрением церквей и монастырей, с архиерейским служением, с освящением вновь построенных храмов. Причем праздничное служение его практически всегда сопровождалось проповедью. Все речи епископа Мелетия отличались задушевной простотой, разнообразным содержанием, дышали чистой любовью и искренним желанием исправить, предостеречь верующих от тех или иных пороков и опасностей. Он побывал в Касимовском, Спасском, Егорьевском, Зарайском, Пронском, Данковском, Ряжском, Скопинском уездах. Всегда и везде святитель Мелетий призывал всех к миру и любви, к строгому хранению веры православной и отказу от разного рода лжеучений.
    Святитель Мелетий посвящал много сил и времени делу просвещения подрастающего поколения. Не удивительно поэтому, что он обращал особое внимание на работу церковно-приходских школ. В своей речи в Рязанской духовной семинарии при открытии педагогических курсов для учителей церковно-приходских школ 21 июня 1898 года он подчеркивал, что «народ русский искони православный, чутьем почувствовал благодатное влияние церковно-приходских школ и показал полное доверие к церковному обучению и воспитанию детей своих в духе веры и благочестия».
     В Рязани святитель Мелетий возглавлял Комитет Императорского Православного Палестинского Общества, а также являлся председателем Братства св. Василия Рязанского. В конце 1899 года для поклонения древней чудотворной Казанской иконе Божией Матери в город Ряжск Рязанской губернии приезжал известный протоиерей Иоанн Кронштадтский, где участвовал в совместной церковной службе с владыкой Мелетием. Продолжал святитель на Рязанской земле и свою исследовательскую и литературную деятельность. Он был одним из продолжателей дела создания Рязанского Церковного Древлехранилища, начатого еще в 1851 году архиепископом Рязанским и Зарайским Гавриилом.
     До последних дней своих владыка не прекращал архиерейского служения в Рождественском кафедральном соборе и в Крестовой церкви Архиерейского дома. Скончался святитель Мелетий 14/27 января 1900 года. Святитель Мелетий был причислен к Собору Сибирских святых в 1983 году. 18 сентября 1998 года мощи святителя Мелетия были перенесены в Рязанский Свято-Троицкий монастырь.

По материалам сайта Рязанской епархии

Изложил Олег Полонский