Поиск

Собор Рождества Христова в Рязани

История возникновения Христорождественского собора начинается во времена появления Рязанского княжества. Сооружение в Рязани, которая до 1778 года называлась Переславлем Рязанским, первого белокаменного собора относится ко времени правления Рязанского князя Олега. Тогда построенный собор был освящен в честь Успения Богородицы. Он задумывался великим князем Олегом Ивановичем и как усыпальница великих рязанских князей. Но к моменту его смерти, в 1402 году, собор был еще не достроен, и великий князь Олег Иванович был погребен в основанном и построенном им Рождества Богородицы Солотчинском мужском монастыре.
Точная дата постройки собора остается неизвестной, это приблизительно 1483 год. При сыне Олега Ивановича, великом князе Федоре Ольговиче, а также при епископе   Рязанском и Муромском Сергии, собор был достроен и освящен. Об этом  свидетельствует и то, что помимо главного алтаря в нем был устроен придел в честь Феодора Тирона, небесного покровителя великого князя Рязанского Федора Ольговича. Со временем собор сделался усыпальницей рязанских князей и правителей. Там похоронены рязанские князья: Василий Рязанский, Федор Ольгович, Иван Федорович, Василий Иванович, Федор Васильевич и другие. Старый Успенский собор просуществовал до конца 16 века, продолжая служить усыпальницей Рязанских князей. В 1564 году Рязанский кремль становится резиденцией Рязанского архиепископа, но через 30 лет церковные власти уже поставили вопрос о перестройке собора, который казался им слишком тесным. Расширение собора продолжалось с 1598 по 1606 годы при архиепископе Митрофане. Тогда же в церкви был устроен придел в честь Федора Тирона. В 1609 году, в смутные времена, святитель Феодорит, Архиепископ Рязанский и Муромский совершил обретение и перенесение св. мощей святителя Василия первого епископа Переяславля - Рязанского от Борисоглебского собора в Успенский (ныне Христорождественский) собор Рязанского кремля. Нетленные св. мощи угодника Божия св. Василия, были положены с левой стороны у алтаря под спудом, где они почивают и ныне. Со временем над местом их погребения была устроена серебряно-позолоченная рака с сенью. В 1609 году в собор были перенесены мощи Святителя Василия из церкви Бориса и Глеба. Согласно документам 1668 года собор имел в длину и в ширину по шесть саженей. Он находился всего в трех саженях от городской стены, за которой протекала река Трубеж. Это создавало опасность подмыва почвы, отчего оседала не только крепостная стена, но и северная стена собора. Опасения за дальнейшую сохранность храма вызвали необходимость построить новый, ещё более крупный собор в более безопасном месте. В 1702 году был выстроен новый большой Успенский собор, а старое здание церкви осталось на прежнем месте. В 1753 году старый Успенский собор был освящен в честь Рождества Христова, и поныне он носит такое название. За много лет здание храма многократно перестраивалось, отчего менялся облик самого здания. И всегда находились поводы для реконструкции церкви. Так, в 1776 году новые церковные своды обрушились, и началась новая перестройка. В 1826 году архитектор Стефенгаген переделал собор в модном тогда стиле ампир. Тяжелые каменные пять глав были заменены более легким деревянным завершением в виде ротонды. У входов появились колонны, с запада соорудили портик, значительно расширили окна. Но и в таком виде собор просуществовал недолго. Уже в 1873 году ветхий деревянный верх собора заменили новым, на этот раз восьмигранным громоздким куполом в псевдовизантийском стиле. Затем расширили западный портик. Автором очередной перестройки был архитектор Звенов. Позднее в соборе пробили новые окна в первом ярусе. В 1911 году сделали новый пол из кафельной плитки. Иконостас в соборе воссоздан в конце ХIХ начале ХХ века талантливым рязанским художником, академиком живописи, основателем рязанской школы и мастерской иконописи, Н.В.Шумовым. В Христорождественском соборе перед его закрытием находились древние православные святыни Рязанской земли. Это чудотворные иконы Божией Матери: Феодотьевская (ХIII) и Муромская (ХII); икона Крестителя Господня Иоанна (ХVI) и многие другие. Однако самой главной святыней являются поныне почивающие под спудом св. мощи Святителя Василия, первого Епископа Переяславля-Рязанского. При соборе также хранилась хоругвь Братства Святителя Василия Рязанского, основанного в 1877 году.
Из священников собора известны:
Федор                         16 век,
Даниил                      1563 г.
Дмитрий                    1606 г.
Симеон Михайлов   1634 г.
Евстафий                   1636 г.
Кондрат Еремеев      1641-1651 г.
Антоний                    1676 г.
Тимофей Дорофеев   1645 г.
Трофим                      1685 г.
Иоанн Моисеев        1701 г.
Стефан Иоаннов       1701 г.
Лев                             1723 г.
Борис Януариев        1740 г.
Иоанн Григорьев      1742 г.
Косма                         1744 г.
Василий                     1752 г.
В советское время храм был закрыт. В 1929 году Собор Рождества богородицы был передан окружному    архиву и обращен в архивохранилище документов по истории Рязанского края, вследствие чего регулярные богослужения в нем были прекращены. Одно из последних богослужений в нем совершил незадолго до своего последнего ареста, священномученик Иувеналий, Архиепископ Рязанский и Шацкий в 1935 году, в праздник Успения Пресвятой Богородицы. И только в конце прошлого века в нём снова вознеслись молитвы, а стены собора огласил церковный хор. Сегодня собор Рождества Богородицы является действующим храмом Рязани.
(по материалам книги Иоанна Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии»)
Показать на карте: Рязань